Лидия Семенова, директор МБУ ИиК г.о. Тольятти «Тольяттинская филармония»
Владислав Радьков, зам.директора по МиОВ МБУ ИиК г.о. Тольятти «Тольяттинская филармония»
Современная цивилизация идет по пути технологического развития, информационные технологии
меняют практически все сферы человеческого бытия. Хотя некоторые деятели
культуры видят в виртуализации и информатизации угрозу основам культуры, мы в
Тольятти считаем, что любую технологию можно использовать для развития.
В самом деле, виртуальный концертный зал (далее – ВКЗ) не является революционной технологией в сравнении с письменностью, книгопечатанием, звукозаписью, кино или телевидением. Наш зал проектировался как киноконцертный и предполагал проведение показов удаленного во времени и пространстве продукта.
Тем не менее, для Тольяттинской филармонии ВКЗ становится вызовом. Мы много лет продвигаем «живую музыку», и попытка дополнить палитру новым продуктом не может не вызвать вопросов внутри и снаружи нашего культурного института.
О целесообразности создания ВКЗ в Тольятти
В самом деле, при наличии 3 живых оркестров, какова необходимость в предложении жителям города культурного продукта, не предполагающего немедленной обратной связи? Не приведет ли видеопоказ выступлений лучших оркестров мира к постепенному угасанию интереса к местным творческим силам? Для чего проводить коллективные просмотры, если каждый обладатель компьютера и качественной акустики может устраивать просмотры в домашних условиях, в то время и с тем окружением, которое удобно и приятно именно для него?
Доля категории населения в возрасте старше 50 в общей численности населения г. Тольятти в 2002-2030 гг. (прогноз)
Диаграмма составлена президентом ТПП г.Тольятти В.Н. Шамраем, 2019 г.
Справедливость распределения культурных благ. Тольятти – крупнейший необластной город России, а также законодательно признанный «моногород», испытывающий сложности перехода от технологий третьего-четвертого технологического уклада к технологиям шестого-седьмого техноуклада, от индустриального к постиндустриальному обществу. В процессе этого перехода в условиях рыночной экономики образуется большой разрыв в образовании и доходах людей, разрыв, который ширится со временем. Бедные не могут позволить себе высококлассный культурный продукт, и уровень их развития и запросов снижается, снижается и запрос на местный культурный продукт, который по экономическим же причинам не может быть бесплатным для людей. Пенсионеры, школьники и студенты не имеют средств, чтобы выехать за пределы города и увидеть лучшие коллективы мира, и у них образуется неверное представление о существующем уровне развития человечества, что определяет в т.ч. поведенческие реакции и инновационный потенциал («Я Битлз слышал: картавят, фальшивят, забывают слова. Мойша по телефону напел»). Виртуальный концертный зал позволяет исправить эту несправедливость распределения за счет бесплатных концертов, единственными условиями доступа на которые является желание прийти и согласие с правилами поведения в обществе. На диаграмме показано одномоментное старение населения города – потенциальных гостей ВКЗ.
Развитие через знакомство с образцами, духовная связь с другими городами России. Короля играет свита, а артиста – публика. Для новых промышленных городов типа Тольятти, где акцент традиционно смещался на техническое образование и прикладные навыки в противовес гуманитарным технологиям и общефилософскому подходу, достаточно характерна неискушенность в тонкостях культурного продукта. В случае коллективной безграмотности публики нередко возникает модель «кукушка хвалит петуха», когда низкопробный культурный продукт одобрен и востребован непросвещенной публикой. Напротив, подготовленная публика, знающая тенденции и уровень востребованных в мире коллективов, становится требовательной и вынуждает местных артистов повышать свой уровень. Виртуальный концертный зал может помочь и тем, кто профессионально занят в искусстве: видеосвидетельство того, как организован процесс, как работают люди – один из лучших мастер-классов. Опасаться за «живые» выступления вряд ли стоит: контур обратной связи, возникающий на концертах, где публика и артисты объединены в пространстве и времени, дает мощные и яркие впечатления и тем, и другим.
Общение, основанное на высоком искусстве. Культурный опыт зачастую ценен социальной компонентой, не сводимой только к пассивному восприятию культурных благ. При изоляции человека в современном мире, атомизации семьи, он стремится компенсировать одиночество на работе и дома походами в общественные пространства, общением с другими людьми. Возможно, это объясняет ту волну интереса, которая подняла не только федеральные учреждения культуры (см. ярмарка абонементов Московской филармонии, выставка Серова), но не миновала и Тольяттинской филармонии. Коллективный эстетический опыт дает людям общее духовно-интеллектуальное пространство, важность которого для прорывного развития сложно переоценить.
