Проект «Наука музыки»

When_Music_Met_Science[1]

ПРЕЛЮД

Через серию интерактивных концертов-лекций, проводимых высококвалифицированными специалистами города Тольятти мы проводим знакомство всех интересующихся с основами современной естественнонаучной картины мира, технологиями и профессиями будущего. На каждом занятии слушателей ждут задания и опыты, а тем, кто намерен серьезно включиться в тему, мы предлагаем заняться курсовыми проектами.

ТЕОРИЯ

Абонемент «Наука Музыки» — опытная задумка Тольяттинской филармонии, посвященная продвижению осознанных занятий Музыкой для постижения окружающего мира через проработку связей Музыки с другими видами человеческой деятельности, и в первую очередь, с естествознанием. У музыки, математики, физики и биологии значительно больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Мы вдохновляемся примером античных, средневековых и современных учёных Запада и Востока, многие из которых глубоко изучали Музыку: среди них и Пифагор, и Боэций, и Леонардо, и Хазрат Инайят Хан, и Томас Юнг, и Чарли Чаплин…

Вслед за составителями средневекового образовательного стандарта — «квадривиума» — мы убеждены, что изучение музыки нужно каждому человеку, стремящемуся глубже познать окружающий и внутренний миры.

Мы с чуткостью относимся к русскому и советскому музыкальному искусству, подарившему миру немало ясных и точных наблюдений, работающих подходов и мощных средств работы с телом и сознанием. Мы прекрасно помним моряка Римского-Корсакова, химика и медика Бородина, офицера Мусоргского и государственного служащего Даргомыжского, инженера Кюи… Их творчество — пример взаимного влияния искусства и естествознания.

Современный подход к музыке — это сочетание право- и левополушарного подхода, комбинация свободы искусства и точности науки. Целый ряд новых исследований и инструментов, новое открытие традиционных музыкальных культур народов мира, научно-технические революции привели к переосмыслению того, зачем и как мы учимся музыке. Да и само понятие музыки значительно расширилось. Музыка всё в большей степени становится наукой и искусством постижения и изменения мира через звуковые колебания.

ЗАМЫСЕЛ

Мы хотим, чтобы через мир исполнительских искусств юные тольяттинцы смогли бы прикоснуться к миру естественных наук. Система занятий, заканчивающаяся проектом, позволяет не только получить сведения о различных науках. Основная цель проекта — развитие знаний, умений и навыков слушателей, которые они смогут применить как в занятиях музыкой, так и в «нормальной жизни», в профессиях будущего.

Задачи:

— усилить интерес школьников к самостоятельному осмыслению разделов математики, физики и биологии посредством искусства;

— стимулировать самостоятельный поиск и исследование связей между искусствами и наукой;

— подготовить деятелей искусства, способных представлять музыкально-просветительские программы на основе научных знаний (в отличие от обычных принципов эстетики или историзма).

Мы хотим внести вклад в формирование общей инновационной среды в Тольятти, когда развивающая способности деятельность ожидает людей не только в учебных заведениях, но и в других жизненных ситуациях.

Мы также стремимся напомнить обществу о важности музыкальной практики для складывания творческого мышления, поддерживаемых результатами научных исследований, положительно характеризующих наличие связей между музыкой и активностью мозга [1], пространствено-временным мышлением [2], способностями к обучению [3].

АУДИТОРИЯ

Концерты абонемента организованы в модульной форме: можно посетить  любое количество занятий, но постоянное посещение повышает ценность проекта для слушателя.

Возрастные рамки абонемента также не установлены, хотя основные его адресаты — ребята в возрасте от 10 до 16 лет, которые интересуются технологиями и искусством и решают, чем они хотели бы заниматься в будущем. Взрослым людям на наших занятиях тоже будет интересно, а веселые упражнения могут быть полезны и для малышей.

ФОРМА

Проект подаётся в форме отдельных тематических занятий/модулей (по запросу партнёров) и абонемента.

Абонемент разделен на периоды, посвященных определенному сегменту технологий будущего. Каждый период состоит из 4-6 занятий, должен заканчиваться кадансом в виде проекта, который делают сами слушатели. В случае востребованности у горожан абонемент будет продолжаться.

Для самостоятельного обучения каждое занятие проекта обеспечивается списком источников (как традиционными, так и аудиовизуальными).

Проект апробировался в Тольятти в 2013-2016 гг. на базе библиотеки, был представлен на Проектной сессии под задачи Национальной технологической инициативы (Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Москва, 2016 г.). Заявлен на социальный акселератор АСИ (январь 2018), прошёл первичный отбор.

ОРКЕСТР (i-Music Lab)

Компетенции исполнителей, которые тесно связаны как с миром науки, так и с миром музыки, сочетание места и формы подачи делают наш проект уникальным.

Григорий Ляндрес — композитор, аранжировщик, преподаватель и энтузиаст джаза, хорошо известный любителям эстрадной и импровизационной музыки Самарской области. Музыкант джаз-оркестра Тольяттинской филармонии, многолетний сотрудник радио ОАО «АВТОВАЗ»,  Григорий известен многочисленными композиторскими работами для ТВ и радио. Мореплаватель. Играет на клавишных инструментах.

Эдуард Тишин — композитор, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа им. Р.К. Щедрина, артист симфонического и джазового оркестра Тольяттинской филармонии, энтузиаст джазовой музыки в Тольятти. Инженер-авиаконструктор, велосипедист. Играет на ударных, перкуссии, трубе.

Димитрий Чумакдиктор, звукорежиссер, преподаватель Тольяттинского государственного университета. Музыку слышит везде: в стуке дятла, мерном покачивании вагона, шуме ленты эскалатора, звуке застегивающейся молнии, шипении масла на сковородке… Голос, который многие не раз слышали, но никогда не видели его обладателя. Играет на перкуссии, гитаре, духовых инструментах.

Владислав Радьков — ГАП (ведущий разработчик проекта), зам. директора Тольяттинской филармонии по маркетингу и развитию. Велосипедист, эколог. Играет на гитаре, бас-гитаре, контрабасе.


Хроника тематических занятий проекта

Для Волжской Картинной Галереи. «Наука музыки: Образы звука» Для детей 3-11 лет. 13.01.2018 г.

Для фестиваля «Жигулёвское море». «Наука Музыки: Море звуков» (материаловедение). 24.02.2018 г.


Абонемент «Наука музыки». Период первый. Нейрокогнитивные технологии

План занятий:

1 такт. В мире звуков

Первое занятие прошло 13 марта 2016 года в большом зале Тольяттинской филармонии.

2 такт. Звуки и смыслы

3 такт.  Технологии музыкального восприятия (с примерами)

4 такт. Понятие о машинном обучении и нейронных сетях (на примере живой сети – оркестра)

5 такт. Технологии создания нейросистем

Проект: «Музыка для жизни» (проекты нейросистем для решения актуальных проблем)

Презентация для проекта «Новая модель дополнительного образования детей»

Группа проекта ВКонтакте