- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЗАЛ
К 180-летию Н. А. Римского-Корсакова
К 10-летию воссоединения Крыма с Россией
Н. А. Римский-Корсаков
«ШЕХЕРАЗАДА»
К 180–летию со дня рождения выдающегося русского композитора Н. А. Римского-Корсакова Виртуальный концертный зал Тольяттинской филармонии представляет его симфоническую сюиту «Шехеразада». В основу сюиты Римский-Корсаков положил некоторые из арабских сказок сборника «1001 ночь», широко распространенных в разных изданиях. Партитуре композитор предпослал программу, составленную им самим по началу сборника: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». Сюита прозвучит в исполнении академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
18 марта — день, когда чудесным образом совпали 2 даты — день рождения Н.А. Римского-Корсакова и 10-летие со Дня воссоединения Крыма с Россией, и в 2024 года обе даты — юбилейные. Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844–1908) – русский композитор, педагог и дирижер. Впервые приехал в Крым с семьёй в 1874 году. Побывал в Бахчисарае, Севастополе, Алупке, Ореанде и Ялте. На полуострове познакомился с восточной музыкой, которая оказала влияние на его дальнейшее творчество. Второй раз посетил Крым в 1881 году. Останавливался в Ялте в гостинице «Россия». Путешествовал по Южному берегу, ездил на Ай-Петринскую яйлу.
Крым часто называют Русской Ривьерой, это уникальное место с потрясающими природными богатствами и в то же время оплот России в Черном море. Крым со времен Екатерины II входил в состав нашей страны. Из-за исторической ошибки он оказался за её пределами, но 18 марта 2014 года – 10 лет назад — снова стал её частью. Многовековые контакты Крыма со Средиземноморьем, Кавказом, Передней Азией привели к тому, что на полуострове сформировалась уникальная музыкальная культура, отразившая воздействие Ирана и Хорезма, арабского Востока и Турции.
В своих крымских впечатлениях Римский-Корсаков пишет: «Арабы, торговавшие в давние времена с Тавридой, оставили свои мелодии. Это сильно чувствуется в песнях Карасубазара. Песни южного берега Крыма находятся под сильным влиянием турецких песен. Это объясняется частыми торговыми сношениями южно-бережных татар с Турцией морским путем, а также политическими условиями. Эмигрантские волны крымских татар, откатываясь частично обратно в Крым, разбрасывали турецкие песни по всей территории Тавриды. Много песен из Малой Азии, куда многочисленные эмигранты направлялись из Крыма. Говоря о музыке Крыма, нельзя обойти молчанием цыган. В Крыму цыгане очень давно. При нашествии Тамерлана в XIV веке они ушли в Африку. Затем вернулись и заселили пригороды, образовав цыганские слободки в Симферополе (б. Акмечети), Старом Крыме. Под Бахчисараем они заняли древнее поселение Салачик. В настоящее время эти слободки опустели и разрушены».
Пленительная, восточная по колориту симфоническая сюита «Шехерезада» была сочинена в 1888 г. До этого Римский-Корсаков уже дважды бывал в Крыму (1874, 1881 гг.), и ориентальные, вдохновленные крымскотатарским музыкальным фольклором сцены украсили весеннюю славянскую оперу-сказку «Снегурочка», впоследствии оперу-былину «Садко». Очень красива и трепетна сцена, связанная с появлением Весны (опера «Снегурочка»), прибывшей в заснеженное Морозом царство Берендеево.
Не возникает сомнения, что вся эта музыкально-поэтическая картина навеяна воспоминаниями Н.Римского-Корсакова о Ялте, Алупке, Байдарах, Бахчисарае. В произведениях композитора-фольклориста восточные образы зазвучали более природно и органично. Впоследствии одним из основных принципов развития музыкального материала для Римского-Корсакова становится орнаментика, мелодическое кружево (столь характерное для восточных импровизаций), фигурационные узоры, точно соответствующие тембровой палитре инструмента. В симфонической сказке-картине «Шехеразада» арабская красавица охарактеризована одноголосной темой. Мелодическая орнаментика солирующей скрипки явно воспроизводит импровизацию на кеманче (крымскотатарская скрипка), возможно, услышанную композитором в Крыму (из статьи Т. Младеновой «Сказочный мир опер Н. Римского-Корсакова напоен ароматами Востока»