- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
[aio_button align=»left» animation=»pulse» color=»green» size=»small» icon=»none» text=»ПОСЕТИТЬ БЕСПЛАТНО ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s65″]
Абонемент № 2 «Симфоническое путешествие»
ГЕРМАНИЯ
К 30-летию Симфонического оркестра филармонии
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии
Лауреат Международного конкурса молодых дирижеров
имени Николая Малько в Дании (2021)
Дмитрий МАТВИЕНКО
[aio_button align=»center» animation=»pulse» color=»green» size=»medium» icon=»none» text=»КУПИТЬ БИЛЕТ» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s65″]
-
К.Вебер. Увертюра к опере «Оберон»
-
И. Брамс. Вариации на тему Гайдна
-
Р. Шуман. Симфония № 4 ре минор, ор. 120
Однажды знаменитый писатель Бальзак сказал: «Если немцы и не умеют играть на великих инструментах свободы, зато они от природы умеют играть на всех музыкальных инструментах». И, действительно, музыкальность немцев впечатляюща! Германия подарила миру много великих имен: Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Брамс, Вагнер…
Особую славу среди них приобрели композиторы-романтики. В их музыке удивительно переплелись нежность и глубина, отсутствие суетности и благоговейное отношение к природе, бесхитростная честность мысли и совести…
О самом ярком из них, Роберте Шумане, Чайковский писал: «Музыка Шумана открывает нам целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых ещё не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».
Роберта Шумана мы знаем еще как педагога и музыкального критика, написавшего небольшую Книжку «Жизненные правила для музыкантов», представляющую собой ряд афоризмов-рекомендаций юным музыкантам: как следует исполнять музыку, как слушать её, какие качества воспитывать в себе прежде всего и т.д. Чувствуется, что автор пережил всё это сам; что писал он это для себя; что это правила его души и сердца, а с другими музыкантами он делится этим сокровенным знанием.
Наш концерт, в котором будет звучать 4-я симфония великого Шумана, — очень хороший повод для педагогов вдохновиться великолепной музыкой, а затем перечитать вместе с учениками и обсудить афоризмы Шумана, которые по сути являются тайным знанием в процессе обучения музыке.
О Карле Марии фон Вебере: «Талантливый человек талантлив во всем» — это выражение вполне справедливо можно отнести к Карлу Веберу. Не будь Вебера-музыканта, мы бы наверняка знали сегодня Вебера-писателя или Вебера-живописца, так как в этих областях искусства он тоже оказался весьма успешным. Но любовь к музыке, унаследованная от родителей, определила жизненный путь Карла Марии.
Вебер заложил основы романтизма в музыке, вывел на новый уровень немецкую национальную оперу, стал примером и кумиром для будущих композиторов. Его смерть в молодом возрасте прервала череду гениальных произведений, возможно, лишив музыкальный мир не одного прекрасного образца романтической оперы.
Последним произведением Вебера была сказочная опера «Оберон», увертюра к которой прозвучит в нашем концерте.
Для представления этой оперы, которая состоялась 1 апреля в лондонском «Ковент-Гардене», он отправился в Англию, уже будучи больным туберкулезом, и умер вскоре после премьеры. Это был беспримерный триумф! Публика даже вынудила его выйти на сцену — событие, которое до тех пор не случалось в английской столице. Он умер в Лондоне 5 июня 1826 года. Посмертная маска точно передает черты лица Вебера в каком-то неземном просветлении, как будто он с последним вздохом увидел рай. Его музыка оказала влияние на многих композиторов: Шумана и Шопена, Листа и Берлиоза, Глинку и Чайковского.
Об Иоганнесе Брамсе: «Я знал… и надеялся, что грядет Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чье мастерство не проклевывается из земли робкими ростками, а сразу расцветет пышным цветом. И он явился, юноша, светлый, у колыбели, которого стояли Грации и Герои. Его имя – Иоганнес Брамс» — так сказал о композиторе Роберт Шуман.
Иоганнес Брамс родился в Гамбурге 7 мая 1833 года, отец его был контрабасистом (впрочем, он умел играть почти на всех инструментах). Самые первые уроки музыки мальчик получил от отца, хотя маленький Брамс больше всего любил играть оловянными солдатиками. Игра могла длиться часами, и даже повзрослев и став знаменитым композитором, он не оставил этого занятия. Друзья удивлялись и говорили маэстро, что он просто теряет время. «Господа, вы ничего не понимаете ни в творчестве, ни в оловянных солдатиках. Стоит мне выстроить мою верную армию и скомандовать ей «вперед!», как ко мне немедленно приходит вдохновение, и в то время, как мои солдаты бегут на штурм, я бегу к роялю» — отвечал им композитор.
Вторым увлечением у Брамса всю жизнь было чтение. Он читал много, выбирая для этого каждую свободную минуту. Чтение для него было и забавой, и передышкой в работе, и необходимостью. Брамс позднее говорил своим ученикам: «Чтобы стать хорошим исполнителем, надо не только много упражняться на инструменте, но и много читать. Книга будит воображение, не дает лениться уму. Читайте, господа, читайте как можно больше!».