Почему же оператором концертного зала должна стать именно Тольяттинская филармония?
Во-первых, филармония является одной из наиболее успешных и востребованных концертных площадок региона. Ежегодно в события филармонии вовлечено около 100 000 жителей, большая часть из которых инвестировала в искусство, приобретя билет. Это – показатель интереса. ВКЗ позволит увеличить пропускную способность филармонии без увеличения нагрузки на местный артистический ресурс.
Динамика численности зрительской аудитории в 2013-2018 гг. по категориям концертов (без гастролей)
Во-вторых, квалификация, опыт и художественное чутье персонала филармонии позволяет отбирать из множества виртуальных трансляций программы, наиболее четко отвечающие культурным запросам и потребностям местных жителей.
Отзывы о работе Тольяттинской филармонии в сервисе Google, март 2019 г.
В-третьих, филармония является площадкой отработки новых технологий и апробации профессий будущего. Высококлассная техника и возможность работы с аудиовизуальным контентом, которые предоставляет ВКЗ, могут наиболее полно быть реализованы именно в филармонии. Филармония уже имеет опыт записей и трансляций концертов.
В-четвертых, филармония обеспечивает развитие агломерации. За счет географического положения филармония берет на себя ответственность за развитие не только крупнейшего необластного города России, второй столицы Самарско-Тольяттинской агломерации, но и близлежащих густонаселенных территорий Самарско-Тольяттинской агломерации – Ставропольского, Шигонского районов (в перспективе, после строительства моста).
В-пятых, филармония эффективно работает с сообществом. Филармония развила шестое в стране по численности сообщество в соц.сети Вконтакте (более 10 000 чел.), крупнейшее среди учреждений культуры Тольятти (https://vk.com/filarman). Это позволяет минимально зависеть от информационных посредников (в т.ч. традиционных СМИ). У нас налажены электронные каналы связи в
Эти факторы делают филармонию сильным кандидатом на апробацию технологии ВКЗ в
Самарско-Тольяттинской агломерации.
Тольяттинский подход к виртуальному залу
Виртуальный концертный зал — это уникальный комплекс оборудования, специалистов, творческих и организационных ресурсов, позволяющий не только записывать и транслировать концерты, но также формировать и расширять круг любителей классической музыки в соответствии с Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки.
Проект адресован не только любителям классики, но и всем жителям региона,
проявляющим интерес к музыке разных направлений, а также педагогам и родителям,
использующим возможности виртуального зала для музыкального воспитания и
просвещения. Особое внимание уделяется юным слушателям и слушателям из
недостаточно социально-защищенных групп: учащиеся средних общеобразовательных
школ, детских школ искусств, люди с ограниченными возможностями здоровья и
пожилые люди.
Тольяттинская филармония расположена в шаговой доступности от крупнейшей школы искусств Центрального района, Тольяттинского музыкального колледжа им. Щедрина, целого ряда учебных заведений общего и профессионального образования города, расположена в центре городского округа Тольятти, с удобными подъездами из населенных пунктов Ставропольского района.
Зал Тольяттинской филармонии
ВКЗ размещается в большом зале Тольяттинской филармонии (см. виртуальный тур: https://tolyatti.navse360.ru/kultura/tolyattinskaya-filarmoniya). Это не только специально созданное для проведения концертов помещение с лучшей в городе акустикой (по отзывам музыкантов), но и надлежащим образом оборудованное и художественно-решенное помещение (паркет, оригинальные буковые кресла, светлая палитра, акустические панели), доступное для посещения лицами с ограничениями здоровья (опорно-двигательный аппарат).
План зоны ВКЗ в большом зале филармонии
В большом зале выделена специальная, максимально удобная для просмотров трансляций зона на 177 мест – такова предельная вместимость ВКЗ на первом этапе развития проекта. Выбранные места обеспечивают наибольший аудиовизуальный комфорт с учетом многофункциональности сцены (возможность использования элементов ВКЗ в комбинации с «живым» исполнением).
В течение первого года работы предполагается бесплатность посещений ВКЗ для всех категорий слушателей, с приоритетом для слушателей из социально-незащищенных категорий (раннее бронирование, квота). В дальнейшем, исходя из объема и структуры спроса, может быть принято решение о частичном зрительском софинансировании расходов на текущую деятельность и развитие ВКЗ.
