Глеб СТЕПАНОВ виолончель

ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО: ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ » Вернуться к событиям
Дата:
Суббота
13 апреля 24
Время:
18:00
Стоимость:
300 – 800 ₽
Возрастная категория:
6+
Место:
Тольяттинская филармония, Большой зал
Телефон:
222-600
Адрес:
Победы, 42, Тольятти
Концерт проходит в рамках программы
Министерства культуры Российской Федерации
«Всероссийские филармонические сезоны»

Лауреат международных конкурсов
Глеб СТЕПАНОВ виолончель

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии
Главный дирижер – Игорь МОКЕРОВ

 

В программе:

  • Ф. Мендельсон. Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание»
  • Э. Элгар. Концерт для виолончели с оркестром
  • Р. Шуман. Симфония № 1 «Весенняя»

КУПИТЬ БИЛЕТ


Глеб Степанов (виолончель)

Родился в Ленинграде.
Учился в Санкт-Петербургской Детской школе искусств № 16 у И. Н. Богданович (ученицы М. И. Ямпольского и С. М. Козолупова), затем в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс профессора Л. Б. Евграфова).

Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку в классе профессора Н. Г. Гутман. В консерватории учился также в классе камерного ансамбля профессора В. М. Сканави, струнного квартета профессора Д. В. Шебалина, барочной виолончели профессора А. А. Спиридонова и фортепиано профессора В. А. Коробова.

Во время учебы в Московской консерватории стал победителем нескольких международных конкурсов. Являлся стипендиатом Фонда М.Л.Ростроповича, неоднократно участвовал в концертных программах международного музыкального проекта Гилельс-Коган.

Выступает в лучших залах Москвы, Санкт-Петербурга, а также более 130 городов России – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского в 89 субъектах Российской Федерации.
Также выступает за рубежом (Австрия, Германия, Испания, Италия, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Чехия, Сербия, Польша, Швеция, Норвегия, Республика Кипр, США, Сингапур, Япония, Малайзия, Индонезия и другие).

В качестве солиста сотрудничает с симфоническими и камерными оркестрами в России и за рубежом.
В репертуаре Глеба Степанова – более 30 произведений для виолончели с оркестром.

Играл в ансамбле с такими музыкантами, как Ирина Бочкова, Михаил Воскресенский, Мария Гамбарян, Владимир Сканави.

Проводил мастер-классы в городах России, а также в Испании, Италии, Чехии, Малайзии, Японии, Азербайджане.
В настоящее время преподаватель кафедры струнных, духовых и ударных инструментов на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской Консерватории.

Солист программ Московской государственной академической филармонии, участник проектов «Звезды XXI века» и «Всероссийские филармонические сезоны».

С 2011 года – основатель и художественный руководитель Крымского музыкального фестиваля.

Играет на виолончели из Госколлекции работы мастера Пьетро Мантегацца (Италия, Милан, 1721 г.)

 

О программе

Ф. Мендельсон. Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание»

Вся увертюра пронизана единым светлым радостным чувством, объединяющим медленное вступление («Морская тишь») и быстрый основной раздел («Счастливое плавание»). Торжественная тишина царит на бескрайней глади моря, душу охватывает возвышенное благоговейное настроение. Слышны строгие хоральные звучания; словно орган, гудят басы оркестра; короткая попевка переходит от инструмента к инструменту. Но вот повеял легкий утренний ветерок; его первые порывы вызывают радостную суматоху на корабле, который стремительно летит по волнам. Далеко разносятся веселые клики, обрывки песен. Быстрые пассажи, поднимающиеся из глубины и расплескивающиеся по всему оркестру, а также длительное нарастание звучности создают ощущение напряженного ожидания. Тема начинается совсем тихо у деревянных духовых и лишь затем звучит в полный голос у всего оркестра. Это вариант темы вступления — единственной в увертюре. Видоизменяясь, но не теряя светлого радостного характера, она воплощает различные оттенки общего настроения. Лишь центральный эпизод окрашен в более темные тона, словно сгущаются тени и всплывают воспоминания о штормах и скалах, о бешеных водоворотах, и светлый напев сменяют тревожные и горестные восклицания. Но издалека снова слышится безоблачная тема солирующего кларнета. Счастливое плавание близится к концу, с берега доносятся приветственные залпы, звонко поют трубы, их поддерживает весь оркестр. Завершает увертюру краткий эпизод, перекликающийся с первыми тактами вступления.

