- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
[aio_button align=»left» animation=»pulse» color=»green» size=»small» icon=»none» text=»ПОСЕТИТЬ БЕСПЛАТНО ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s67″]
Абонемент № 2 «Симфоническое путешествие»
ФРАНЦИЯ
К 30-летию Симфонического оркестра филармонии
Солисты:
Анна ШАТАЛОВА скрипка
Полина ПИРОГОВА альт
Иван ЗАБЕГИН фагот
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии
Главный дирижер — Игорь МОКЕРОВ
[aio_button align=»center» animation=»pulse» color=»green» size=»medium» icon=»none» text=»КУПИТЬ БИЛЕТ» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s67″]
Симфоническое путешествие. Франция
Ж. Бизе. «Арлезианка», фрагменты музыки к драме А. Доде
Сюжет драмы Доде – о том, как чистый, неискушенный юноша Фредери всем сердцем полюбил красавицу из Арля. Уже назначена свадьба, но незадолго до нее в фермерский двор приходит неизвестный. Он говорит, что был любим невестой Фредери, у него есть доказательства этого. Девушка, принадлежавшая ему, не может быть женой другого. Свадьба расстраивается. Фредери не может этого пережить. Он кончает с собой.
Сама арлезианка на сцене не появляется: она — невидимый, но притягательный центр, вокруг которого сконцентрировано действие. Драму пронизывают картины фермерского быта Прованса —южного края, пропитанного солнцем и дыханием раскаленного ветра, со своими нравами и обычаями, своим, отличным от французского, языком и оригинальным фольклором.
Композитор написал 27 номеров музыки к драме. В них он выразил чувства героя пьесы, Фредери, его отчаяние и страсть; отражен музыкой и характер младшего брата Фредери – Жаннэ, мечтательного мальчика с болезненной душой. Два эти образа получили музыкальные характеристики, имеющие значение лейтмотивов. Наряду с ними широко разворачиваются сочные картины провансальского быта, зарисовки природы — ясного свежего утра, горячего солнечного дня, праздничного перезвона колоколов, переклички пастухов, далеко разносящиеся в горном воздухе. Музыка пронизана светом и оптимизмом, полна страстной силы жизни, которая торжествует, несмотря на личные трагедии. Музыка к «Арлезианке» стала новым словом во французском искусстве: такой яркости и одновременно тонкой психологизации оно еще не знало.
К. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1 ля минор (транскрипция для альта с оркестром
Концерт для виолончели Сен-Санса быстро завоевал мировую известность. Произведение привлекло новизной и, в то же время, удивительной стройностью формы, виртуозностью, которая нигде не переходит грань естественных возможностей инструмента, чуткой и одновременно яркой оркестровкой, а главное, завораживающим мелодическим богатством романтической музыки.
Э. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром
Поэма написана под впечатлением от повести И. Тургенева «Песнь торжествующей любви». Она о любви к девушке Валерии двух прекрасных юношей Фабия и Муция. Ровесники и друзья, молодые люди договорились: выбор сделает девушка, отвергнутый покинет город.
Муций уехал на Восток.
Влюбленные сыграли свадьбу, жили счастливо четыре года, но детей у них не было. На пятый год Муций вернулся в город. Обрадованный Фабий пригласил давнего друга пожить у них в доме. Муций показывал хозяевам свои восточные коллекции. Угощал тягучим ширазским вином. Подарил бывшей возлюбленной, а ныне жене Фабия роскошное жемчужное ожерелье – оно по-особому тепло касалось кожи. Сыграл на индийской скрипке несколько народных песен, а потом страстную мелодию-песню, услышанную им на острове Цейлоне, где её называют песнью счастливой удовлетворённой любви.
От восточного вина тяжела голова, Валерии приснился волнующий сон. Но только она собралась рассказать о нем мужу, как из соседней комнаты донеслась музыка. Муций играл на скрипке «Песнь торжествующей любви».
Происходящее было странно: Валерии и Муцию, как оказалось, приснился одинаковый сон. Фабий обнаружил, что его спящая жена ночью покидает спальню. Муций сопровождал ужин какими-то таинственными ритуалами и что-то нашептывал.
Великолепный рассказчик, Тургенев сумел простую фабулу о трех влюбленных рассказать не только завораживающе красиво, но и стилистически актуально по тем временам. Повесть написана в 1881 году. Модернизм со всеми его течениями набирает силу. Ориентализм, изображающий идеальный таинственный Восток, в моде. Мы это видим в живописи, моде, архитектуре тех лет. И в музыке.
Свое впечатление от повести Тургенева Шоссон, а писатель и композитор были знакомы, изобразил в поэме для скрипки с оркестром. Это сочинение отличает не столько свойственная композитору меланхолия, сколько томление, красочная гармония и великолепная оркестровка. Свободная форма поэмы, видимо, тайно следует перипетиям тургеневского сюжета.
Ж. Франсе. Дивертисмент для фагота и струнных
Франсе писал много и в разных жанрах. Особый интерес проявлял к духовым. Дивертисмент для фагота и струнных, написанный в 1942 году, когда композитору было 30 лет, – один из прекрасных примеров.
Франсе удивительный мелодист. Его музыкальный язык очень прост и понятен даже неискушенному, неподготовленному зрителю. Он не уходит в смелые эксперименты музыкального авангарда, а пользуется традиционной гармонией. Франсе, писавший оперы, оратории, музыку для кино и балетов, камерную музыку называют общепризнанным неоклассиком.
Ш. Гуно. «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»
По сюжету оперы сцена «Вальпургиевой ночи» разворачивается во владениях Мефистофеля, когда он стремится отвлечь мысли Фауста от Маргариты и предлагает ему насладиться всеми благами мира. Начинаются танцы, один прекраснее другого. На сцене царствуют Вакх и Вакханка, вокруг безмятежно резвятся сатиры. Буйство природы и страстей олицетворяет Пан, на волшебные звуки его флейты слетаются нимфы. В отличие от других персонажей они символизируют любовь духовную, целомудренную. Создаваемое зрелище увлекает стихией радости, веселья, мощью природы и силой чувств.
История Иоганна Фауста – один из самых значимых сюжетов западноевропейской культуры. К нему обращались многие писатели, композиторы.
Опера «Фауст» Гуно стала лучшим творением композитора и одним из наиболее известных музыкальных сочинений на этот сюжет. Гуно коренным образом переосмыслил литературный первоисточник – первую часть трагедии Гёте. Вместо философской проблематики на первый план выступает лирическая драма, развертывающаяся на бытовом фоне.
Сместив акценты, Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные образы.
«Вальпургиева ночь» была вставлена в оперу уже после премьеры, при постановке ее на сцене Большой оперы (согласно вкусам французской публики, в любом оперном спектакле были необходимы развернутые балетные эпизоды). Красивая, типично «балетная» музыка этой картины несколько выпадает из общего замысла.