Будучи еще ребенком, Брамс вынужден был зарабатывать на жизнь, играя всякую ерунду в матросских кабачках Гамбурга. Он довольно сильно томился таким времяпрепровождением, пока однажды не догадался поставить на пюпитр вместо нот книгу! Правда, порой, зачитавшись, он и не замечал, как вместо танцев принимался играть сонату Бетховена… Но пьяным матросам было все равно, они плясали и под Бетховена. «Так что и они, и я проводили вечера во взаимном удовольствии» — говорил Брамс.
Стоит отметить тот факт, что Иоганнес любил много путешествовать. Еще он часто шутил или говорил весьма ироничные фразы. К примеру, когда врач посоветовал Брамсу очки для близоруких, тот отказался, говоря следующее: «Зато я не вижу всего плохого».
В нашем концерте прозвучат Вариации на тему Гайдна для симфонического оркестра, написанные Брамсом летом 1873 года в Тутцинге близ Мюнхена. Темой послужила старинная песня паломников «Хорал святого Антония», входившая в качестве второй части в дивертисмент для духовых, написанный Гайдном в 1780-х годах. Брамс создал цикл из восьми вариаций, завершающийся блистательной пассакальей. Эти Вариации принесли Брамсу большой успех и даже бисировались при первом исполнении. Вскоре после этого он приступил к созданию Первой симфонии..
За всю жизнь Брамсом было написано более восьмидесяти произведений для отдельных музыкальных инструментов, оркестра, голоса, хора. Наибольшую славу маэстро принесли его прекрасные симфонии, всегда отличавшихся особенным стилем. Вершиной творчества Брамса стал его знаменитый «Немецкий реквием».
Хотя Брамса превозносили многие критики и музыканты его времени, он всячески избегал похвалы, особенно открытой. Он старался не преувеличивать собственные таланты и называл великими других известных композиторов, но только не себя, хотя его называли равным Баху и Бетховену.
О Симфоническом оркестре: Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии является крупнейшим профессиональным коллективом филармонии, занимающим ведущее место в культурной жизни города и области. Оркестр возник в 1991 году на базе студенческого оркестра Тольяттинского музыкального училища. В то время в стране сокращались концертные организации, упразднялись музыкальные коллективы, а в Тольятти рождался новый. Большую роль при его становлении сыграли музыкант с мировым именем Владимир Спиваков и президент АО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников. Именно они первыми поддержали молодой коллектив.
В сезоне 2021-2022 г.г. Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии отмечает свое 30-летие. За годы работы коллективом было сыграно более тысячи произведений русской, советской и западноевропейской музыки.
В качестве дирижеров и главных дирижеров с оркестром работали: А.Воронцов заслуженный артист РФ (1991-2017), В.Ивановский, дирижер (2017-2019); А.Верховен, дирижер (2019-2020), главный дирижер (2020-2021).
С 2022 года главным дирижером Симфонического оркестра Тольяттинской филармонии стал Игорь Мокеров, выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (ок.в 2011 г., класс народного артиста СССР, профессора Г.Н. Рождественского), дирижер Ростовского академического симфонического оркестра (с 2017 по 2022), лауреат международного дирижерского конкурса «Makris Conducting Competition» (г. Белград, 2019 г.).
В составе Симфонического оркестра Тольяттинской филармонии — тольяттинские музыканты, выпускники Московской, Саратовской, Нижегородской, Казанской, Новосибирской, Астраханской консерваторий, Самарской академии культуры и искусства, Тольяттинского института искусств (консерватории) и др..
О дирижере концерта. Дмитрий Матвиенко родился в 1990 году в Минске. Обучался как хормейстер в Республиканском музыкальном колледже при Белорусской государственной академии музыки, в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Татьяны Немкиной) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Станислава Калинина).
В 2017 году окончил Московскую консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Владимира Понькина). Участвовал в мастер-классах Геннадия Рождественского, Владимира Юровского и Теодора Курентзиса.
В 2014 году одержал победу на Международном конкурсе молодых дирижеров имени Язепса Витолса в Риге. В 2020 году был удостоен Приза критики и специального приза Made in Italy на возрожденном спустя 40 лет Международном конкурсе имени Гвидо Кантелли в Новаре (Италия). В 2021 году стал победителем Международного конкурса молодых дирижеров имени Николая Малько в Копенгагене (I премия и Приз зрительских симпатий).
Был ассистентом дирижеров Владимира Юровского, Михаила Юровского и Василия Петренко при подготовке концертных программ Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова. В 2019 году дебютировал с этим коллективом в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
В 2020–2021 гг. – дирижер Большого театра Беларуси, где в его репертуар вошли оперы «Князь Игорь» Бородина, «Фауст» Гуно, «Иоланта» Чайковского, «Травиата» Верди, «Царская невеста» Римского-Корсакова, балет «Жар-птица» Стравинского.
В числе ангажементов сезона 2021/22 – дебюты дирижера с оркестром театра Карло Феличе в Генуе, Филармоническим оркестром Монте-Карло, оркестром Театро Комунале в Болонье, оркестром Королевского театра в Турине, Бергенским филармоническим оркестром, ГСО Республики Татарстан, Симфоническим оркестром Аделаиды, Симфоническим оркестром Южной Ютландии и другими коллективами.