«Лев ТОЛСТОЙ и МУЗЫКА»

» Вернуться к событиям
Дата:
Пятница
22 сентября 23
Время:
18:30
Стоимость:
250 – 350 ₽
Возрастная категория:
6+
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
Победы, 42, Тольятти

ПУШКИНСКАЯ КАРТА

КАМЕРНЫЙ ЗАЛ

Концертный цикл
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ»

«Лев ТОЛСТОЙ и МУЗЫКА»

Народная артистка России
Наталья ДРОЗДОВА художественное слово
Екатерина ПОГОРЕЛЕЦ сопрано, Ольга АНТОНОВА меццо-сопрано
Роман АББАСОВ бас
Анна ШАТАЛОВА скрипка, Алексей НЕУТОЛИМОВ альт,
Марк СВЕЧНИКОВ флейта
Наталья СЕЛЯТКИНА, Инесса СЕНИНА фортепиано
Ведущая — лектор музыковед Валерия ЛОСЕВИЧЕВА-ДЛЯСИНА
КУПИТЬ БИЛЕТ
В программе:
  • Л. Толстой. Вальс Фа мажор
  • И. С. Бах. Прелюдия До мажор
  • К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
  • Й. Гайдн. Менуэт До мажор
  • Л. Бетховен. Серенада для флейты, скрипки и альта
  • Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная», ч. 1
  • Ф. Мендельсон. «Хотел бы единое слово»
  • Ф. Шуберт. Соната «Арпеджионе», ч. 1
  • Р. Шуман. «Посвящение»
  • Русская народная песня «Ноченька» («Война и мир»)
  • М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье»
  • М. Глинка. Дуэт «Не искушай»
  • А. Грибоедов. Вальс
  • М. Балакирев. Романс «Слышу ли голос твой»
  • А. Даргомыжский. «Старый капрал»
  • С. Рахманинов. «Судьба»
  • Э. Григ. Ich liebe dich, соч. 5, № 3

«Люблю музыку больше всех других искусств» — Лев Толстой.
Музыка обладала для Толстого невероятной притягательной силой. «В то время, когда я слушаю музыку, …какое-то странное сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования…» – писал Л. Н. Толстой.
В период, когда Толстой еще был студентом Казанского университета, он даже рассматривал для себя возможность стать профессиональным музыкантом.
В более поздние годы Лев Николаевич много размышлял о том, почему музыка способна оказывать такое могущественное воздействие на человека. Он задавался вопросом, как это происходит, пытался постичь тайну музыки. Толстой любил музыку Шуберта, Моцарта, Бетховена. Но любимейшим композитором был Ф. Шопен, чьи произведения Толстой тщательно собирал. Такой огромной нотной библиотеки, пожалуй, не было ни у одного русского писателя того времени. Музыка «звучит» на страницах многих произведений Толстого. В некоторых ранних рассказах — «Люцерн», «Альберт» — музыка даже стала основной темой. В романе «Война и мир» герои поют, играют на арфе, фортепиано, гитаре, балалайке. В 1889 году Толстой окончил повесть «Крейцерова соната», главным героем которой становится музыка Бетховена. Знаменитый педагог и пианист Александр Гольденвейзер вспоминал: «Я много играл Льву Николаевичу фортепианных и скрипичных сонат Бетховена, и никогда не было, чтобы он не радовался этой музыке. Некоторые произведения вызывали его восторг». Пианист-виртуоз Николай Рубинштейн в Московской консерватории познакомил Толстого с Петром Ильичом Чайковским. Однажды музыканты консерватории специально для Толстого собрались и сыграли музыку Чайковского. Толстой был потрясен. «Может быть, никогда в жизни я не был так польщён и тронут в моем авторском самолюбии, — вспоминал Чайковский, — как когда Лев Толстой, слушая анданте моего квартета и, сидя рядом со мной, — залился слезами». Когда Чайковский внезапно умер, Толстой был потрясен. У него было ощущение, что он с ним не договорил о чём-то очень важном.
Лев Николаевич любил не только слушать музыку, но и играл на фортепиано, хорошо читал ноты «с листа». За роялем он буквально забывал о времени и часто искал вдохновение в музыке, прежде чем садиться за работу Софья Андреевна разделяла любовь мужа к музыке. Супруги часто играли в четыре руки.
Укладываясь спать, их дети слышали, как родители допоздна играли на рояле симфонии Гайдна и Моцарта.
В доме Толстых часто бывали величайшие музыканты: пианисты Антон Рубинштейн и Александр Гольденвейзер, знамений бас Федор Шаляпин, композитор Сергей Танеев. Ванда Ландовска приезжала под Рождество из Польши поиграть на клавесине. В один из дней последнего года жизни Толстого, долго слушая Шопена в исполнении Гольденвейзера Лев Николаевич сказал: «…вся эта цивилизация — пусть она исчезнет к чертовой матери, но — музыку жалко!»