Равиль Ислямов. В конце января – 2025 нам предстоит познакомиться с ним впервые. Большая удача услышать на сцене Тольяттинской государственной филармонии восходящую (по возрасту), но точно уже взошедшую (по мастерству и признанию) на музыкальный небосклон звезду в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны» с Симфоническим оркестром филармонии под управлением главного дирижера Игоря Мокерова.
Среди достижений Равиля – Серебряная медаль XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург), I премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва), XVII Молодежных Дельфийских игр России (Владивосток), III Международного конкурса скрипачей им. Леопольда Ауэра (Санкт-Петербург), Гран-при XII Международного конкурса скрипачей им. Бетховена (Австрия).
Мы взяли у Равиля Ислямова первое и эксклюзивное тольяттинское интервью, чтобы поближе познакомить наш большой филармонический «клуб» со скрипачом, который в 16 лет становится солистом Санкт-Петербургского Дома музыки и получает от него уникальную скрипку знаменитого итальянского мастера Джузеппе Гварнери «дель Джезу» 1735 года, носящую имя Виотти, Парлоу.
Искренность и красота
– Равиль, вы стали лучшим исполнителем XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского в номинации «Скрипка» по результатам зрительского голосования на портале ClassicalMusicNews.ru. Как вы шли к этой победе, как такая значимая оценка профессионализма и таланта изменила вашу жизнь. Или не изменила?
– Каждый человек, участвуя в конкурсе или соревнованиях, стремится завоевать высшую награду: золотую медаль, первое место. Но для меня одним из важнейших устремлений на конкурсе Чайковского было найти отклик у публики своей игрой. В конкурсах, как и в соревнованиях, всё-таки, преобладает спортивная составляющая, которая оценивается членами жюри в большей степени. Люди же хотят слышать в исполнении искренность, красоту. И очень часто мнения аудитории и жюри не совпадают.
Особенно это заметно, как ни странно, в спортивных соревнованиях. У всех на слуху такие имена как Денис Аблязин, Василий Мизинин, сёстры Аверины, Алексей Немов. В этом отношении для меня очень хорошей школой закалки были детские и юношеские конкурсы, где призовые места ещё не влияют на твою профессиональную карьеру, но очень важно почувствовать зрителя, постараться заслужить его доверие своей игрой. Исходя из этого при выборе программы конкурса и во время исполнения на нем, высший приоритет для меня имела аудитория, для которой я играл. Наверное, это и помогло мне получить такую высокую оценку зрителей. Да и после конкурса моя музыкальная жизнь не закончилась и люди каждый раз продолжают «голосовать ногами», когда приходят и даже прилетают из других городов на мои концерты. За что я им очень благодарен.
– Вас называют смелым и мощным исполнителем. Откуда смелость? И смелы ли вы в жизни в каких -то решениях?
– Если судить по тому волнению, которое я испытываю перед выходом на сцену, то не очень-то я и смелый. Ну а если судить по тому, что, преодолевая это волнение, я все-таки выхожу на сцену, то какая-то толика смелости в этом есть.
С детства мои родители учили меня приходить к самостоятельным решениям и не бояться преодолевать трудности. Я всегда чувствовал от них поддержку, и это придавало мне силы и уверенности в любых обстоятельствах. Отдельно хочу сказать о своём педагоге — народном артисте России, профессоре Александре Емельяновиче Винницком. После любого выступления мы проводим анализ, обмениваемся мнениями, думаем, как можно было сделать исполнение ещё интересней. Такая поддержка родных и близких мне людей и придаёт мне смелость.
– В 16 лет вы стали солистом Санкт-Петербургского Дома музыки. В момент этого нового и очень серьезного статуса вы чувствовали себя на 16 или старше?
– Я всегда ощущал себя на свой возраст. Хотя мне говорили, что когда я играю, то выгляжу намного старше. Люди очень удивляются этой разнице в восприятии меня на сцене и вне её. Мой отец, шутя, объясняет это тем, что, когда я беру скрипку и начинаю играть, в меня вселяется что-то потустороннее.
– Какие композиторы, какие программы стали для вас в тот момент «входным билетом» в эту взрослую музыкальную профессиональную жизнь?
– Могу сказать, что «входным билетом» в Санкт-Петербургский Дом музыки для меня стала Концертная фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен» Ваксмана.
Ощущение радости
– Сколько часов вы отдаете работе с инструментом? Бывают ли выходные дни и каникулы? Кто научил вас этой ответственности или просто любви к музыке?
– Раньше, в детстве, занимался очень много. Мне кажется, что я вообще не выпускал скрипку из рук. Мой педагог по скрипке в ЦМШ Г. С. Турчанинова говорила, что в году нужно отложить скрипку на две недели для обновления восприятия звука.
