- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Абонемент № 15 «Мир песни и танца»
Государственный академический
ансамбль песни и пляски
донских казаков им. А. Квасова,
Ростов-на-Дону
Художественный руководитель – Александр Буйвол
1 отделение
- Музыка народная и А. Заброднего, слова народные. «Дон ты вольный»
- А. Зиборов. «Эхо войны»
- М. Блантер – М. Исаковский. «Катюша»
- «Ой, при лужке»
постановка В. Алексеенко, муз. В. Маляревского - В. Захаров – М. Исаковский. «Ой, туманы»
- Н. Богословский — Е. Долматовский. «Лизавета»
- Д. Самойлов — В. Столяров. «Трубочка»
- «Как за Доном за рекой»
постановка Г. Гальперина, музыка Б. Огурцова - Д. Покрасс – Я. Шварц. «Казачий эскадрон»
- Ю. Щербакова. «Поезд уходит далёко»
- Слова и музыка народные. «На пригорке»
- «Письмо с фронта»
постановка М. Киричек, музыка А. Заброднего - «На кордоне»
постановка А. Медведева, музыка А. Заброднего
2 отделение
- «Зимние забавы»
постановка А. Хмельницкого, музыка Б. Огурцова - С. Матвеев. «Любо мне»
- Слова и музыка народные, обр. А. Квасова. «Скакал казак»
- М. Блантер – И. Сельвинский. «Черноглазая казачка»
оркестровка В. Шевченко - Музыка народная, слова З. Кац. «Когда мы покидали наш любимый край»
- Слова и музыка народные, обр. А. Квасова. «Как у нашей сотни»
- «Подковочка»
постановка В. Клокова, музыка Б. Огурцова - Дмитрий и. Даниил Покрасс – Ц. Солодарь. «Казаки в Берлине»
- Слова и музыка народные. «Любо, братцы»
- «Молодёжный пляс»
постановка В. Алексеенко, муз. В. Маляревского - Слова и музыка народные. «Не для меня»
- Слова и музыка народные, обр. Р. Квасовой. «Барыня»
- «Вечер, вечер матушка»
постановка В. Алексеенко, музыка Б. Огурцова - В. Агапкин — Я. Богорад. «Прощание славянки»
Донские казаки: лучшие в мире
15 ноября в Тольяттинской филармонии выступает ансамбль Донских казаков – легендарный и высокопрофессиональный коллектив, чье мастерство подтверждают государственные награды и статусы.
В составе ансамбля хор, балет и оркестровая группа.
Концертные программы ансамбля Донских казаков всегда начинаются с эпического вступления. Старинные песни и костюмы вводят зрителя в историческую атмосферу. Затем песни становятся подвижнее, появляются лирические, строевые, шуточные. Песни перекликаются с танцами, и в финале – синтез всей истории – оглушительная пляска с клинками, сложнейшими трюками, неистовой энергией.
Такой будет и программа в Тольятти.
История создания. Влияние классика
В 1935 году классик советской литературы Шолохов предложил создать в станице Вёшенской народный казачий театр и народный казачий хор. Вскоре коллективы успешно выступили в Москве. После чего в апреле 1936 года краевые власти издали решение о создании Доно-Кубанского казачьего хора. С этого года и ведется отсчет годам работы ансамбля песни и пляски Донских казаков.
Помощь белогвардейцев
В 1969 году Министерство культуры решило реорганизовать ансамбль донских казаков. К тому времени коллектив представлял собой скорее хоровую капеллу с небольшой инструментальной группой. Тем временем во всем мире успешно гастролировал казачий хор под руководством Сергея Жарова. Сергей Жаров – сын купца второй гильдии из Костромы, после революции был призван в ряды Красной армии, но в итоге с отрядом белогвардейцев оказался в Крыму и покинул Россию. Разве можно было такое пережить?! Конечно, все самое лучшее в мире – советское. Уж донские казаки-то точно!
Доно-Кубанскому казачьему хору был назначен новый художественный руководитель – Анатолий Квасов, а вместе с ним и новый главный хормейстер, хормейстер-фольклорист, балетмейстер, концертмейстер и директор ансамбля.
Когда за дело берется государство…
Студенту четвертого курса института им. Гнесиных Анатолию Квасову было предложено отправиться в Ростов-на-Дону и стать руководителем ансамбля Донских казаков. Задача – сделать совершенно новую концертную программу и защитить ее как дипломную работу. Создать такой ансамбль, которому нет равных в стране, доказать зарубежью, что донские казаки смогли сохранить своё наследие, что песенное творчество казаков не забыто.
В течение года шла подготовка новой программы. Во время реорганизации практически весь старый состав ансамбля был уволен. Квасов объявил о наборе в ансамбль. Со всей страны потянулись талантливые молодые артисты. Конкурс был огромен. Артистам предлагали жилье в Ростове и большие перспективы. Штатный состав ансамбля Донских казаков увеличился до 105 человек: хоровая группа – 40, балетная – 40, оркестровая – 15, художественно-производственная – 10 человек.
…и профессионалы
Руководство ансамбля казачьей песни четко понимало, что при всей кажущейся простоте тех или иных номеров программы, они должны быть доведены до высшей степени отточенности и завершенности. Всякое нарушение чувства меры граничит с безвкусицей и пошлостью. Кроме того, важно было сохранить народную песню в ее чистейшей первозданности, не довести ее до «кабацкого разгуляя», до «попсовой» шлягерности.
Задача была выполнена.
Анатолий Квасов «заставил» хор двигаться, создавать театрализованные картинки, применять различные хореографические движения: «приплясывания», «коленца», характерные для донской традиции. Создал единый сценический образ – обязательно черноволосые казачки с аккуратно убранным в шлычку волосом и казаки с чубами и усами. Анатолий Николаевич создал мощную оркестровую группу, ввёл в оркестр духовой состав, что способствовало красочной оркестровке и выразительности звучания. Представилась возможность инструментальными приёмами разнообразить концертные номера. В программе появились сольные номера: инструментальные дуэты, хоровые ансамбли. Создаются вокально-хореографические композиции, похожие на театрализованные действа, в которых разыгрываются сюжетные картинки.
Квасов большое внимание уделял построению концертной программы, важная составляющая которой – динамическое, сквозное развитие. Концерт всегда начинается с эпического вступления. Старинные песни и костюмы вводят зрителя в историческую атмосферу. Затем песни становятся подвижнее, появляются лирические, строевые, шуточные. Песни перекликаются с танцами, и в финале – синтез всей истории – оглушительная пляска с клинками, сложнейшими трюками, неистовой энергией.
Значение имени
Полное название коллектива длинное и скучное – Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски Донских казаков имени А. Н. Квасова. Но за каждым словом – огромное содержание. Расшифруем.
Государственный – статус присваивается коллективам за высокое профессиональное мастерство, подкрепляется государственным финансированием, а это значит, у коллектива есть возможность привлекать на работу лучших специалистов.
Академический – образцовый.
Ордена Дружбы народов – давался за значительный вклад в культурное развитие Союза ССР и союзных республик.
Ансамбль песни и пляски – в составе коллектива хор, балет и оркестровая группа.
Имени А. Н. Квасова – В 1969 году с приходом в коллектив Анатолия Николаевича Квасова на должность художественного руководителя, у ансамбля началась новая жизнь и появились те звания и награды, которые уже перечислены выше.