- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Рождественский фестиваль органной музыки
с использованием уникального электронного органа «Хауптверк»
Орган и курай: музыка, рожденная ветром
Народный артист Республики Башкортостан
Владислав МУРТАЗИН орган
Заслуженный артист России,
народный артист Республики Башкортостан
Азат АЙТКУЛОВ курай
- И. С. Бах. Прелюдия и фуга ми минор,
- С. Франк. Прелюдия, хорал и фуга,
- Л. Бёльманн. Сюита в готическом стиле
- О. Янченко. «Медитация»
- И. С. Бах. Токката и фуга ре минор
Башкирские народные песни:
«Таштугай», «Тафтиляу», «Кулуй кантон», «Журавлиная песнь» , «Шафик»
и другие в обработке для курая с органом и а капелла.
Орган «Хауптверк» — электронный инструмент нового поколения, который не имитирует орган, а воспроизводит звучание труб реально существующих инструментов. Технические и музыкальные возможности единственного в России представителя этого класса продемонстрирует пианист, один из виднейших органистов России, народный артист Республики Башкортостан Владислав Муртазин.
Как известно, орган — самый большой музыкальный инструмент в мире. Благодаря своим размерам, а также из-за широкого диапазона звуковых частот, богатства тембров и обилия музыкально-исполнительских средств, орган заслужил почётное звание «короля инструментов». Далеко не каждый город может позволить себе такую роскошь, как собственный орган. Хороший цифровой электроорган — тоже пока ещё достаточно редкий инструмент, а в России — почти штучный. Но одно из главных его преимуществ — мобильность — позволяет с помощью специальной погрузочной техники привезти орган куда угодно, и за 2 часа инсталляции создать соборное звучание в любом зале. «Хауптверк» значительно меньше даже самого скромного соборного органа и сравним по габаритам с многоуровневым фортепиано.
К тому же, цифровой инструмент в отличие от духового не требует настройки. У него нет традиционных циклопических труб: музыка льётся из высококачественных динамиков. Компьютерная сущность «Хауптверка» позволяет записать в его памяти «голоса» настоящих органных труб — величественного Нотр-Дама или храма Сакре-Кёр. Электроорган — удивительный синтез старинного и современного инструментов. И хотя скептики, наверняка, заподозрят его в неестественности, слышавшие уверяют: звучит «Хауптверк» так же проникновенно, как и его традиционный прототип. Но каким бы замечательным ни был инструмент, он не раскроется перед публикой без умелых рук музыканта.
Владислав Муртазин — пианист, лауреат международных конкурсов, народный артист Республики Башкортостан и первый в истории Республики органист. Уже будучи профессиональным пианистом, он постигал орган в Швейцарии и во Франции. Несколько лет работал органистом в протестантской церкви. Зарубежный опыт оставил свой след: в исполнительском стиле Владислава Муртазина отчётливо прослеживаются традиции европейского искусства.
Отличные музыкальные данные и блестящее профессиональное образование позволили Владиславу Муртазину выдвинуться в число наиболее ярких музыкантов России. Парижский профессор Моник Дэшоссе сказал о нём: «Владислав Муртазин — музыкант исключительно высокого уровня, наделенный чувствительностью и такой творческой силой, которые делают его артистом первого плана. Он принадлежит к такой плеяде больших русских музыкантов, которым уже ничего не нужно доказывать». А французский журнал «Рiаnо lе mаgаzinе» очень точно описал характер этого «цветка русской музыкальной школы, значительного и таинственного» Муртазина: «С этим взглядом, всегда потерянным в пространстве, с этой особенной манерой отсутствовать, в то же время находясь рядом, Владислав Муртазин пришел нам передать само сердце музыки, благодаря феноменальному техническому владению и большим чутьем музыкальной архитектоники».
Будучи также публицистом и доцентом Уфимской государственной академии искусств им. З.Исмагилова, Владислав Муртазин между выступлениями рассказывает интересные факты из жизни и творчества композиторов, чьи произведения исполняет. И во всём, что он делает — в его игре, в поведении на сцене, в манере говорить — кроется глубокий личностный подход и полная самоотдача.
В программе — древние башкирские мелодии (озон кюй) в оригинальном акапельном исполнении и в сопровождении органа. Обработки для органа и курая сделаны современными композиторами под игру именно Азата Минигалиевича, так как каждый кураист исполняет древние мелодии в своей собственной манере. Кураист Аиткулов – последний из «посвященных», кто владеет, хранит и пытается передать это исчезающее искусство. И звуком самого простого и архаичного инструмента передаёт ощущение причастности к истории в самом широком смысле этого слова.