А. Кенигсберг, belcanto.ru

Э. Элгар. Концерт для виолончели с оркестром

Концерт для виолончели с оркестром – последнее крупное сочинение Эдуарда Элгара. Премьера его состоялась 27 октября 1919 года в Лондоне под управлением автора, солировал Феликс Салмонд. По аналогии со знаменитым произведением Бенджамина Бриттена концерт часто называют «военным реквиемом» Элгара. Он отличается от сочинений предыдущих лет строгостью тона и неизменной серьезностью. Композитор словно возвращается к музыкальному стилю времен своей молодости – к традициям Чайковского, Дворжака, Грига.

Элгар начал работу с открывающего концерт речитатива виолончели. В дальнейшем речитатив не раз возвращается словно голос автора. Главная тема первой части, порученная альтам без сопровождения, – символ пустоты и одиночества. Вторая часть (скерцо) приводит на память слова Антона Рубинштейна о финале Второй сонаты Шопена: «ветер над могилами». Небольшая третья часть – будто прекрасное воспоминание о счастье, которое завершается слишком быстро и слишком неожиданно. Существуют очень разные трактовки финала, вплоть до оптимистичных, но пронзительный медленный эпизод, после которого возвращается речитатив из первой части, развеивает иллюзии.

Анна Булычёва, belcanto.ru

Р. Шуман. Симфония № 1 «Весенняя»

История создания

Первая симфония появилась в счастливую пору жизни Шумана. 12 сентября 1840 года композитор обвенчался с Кларой Вик, и после многолетней борьбы и страданий началась ничем не омраченная семейная жизнь. Они познакомились в 1828 году, когда 18-летний Шуман, подающий надежды пианист, стал брать уроки у ее отца, знаменитого лейпцигского педагога Фридриха Вика, и поселился в их квартире. Он разучивал фортепианный концерт, а 9-летняя Клара рядом за столом училась писать. Он сочинял для нее и ее младших братьев волшебные сказки и разбойничьи истории, играл в шарады, загадывал загадки.

Клара была вундеркиндом — в 11 лет она уже выступала с самостоятельными концертами и быстро завоевывала славу. А Шуман должен был расстаться с мечтой о карьере пианиста-виртуоза: от чрезмерных упражнений он растянул сухожилие, что привело к параличу пальца и неизлечимой болезни кисти правой руки. В те годы и возникла их любовь; в 1837 году они тайно обручились. «Борьба за Клару» была долгой и мучительной: отец не брезговал никакими средствами, чтобы разлучить влюбленных. Больше года длился суд. Счастье, охватившее композитора после женитьбы, вызвало такой прилив творческих сил, что 1840 год стал «годом песен» — он создал их более 100, таких, что другому хватило бы на всю жизнь. А ведь Шуман к тому времени был уже автором ярких, новаторских фортепианных миниатюр, объединенных в циклы, необычно трактованных сонат и стоял на пороге создания крупных жанров.

В 1839 году, будучи в Вене, Шуман посетил брата умершего более десяти лет назад Шуберта, у которого пылилось множество шубертовских рукописей. Среди них Шуман нашел большую симфонию до мажор, последнюю из написанных композитором. Она впервые прозвучала в исполнении знаменитого лейпцигского оркестра Гевандхауза под управлением Мендельсона, а Шуман проанализировал ее особенности в большой статье, опубликованной им в своем музыкальном журнале. Еще раньше Шуман познакомился с симфониями Мендельсона, — в 30-е годы тот создал первые программные образцы в этом жанре — Реформационную и Итальянскую. Шуман восхищался гармоничностью, ясностью, классичностью стиля своего друга. Воздействие его обнаруживается в шумановских симфониях, сдержанных и уравновешенных, в отличие от фортепианных сочинений 30-х годов.

