- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Абонемент № 19 «Литературные четверги»
190 лет со дня рождения Л. Толстого
«ВЕЛИЧИЕ МУЗ»
Роман АББАСОВ
|
Народная артистка РФ
|
Георгий ИВАНОВ гитара |
Мария КИРИЛЛОВА
|
Ольга АНТОНОВА
|
Игорь СУПРУНОВ
|
Юлия КОЧЕВА
|
Наталья СЕЛЯТКИНА
|
Анна РЫБАКОВА виолончель |
Анна ШАТАЛОВА скрипка |
Марк СВЕЧНИКОВ флейта |
Струнный квартет филармонии |
Бетховен – Толстой: кто более матери-истории ценен?
Вечером 11 октября в Тольяттинской филармонии будем разбираться в двух «Крейцеровых сонатах» и их авторах.
Почему широкую известность сочинению Бетховена принесла повесть Льва Толстого, написанная спустя почти 90 лет после первого исполнения сонаты?
Почему в конце жизни Толстой сказал: «Я не вижу в этой сонате того, что приписал ей в своей повести»?
Как получилось, что одним названием объединены произведения, написанные на совершенно разные темы? Причем, название и в том, и в другом случае выбрано случайно. Что тут правит: гений или произвольный случай? Кто более матери-истории ценен?
Мастер художественного слова Тольяттинской филармонии Мария Кириллова обратила внимание на то, что повесть Льва Толстого «Крейцерова соната» состоит из 100 страниц, а «Крейцеровой сонате» Бетховена в ней посвящена всего одна страница. «Все, что до сонаты – описывает жизнь людей вне музыки и вне всякого искусства вообще. Сначала жизнь Позднышева, потом семейная жизнь, проблемы, ссоры, усталость супругов друг от друга… И вдруг неожиданно выясняется, что жена Позднышева — пианистка, только она забыла про свой инструмент. И в момент поиска смысла она начинает играть. Вернувшись к музыке, к той жизни, которой она владела, которую знала, она оказывается в разных мирах с мужем. Она больше не может жить в его мире после исполнения «Крейцеровой сонаты» Бетховена. Значительных, важных обстоятельств (о которых говорит Толстой) ни Позднышев, ни его жизнь не могли дать».
При этом «Крейцерова соната» Толстого вовсе не о роли искусства в жизни. Отрывки из повести Мария Кириллова прочтет во втором отделении вечера. Сонату Бетховена для скрипки и фортепиано № 9 Ля мажор исполнят солисты филармонии Анна Шаталова (скрипка) и Наталья Селяткина (фортепиано).
Что это за соната, изменившая мир героев повести? О ней и о потерявшем слух композиторе Бетховене, творившем на стыке стилевых эпох, пойдет речь в первом отделении концерта. Народная артиста России Наталья Дроздова, мастер художественного слова Тольяттинской филармонии Игорь Супрунов прочтут отрывки из писем и дневников композитора. А атмосферу салона или камерного концертного зала Вены конца 18 – начала 19 века помогут представить Струнный квартет и солисты филармонии Ольга Антонова (сопрано), Юлия Кочева (сопрано), Марк Свечников (флейта), Наталья Селяткина (фортепиано), Анна Шаталова (скрипка), а также Роман Аббасов (вокал) и Георгий Иванов (гитара). Они исполнят произведения Бетховена: Квартет № 1, песенку «Сурок» на стихи Гёте, песни «Ирландскую застольную», «Милее всех был Джемми», «О, мой любимый Чарли», «Турецкий марш», «К Элизе», «Лунную сонату».
Обращаем внимание, что в новом сезоне концерты абонемента № 19 «Литературные четверги» начинаются в 19.00.
[expand title= «В программе:«]
1 отделение
- Л. Бетховен. Квартет № 1
Исп. Струнный квартет филармонии - Мелодекламация «Сурок»
Текст И. Гете читает Игорь Супрунов
Л. Бетховен. «Сурок»
Исп. Марк Свечников, Наталья Селяткина, Георгий Иванов - Л. Бетховен, А. Глобаль. «Ирландская застольная»
Исп. Роман Аббасов,
Анна Шаталова, Анна Рыбакова, Наталья Селяткина - Л. Бетховен. «Милее всех был Джемми»
Исп. Ольга Антонова,
Анна Шаталова, Анна Рыбакова, Наталья Селяткина - Л. Бетховен. Пьеса для механических часов.
Исп. Марк Свечников, Наталья Селяткина, Георгий Иванов - Л. Бетховен. «О, мой любимый Чарли»
Исп. Роман Аббасов, Юлия Кочева, Ольга Антонова
Анна Шаталова, Анна Рыбакова, Наталья Селяткина - Л. В. Бетховен. Письмо Ф.Г. Вегелеру 1801 г.
Читает Н. Дроздова - Л. Бетховен. «Турецкий марш»
Исп. Струнный квартет, Марк Свечников, Наталья Селяткина, Георгий Иванов - Л. Бетховен. «Верный Джонни»
Исп. Роман Аббасов, Ольга Антонова,
Анна Шаталова, Анна Рыбакова, Наталья Селяткина - Л. Бетховен. Пьеса-багатель «К Элизе»
Исп. Наталья Селяткина - А. Белый. «Образ Вечности».
Читает И. Супрунов - Л. Бетховен. Noch einmal wecken Tränen («Еще разбудят слезы»)
Исп. Юлия Кочева,
Анна Шаталова, Анна Рыбакова, Наталья Селяткина - Л. Бетховен. «Письмо к бессмертной возлюбленной», 1812 г.
Читает Наталья Дроздова - Л. Бетховен. «Лунная соната» № 14 до-диез минор
Исп. Наталья Селяткина - Л. Бетховен. «Гейлигенштадтское завещание», 1802 г.
Читает Наталья Дроздова - Л. Бетховен. «Буря» (Соната № 17 ре минор, ч. 3 — Аллегретто) — исп. Наталья Селяткина
- Л. Бетховен. «Верный Джонни»
Исп. Роман Аббасов, Ольга Антонова,
Анна Шаталова, Анна Рыбакова, Наталья Селяткина
- Литературно-музыкальная композиция по повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»
Читает Мария Кириллова
Л. Бетховен. Соната № 9 для скрипки и фортепиано Ля мажор, ор. 47 (Крейцерова соната), ч. 1 (Adagio sostenuto — Presto — Adagio)
Исп. Анна Шаталова, Наталья Селяткина