Планируются следующие текущие форматы работы ВКЗ на основе российского и зарубежного опыта:
1. «Классический» просмотр интернет-трансляций и записей концертов (Записи концертов в формате FullHD 1080i). В случае отсутствия лектора-музыковеда в записи, просмотр предваряет рассказ о прослушиваемой музыке. Элемент интерактива – обсуждение программы после концерта и голосование за программы (возможно как в сети, так и в реальности). В составе этого формата можно особо выделить трансляции синтетических жанров – оперы, мюзикла, балета.
2. «Комбикон». Комбинированный концерт: живые выступления артистов, творческих коллективов, перемежающиеся интернет-трансляциями. Это создает уникальный баланс технологий и «живого» звука, позволяет расширить палитру интерактивных концертов, дополняя технологиями то, что не может быть воссоздано вживую.
3. «Аудиовизуальный урок». Программа для школьников, в которой образовательные аудиовизуальные элементы воспроизводятся, используются современные технологии для взаимодействия с аудиторией.
4. «Народная среда». Программа трансляций-записей, сформированная (и, возможно, проводимая) добровольцами из числа слушателей филармонии.
5. «Тапер». Совмещение видеоряда на экране с «живым» звуком на сцене.
6. «Караоке». Сольное или коллективное пение совместно с аудиовизуальным рядом.
7. «Видеоконференция». Интерактивный формат, предполагающий обратную связь тольяттинской аудитории с удаленным лектором/исполнителем через систему вопросов-ответов-голосований и пр.
8. Съемки и просмотр программ тольяттинского телевидения.
9. Тренинги для звукорежиссеров, видеооператоров и продюсеров.
Примеры содержания программ (из опыта других филармоний):
- «Московская филармония – филармониям России»
- «Пианомания»
- «Музыка, Живопись, Жизнь»
- «Рыцари скрипки и виолончели»
- «Звучащее слово»
- «Симфонические сказки»
- «Урок Музыки в филармонии».
Фото с интерактивного урока в Тольяттинской филармонии, 2018 г.
Пример структуры программы «Уроки музыки в Филармонии»:
Тема музыкальной встречи: «Оркестр и дирижер».
Проводится встреча с настоящим дирижером, который показал какими жестами добиться от оркестра, громкой или тихой игры, каким жестом «обрывают» звук и как добиться слаженности между музыкантами, даже если они просто хлопают в определенном ритме.
Демонстрируется фрагмент концерта Московской филармонии.
Ребята рассказывают и показывают, как они поняли процесс дирижирования.
Основные показатели работы ВКЗ (в соответствии с постановлением Правительства)
Показатель | Значение/минимально допустимое значение |
Предельная вместимость ВКЗ | 177/160 |
Планируемое количество проводимых мероприятий в ВКЗ в год, ед. | 51/10 |
Планируемое количество слушателей, чел. | 8007 |
Планируемая заполняемость зала за отчетный период, % | 88,7/70 |
Обоснование статей сметы расходов на проведение мероприятий на цели, указанные в пункте 1 Правил, с учетом среднерыночных цен субъекта Российской Федерации | Смета обоснована минимальными рыночными ценами на оборудование максимально адекватного качества. |
Таким образом, основным результатом работы ВКЗ должно стать расширение сообщества слушателей академической музыки, выравнивание доступа к культурным благам для различных групп населения, укрепление цифровой грамотности, межрегиональных связей, повышение устойчивости Тольяттинской филармонии за счет высококвалифицированного персонала и качественного оборудования.
Перспективы ВКЗ в Тольятти
- Подготовка и трансляция собственного культурного продукта Тольяттинской филармонии
- Дополнение содержательной наполняемости ВКЗ творческим продуктом страны и мира.
- Совершенствование системы заказа творческого продукта (например, онлайн-формы/календари, личная страничка с обратной связью, помощник ИИ).
- Совершенствование технической базы проекта для совершенствования трансляций.
- Методическая помощь в организации меньших ВКЗ на других площадках СТА.
- Развитие взаимосвязей с профессиональным сообществом – вовлечение в проект музыковедов – преподавателей и студентов ТМК им.Щедрина, музыковедов филармонии, дирижеров, артистов, школьников, ветеранов отрасли «Культура» как в качестве наемных работнков, так и в качестве волонтеров.
- Повышение квалификации персонала проекта – обучение новым технологиям новых участников.
Использованные источники
https://www.sgaf.ru/vkz/o-proekte