В январе 1841 года за четыре дня Шуман набрасывает Первую симфонию. В его письмах читаем: «Я закончил на днях работу, которая сделала меня вполне счастливым». Сочинение шло «в том весеннем порыве, который способен охватывать человека вплоть до глубокой старости и всякий раз по-новому». «Если бы вы могли внушить вашему оркестру при исполнении [симфонии] некоторое томление по весне! Именно это я главным образом и испытывал, когда писал ее». Музыка навеяна стихотворением современника Шумана, поэта А. Бётгера, и композитор предполагал дать симфонии не только название «Весенняя», но и предпослать стихотворный эпиграф. Каждая часть также имела заголовок, и в их чередовании рисовались картины весны — от робкого прихода до полного расцвета. Однако все эти пояснения Шуман снял при издании партитуры, и программность, достаточно обобщенная уже в первоначальном замысле симфонии, сохранилась лишь в письмах и воспоминаниях. Симфония посвящена королю Саксонии Фридриху Августу; ее первое исполнение состоялось 31 марта 1841 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Мендельсона.

Музыка

Общий светлый, беззаботный характер определяется уже в первой части, которая должна была носить название «Начало весны». Медленное вступление открывается неким «призывом к пробуждению», после чего «все словно начинает зеленеть и, быть может, даже вылетает мотылек», как писал композитор одному из дирижеров, репетировавших симфонию. Весенний призыв звучит у валторн и труб в унисон, а упомянутый мотылек, скорее всего, изображен в порхающих пассажах флейт и гобоя. Постепенное ускорение приводит к сонатному аллегро, главная партия которого, в легком, танцевальном движении, выросла из вступления. Фанфарные возгласы валторн открывают и побочную партию — простодушную, скромную, камерную. Эта простота музыкальных тем напоминает о классических симфониях. Всю разработку, традиционную по принципам развития, также светлую, ясную, объединяет пунктирный ритм фанфарного призыва. Однако здесь Шуман использует необычный прием, впоследствии ставший типичным для него: в пении гобоя и кларнета возникает новая тема, которая как бы восполняет отсутствие лирического образа в экспозиции. Она звучит и в коде, напоминающей обширные, активно развивающиеся коды Бетховена. В конце в жизнерадостном танце слышен, как и в начале, зов валторн и труб.

Медленная вторая часть первоначально имела заголовок «Вечер». Она очень близка медленным частям любимых Шуманом симфоний Мендельсона, также являясь своего рода симфонической «Песней без слов». Эту песню поют скрипки, варьируют другие инструменты, придавая ей более взволнованный характер, а в среднем разделе ее сменяют краткие мотивы вздоха, жалобы. В репризе варьирование песенной темы поручено солирующей валторне. В последних тактах вступают молчавшие до того тромбоны, подготавливая начинающуюся без перерыва следующую часть.

Третья часть первоначально носила название «Веселые забавы», но в партитуре сохранилось лишь обозначение «скерцо». Это ряд жанровых картинок в излюбленной Шуманом форме с двумя трио. Неоднократно возвращающаяся тема скерцо — упругая, энергичная, несколько суровая, минорная, — сопоставляется с более изящной и гибкой мажорной. Первое трио рисует романтический пейзаж и построено на эффекте эха. Второе трио, светлое и беззаботное, сочетает мотивы скерцо с аккордами эха. Еще раз тема эха возникает в кратком медленном эпизоде коды.

Финал с первоначальным названием «Весна в разгаре» возвращает к образам первой части. Он также открывается энергичным возгласом, а главная партия, беспечная, танцевальная, вновь напоминает о классических образцах. Побочная начинается таинственными пиццикато струнных (тема заимствована из финала фортепианного цикла «Крейслериана»), но через несколько тактов сменяется энергичным начальным возгласом. Он же составляет основу заключительной партии и большой разработки, неистощимой на варьирование. Перед репризой появляется краткий медленный эпизод лесной романтики: слышны отдаленные звуки рогов (солирующие валторны), птичьи трели (каденция флейты). После чего реприза почти без изменений, как в классических симфониях, повторяет экспозицию, а кода утверждает торжество жизненных сил, разбуженных весной.

А. Кенигсберг, belcanto.ru