Накануне концерта «Гитара в джазе», который готовят гитарист Виктор Мельников и ансамбль солистов Джаз-оркестра, Виктор Яковлевич рассказал, почему передумал поступать в медицинский, как оказался в цыганском ансамбле и каким образом ушу помогает играть на гитаре.
Почему не в физкультурный
– Я не планировал быть музыкантом. В музыкальной школе я отучился три класса – играл на баяне. В выпускном классе решал, куда поступать – в медицинский или физкультурный. Я уже начал подкачиваться, отлично знал анатомию человека, куда какая мышца тянется. И тут мне наш учитель по музыке говорит: поехали поступать в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение! Для этого не требовалось оканчивать музыкальную школу. А я к тому времени самостоятельно освоил гитару, мы играли на танцах. И я поехал. И поступил.
Я к тому времени уже понял, что девочкам больше нравятся те, кто играет и поет, чем те, кто пахнет спортзалом.
Роль цыган
– После первого курса музучилища меня призвали в армию.
А потом мы с ансамблем Жемчужного поехали на гастроли.
Но я недолго с ними сотрудничал. Гастрольная жизнь мне не очень понравилась. И по деньгам выходило меньше, чем я зарабатывал. Но у них я, конечно, получил отличный опыт. Мне надо было с семиструнной гитары переходить на шестиструнную – на такой традиционно джаз играли. А на бас-гитаре строй как на шестиструнной.
Медицина и ушу
– Был период, когда я с музыкой порвал. Думал, что окончательно. Это было в 1989 году. Нравы менялись, начались наезды: «Играй, подла, пока не удавили»… А я человек вспыльчивый… К тому времени одного гитариста в «Волжских зорях» убили примерно в таком конфликте… А у меня в то время было уже трое детей. Я ушел в отпуск, я тогда в ресторане «Лада» играл в ансамбле, и не стал возвращаться.
…Пошел таксовать, как все нормальные люди. И еще я ушу увлекался. А потом по телевизору увидал рекламу Интерколледжа в Москве. Закончил его по специальности «медбрат» и «специалист по массажу». И начал работать массажистом в «Прилесье». Мы работали со спинно-мозговыми травмами. Ездили к Дикулю Валентину Ивановичу, его методику освоили. Применяли все знания в Центре по реабилитации спинно-мозговой травмы «Преодоление».
И как раз в это время мой друг Саша Фоменко, в прошлом футболист, показал мне видеозаписи Джо Пасса – это мой на долгие годы любимый гитарист. И это меня подстегнуло: я опять начал потихоньку играть на гитаре.
Играть, кстати, стал лучше. Может быть, это связано с тем, что я ушу занимался – там есть упражнения, которые работают с сознанием с подсознанием. И аппарат раскрепостился, стал более свободным.
Джаз, цирк и фестивали
– Однажды дома раздался звонок в дверь. Открываю. «Здрасьте. Я Валера Мурзов. – Ну, проходи». Я его лично не знал. Но на выступлениях видел, а потому сразу узнал. Он рассказал, что решается вопрос о создании джазового оркестра. Предложил поиграть, порепетировать вместе. Я отыграл с ними несколько программ в цирке. Ну и дальше пошло. Оркестр организовался.
Но я параллельно и сам рос. В оркестре соло гитары много не дают. Там в основном сидишь на аккомпанементе. И если б я играл только то, что мне Валера дает, я бы не развивался. А я так не могу. Поэтому я всегда много работал, выступал на корпоративах, играл в ресторанах. Собрал свое трио «Тольятти-джаз-транзит», и когда оркестр организовался, мы вошли в него ритм-секцией.
Этим трио мы в Новокузнецке в 2000 году выступали на международном джаз-фестивале. Там были только профессионалы, иностранцы и москвичи. Мы стали лауреатами.
На последнем тольяттинском всероссийском джаз-фестивале нас тоже отметили. Председателем жюри был Владимир Фейертаг – известный джазовый критик, автор джазовой энциклопедии. На этом фестивале мы выступали в составе трио «Экспромт»: я, контрабасист Валентин Зуев и Марина Казакова на клавишах. На совещании жюри Фейертаг сказал, что отдал бы все призы нашему коллективу. Почему? По регламенту каждый участник фестиваля должен был исполнить три композиции. Первая наша композиция была «Тихо, как на рассвете». Я всегда стараюсь играть свои аранжировки – из меня так идет, по-своему. Я помню, летом был на учениях в Карпатах. Встал рано-рано, часа в четыре. Вышел на улицу – такая красота! И тишина звенящая. Пронзительно просто! Композиция «Тихо, как на рассвете» у меня ассоциировалась с тем эпизодом. И я в интродукции карпатские мотивы наиграл. Никто до меня так эту вещь не играл.
