Накануне дня рождения первой домры Русского оркестра филармонии Тамары Васильевны Кормишиной мы расспросили ее, как она пришла в музыку. И узнали, кого и за что она благодарит, чем она гордится и чему радуется каждый день.
– Я родом из села Курумоч. В 1974 году в селе открылась вечерняя музыкальная школа. И мама сразу же привела меня туда, мне было 8 лет. Свободные места оставались только в классе домры, и я согласилась учиться играть на этом инструменте.
— Маме важно было, чтобы я училась музыке. Потому что она сама человек творческий и музыкальный. Вся наша семья с Украины. Мама, папа, две бабушки, даже моя крестная – с одного села Костянца Хмельницкой области. Когда папа служил в армии в Самаре, ему тут так понравилось, что впоследствии они с мамой переехали в Курумоч. Папа шофер, мама работала поваром.
Хочу сказать несколько слов о моей маме – Антонине Макаровне Дворковой. В юности она играла на семиструнной гитаре и пела. У нас в семье все любили музыку и пели и на русском, и на украинском языке. Все праздники, все дни рождения проходили обязательно с гармошкой – на ней играл папа. Мама очень любила смотреть индийские фильмы, придумывала себе костюмы, танцевала, пела в самодеятельном хоре дома культуры. У нас в семье всегда звучала музыка.
— Моей первой учительницей была Лидия Трофимовна Цвелодуб. Спустя 30 лет мы снова с ней встретились в Тольятти и сейчас тесно дружим. Более сорока лет она работает в музыкальной школе №3. Потом три года подряд у меня менялись педагоги, они были не домристы, а баянисты. И у меня был сложный возраст – 10-12 лет, я не хотела учиться в музыкальной школе. Но мама меня всегда уговаривала: «Ну, потерпи еще годочек, ну потерпи!». Но потом мне повезло: последние три года у меня была преподаватель-домристка – Южакова Марина Леонидовна. Вот благодаря маме и Марине Леонидовне я и закончила школу.
— Мама меня уговаривала не бросать музыку, потому что один педагог ей сказал: «У вашей девочки есть способности, ей нужно продолжать обучение». И она все делала для того, чтобы я все-таки закончила музыкальную школу. Ей нравилась профессия музыканта, преподавателя, и она хотела мне лучшей жизни. Сама она поваром работала, это очень тяжелая профессия.
Если учась в школе, я еще не думала, что музыка станет моей профессией, то когда пришло время поступать в музыкальное училище, я уже хотела поступить. В то лето мама сняла с книжки все свои сбережения и купила мне домру за 200 рублей и футляр за 25 – достаточно большая сумма по тем временам вышла! А училась я играть на школьной домре, которая стоила 8 рублей.
Я поступила в Куйбышевское музыкальное училище к Татьяне Петровне Варламовой. Мне повезло: Татьяна Петровна – великолепный преподаватель! С ней я тоже поддерживаю отношения.
В училище я обнаружила, что еще больше, чем сольно, мне нравится играть в оркестре. Музыка звучит красиво, летит, как стая птиц!.. Здорово! Оркестром училища руководил Евгений Михайлович Лакирев. Вот с тех пор я очень люблю ансамбли, оркестры.
В музыкально-педагогический институт имени Гнесиных я поступила к педагогу Татьяны Петровны Варламовой профессору Виктору Семеновичу Чунину, сдав огромное количество экзаменов и выдержав конкурс. Получается, педагоги меня как будто передавали из рук в руки. Вот четыре моих преподавателя-домриста – четыре моих кита, на которых я состоялась в профессии, – Лидия Трофимовна, Марина Леонидовна, Татьяна Петровна и Виктор Семенович. С педагогами мне очень повезло в жизни!
Когда я поступала в Гнесинский институт, мама через газету поблагодарила педагогов курумоченской музыкальной школы. Публикация так и называлась: «Помогли сделать выбор». Я храню ее.
Учиться в Москве было очень интересно! Но я никогда не хотела там остаться. Может быть потому, что не было возможности? Если хочешь работать в большом столичном коллективе, нужно иметь московскую прописку. А у меня на тот момент уже была семья, ребенок, нужно было где-то осесть. Но я не жалею нисколько. Мне милее тихий город.
К выпуску из Гнесинки на кафедре народных инструментов появилось объявление, что требуются музыканты в город Орел, в институт культуры и искусств. И мы поехали. Пять лет там отработали. Жили в общежитии. Очень интересное было время! Мы познакомились с известным композитором Евгением Петровичем Дербенко, его музыкой. В Орле я играла в муниципальном оркестре русских народных инструментов под руководством В.К. Сухорослова. У нас в Орле много друзей осталось.
В 1997 году нас пригласили в Тольятти: Татьяна Петровна Варламова рекомендовала нас в ансамбль «Эмма», руководителем которого был Владимир Романович Четвертаков. Мы играли в ансамбле и преподавали в музыкальной школе имени Балакирева. С ансамблем «Эмма» мы побывали в разных городах и странах, стали лауреатами многих всероссийских и международных конкурсов. А самой значимой для нас стала победа на 36-м Международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в городе Клингенталь (Германия). В это же время мы с мужем и дочкой создали семейный ансамбль «Волга-Волга», выступали на многих площадках города и области. К тому времени дочка Катя уже училась в музыкальной школе. Сейчас она великолепно играет на фортепиано, гуслях, жалейке, и тоже работает в Русском оркестре.
Работая с детьми в музыкальной школе, я вижу, что им играть на домре непросто, так же как и мне было: пальцы больно. Нужно наработать профессиональные мозоли, и будет легче. Я помню, что сама плакала, пока учила «Во саду ли в огороде». А мама потом гордилась моими мозолями и всем говорила: «Вот посмотрите, какие у нее пальчики!»
Почему же, несмотря на боль, стоит продолжать занятия? Потому что в конечном итоге игра на инструменте дарит радость и счастье.
Помимо двух работ – в оркестре и в музыкальной школе – у меня есть множество разных увлечений. Я люблю активный отдых, занимаюсь скандинавской ходьбой, хожу в бассейн, зимой катаюсь на лыжах. Посещаю филармонию, театр. В детстве я хотела танцами заниматься. Но моя мечта осуществилась у внучки – она занимается в школе танцев при образцовом художественном коллективе «Самоцветы». Я с удовольствием хожу на ее отчетные концерты.