По мере взросления, с приобретением навыка игры на скрипке, времени для технической работы выделялось всё меньше. Больше тратилось на работу над произведением, над замыслом автора, над воплощением своих идей в конкретном произведении. Да и учёба в консерватории, хоть и развивает внутренне, не способствует многочасовым занятиям на скрипке.
О выходных днях, каникулах и праздниках, когда можно отлынить от музицирования, уже давно не думаю.
По-другому могу сказать, любовь, если она есть, не отпускает тебя ни на выходные, ни на каникулы. Она просто живёт внутри тебя, также, как и музыка.
– Кто стал вашим первым учителем в жизни и профессии? Главные правила, которые вне музыки вы от этого человека усвоили?
– Моими первыми учителями в жизни, конечно, были родители. Я даже не помню, когда я научился читать, писать, считать, а также писать и разговаривать на английском языке. В детстве у меня было такое ощущение, что я умел это делать всё с рождения. Хотя есть видеозаписи моих младенческих успехов, я не помню самого процесса обучения. Скрипкой я начал заниматься в 4,5 года во Владимире у Марины Валерьевны Бестелесной. И моим первым воспоминанием о том, что я играю на скрипке, было выступление на сцене Владимирской филармонии. Могу сказать, что мне очень понравилось это ощущение радости, когда все в зале аплодировали, и было очень много подарков и цветов.
Показала характер
– У вас уникальная скрипка. Расскажите о ее характере, звучании, о ваших с ней взаимоотношениях.
– На этой скрипке я играю уже шестой год. Это скрипка Гварнери «дель Джезу» 1735 года, которую мне предоставил Санкт-Петербургский Дом музыки прямо перед 16-м конкурсом Чайковского. Наиболее известным её владельцем был Джованни Баттиста Виотти, и, возможно, именно на ней он написал свои 29 скрипичных концертов, которые до сих пор пользуются большой популярностью у тех, кто хочет постичь наше искусство.
– Сразу ли вы подошли друг другу? Не бывает ли она строптивой?
– Конечно, найти к ней подход было непросто, она сразу показала свой характер. Но сейчас мы с ней нашли общий язык и она позволяет мне сыграть музыку именно так, как я хочу.
Вот в этом Дед Мороз не поможет
– До приезда в Тольятти, нас всех ждет любимый зимний праздник. Есть ли у вас в семье какие-то новогодние традиции? Писали ли вы в детстве Деду Морозу и были ли в этих письмах просьбы, связанные с музыкой?
– Первое письмо Деду Морозу я написал, когда мне не было ещё и трех лет. И, конечно же, как и большинство мальчишек, я попросил у него машину с дистанционным управлением. Многие из этих писем хранятся сейчас дома во Владимире. Просьб, связанных с музыкой, не было, наверное, потому что родители сказали, что Дед Мороз мне здесь ничем не поможет.
В этом году 31 декабря я буду участвовать в новогоднем концерте «Восточные сказки» в Большом зале Московской государственной консерватории вместе с Симфоническим оркестром Московской консерватории под управлением художественного руководителя оркестра Вячеслава Валеева. Программа концерта ещё не утверждена, но, надеюсь, на нём будет впервые исполнено симфоническим оркестром моё произведение «Однажды в сказке». Для меня это очень волнительное событие. И если это случится, то о лучшем подарке на Новый Год я и не мечтал. Конечно же, на этом концерте я буду фигурировать не только как автор, но и как солист.
Потом мы всей семьёй пойдём домой. Думаю, что мы должны успеть к бою курантов. Будем слушать поздравление президента и смотреть «Голубой Огонёк». Может быть, выйдем погулять в парк. У нас около дома очень красивый парк, там построили настоящий Диснейленд.
– Какую программу, Равиль, вы привезете к нам в Тольятти?
– Да, после новогодних праздников у меня начнутся гастроли и, конечно же, я заеду в город Тольятти, куда привезу один из самых красивых скрипичных концертов, написанных Николо Паганини — это будет Концерт № 1 Ре мажор.
– Что любите кроме музыки?
– Кроме музыки… люблю сочинять музыку. Люблю свою семью. Люблю играть в компьютерные игры. Люблю японскую кухню. Люблю, когда падает снег и не очень холодно. Люблю смотреть на красивый закат. Восход я обычно просыпаю. Люблю играть в пинг-понг, плавать в бассейне и отдыхать на море.
Сейчас я вряд ли написал бы письмо Деду Морозу. Скорее я обращусь к Всевышнему и поблагодарю Его за всё, что он мне даёт, и попрошу терпения и трудолюбия.
Беседовала Марта Тонова