И все остальные вещи были в собственной аранжировке. Это Фейертаг и отметил. Я стал тогда лучшим гитаристом, а Валентин – лучшим басистом.
Состояние сознания и состояние души
– Гитару я осваивал самостоятельно. И джаз тоже. Изначально он мне не зашел. Мне попался диск Уэса Монтгомери – это гитарная мега-звезда. Это был коммерческий концерт, мне он не понравился. Но я тогда в ресторанах работал, там обычно в начале вечера исполняли инструментальную музыку. Многим нравился джаз. Вот так – сначала инструменталочку, потом импровизацию – постепенно и втянулся.
А потом мне попался диск трио Алексей Кузнецов, Леонид Чижик и Алексей Исплатовский. Они играли популярные мелодии Гершвина. Вот это было очень интересно! И я продолжил слушать джаз.
Вообще надо много слушать. Много. Чем больше вариантов ты знаешь, тем легче самому двигаться. Обычно начинают копировать кого-то: снимать соло, повторять. Я тоже копировал. Но потом понял, что надо на основе услышанного что-то свое делать. Потому что это из тебя выходит и в тебе остается. А чужое надо постоянно запоминать. Я слушаю, мне нравится, начинаю свое сочинять. И не стесняюсь это фиксировать, записывать. Я таким образом развиваюсь.
Поначалу на «Голосе Америки» слушали «Час джаза», там шуму было больше, чем музыки, но слушали. Потом стали приходить диски. А потом уж видео пошло! Я смотрю – мой любимый Джо Пасс играет, вот, передо мной! Это меня у меня вызывало еще больше желания играть.
Я слушал именно джазовых гитаристов. А, например, Пэт Мэтони, Джон Скофит больше слушали саксофонистов – Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна, чем гитаристов. Но то, что можно сыграть на духовых или фортепиано, на гитаре не сыграешь.
Меня как-то спросили в интервью: «Что для тебя джаз?» Я подумал и ответил: «Мое состояние души». Я с ним ложусь спать. Просыпаюсь с ним, целый день хожу с этим состоянием души. Я не знаю ни одного джазового музыканта, который убил бы человека. Но, кстати, и трезвенников нет. Это такое состояние. Комфортное. У меня вдвойне комфортное, потому что я не только слушаю, но и играю. А в этом есть свой андреналин. Потому что я всегда импровизирую. Я не играю заученные соло, потому что мне это неинтересно, в этом адреналина нет. А импровизация – это когда тебя бросают в гармоническую ситуацию, и ты по ходу выгребаешь, выкручиваешься, и чувствуешь, что это хорошо, с публикой резонирует, и это дополнительный кайф.
— Но ведь надо иметь отменную реакцию, видеть, слышать соседей по оркестру, понимать, что они хотят сыграть, чтобы выдать свое. Как вам это удается?
–Наверное, это с китайскими практиками связано. Я занимался тайцзицюань – есть такой стиль ушу. Он плавный, как медленный танец. Но нужно поймать определенное состояние сознания. У меня получилось. Надо отпустить тело. Но! Нельзя, не играя, не накапливая ничего, сесть и начать импровизировать – не получится. У меня много вариантов, много заготовок в голове, я их комбинирую, как лего. Сегодня я играю один вариант, но если сравнить с тем, что я сыграю завтра на эту же гармонию, будет уже совершенно другая импровизация. Это не чудо. Но, наверное, выше, чем ремесло. Мастерство? Это не одним днем нарабатывается.
– А правда, что Анатолий Кролл про вас сказал: «Этот гитарист может украсить любой оркестр в Москве»?
– Это на видеозаписи есть. Конечно, приятно, когда твой статус определяет такой авторитетный человек! Одно дело ты играешь и сам о себе говоришь много хорошего. Другое – когда твой уровень отмечают профессионалы. И самоуважение вызывает и уважение окружающих.
Что будет в программе концерта
– Начнем с моей первой джазовой композиции Autumn Leaves – «Опавшие листья». Затем трио исполним «Тихо, как на рассвете» в моей аранжировке с карпатскими мотивами. Будет «Тольятти джаз-транзит». В том же составе, в каком мы ездили на фестиваль в Новокузнецк: я, Валентин Зубов, Ольга Денщикова, Алексей Дмитров. Будем играть стандарты. Любимые назвать не могу – у меня всё любимое. Я вообще джаз люблю. Я однолюб. Не всеядный. Может, поэтому и добился результатов.
Наталья Мишанина
Фото из личного архива Виктора Мельникова