- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Абонемент № 18 «Музыка для души»
«Италия: от Глинки до Чайковского»
Ольга АНТОНОВА
|
Анна ШАТАЛОВА скрипкаНаталья СЕЛЯТКИНА
|
1 отделение
- Русская народная песня «Ах ты, ноченька»
Исп. Р. Аббасов (a-capella) - М. Джулиани. Gran duetto cincertando, ор. 85
Исп. М. Свечников, Г. Иванов - М. Глинка — И. Козлов. «Венецианская ночь»
Исп. Ю. Кочева, О. Антонова. Н. Селяткина - Мелодекламация
В. Бенедиктов. «Италия», читает И. Супрунов
Народная неаполитанская песня Santa Lucia (инструментальная версия)
Исп. Струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов - М. Глинка, Е. Баратынский. «Не искушай меня без нужды»
Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Н. Селяткина - В. Беллини. «Каватина Нормы» из оперы «Норма»
Исп. М. Свечников, Н. Селяткина, А. Дорофеев - М. Глинка. Блестящий дивертисмент на тему из оперы В. Беллини «Сомнамбула»
Исп. Струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов - Мелодекламация. Ф. Тютчев. Четверостишия
читает М. Кириллова
М. Балакирев. «Экспромт»
Н. Селяткина, А. Шаталова - М. Балакирев, М. Яцевич. «Взошел на небо месяц ясный»
Исп. О. Антонова, Н. Селяткина - Ц. Кюи – В. Немирович-Данченко. «Коснулась я цветка»
Исп. Ю. Кочева, Н. Селяткина - Ц. Кюи. Струнный квартет № 3, ч. 2 — Скерцо
Исп. струнный квартет - А. Бородин – А. Пушкин. «Для берегов Отчизны дальной»
Исп. Р. Аббасов, Н. Селяткина - А. Бородин. «Половецкие пляски». Фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» — «Улетай на крыльях ветра»
Струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов, А. Дорофеев,
Ю. Кочева, О. Антонова
2 отделение
- М. Мусоргский. «Прогулка» из цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки»
- М. Мусоргский. «Раёк»
Исп. Р.Аббасов, Н. Селяткина - Н. Римский-Корсаков – М. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»
Исп. Ю. Кочева, Н. Селяткина - Н. Римский-Корсаков. «Ария варяжского гостя» из оперы «Садко»
Исп. Р. Аббасов, Н. Селяткина - П. Чайковский. «Неаполитанский танец
Исп. М. Свечников, Г. Иванов, Н. Селяткина» - П. Чайковский. «Дуэт Прилепы и Миловзора» из оперы «Пиковая Дама»
Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Н. Селяткина - П. Чайковский. «Воспоминание о Флоренции»
Исп. Струнный квартет, Е. Кабаева, А. Дорофеев - Дж. Россини. «Гребные гонки в Венеции»
Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Н. Селяткина - Дж. Россини. «Итальянская тарантелла»
Исп. струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов - Л. Денца. Funiculi’-Funicula’ («На качелях»)
Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Р. Аббасов, Н. Селяткина
Италия: от Глинки до Чайковского
Что придумал Глинка и как получил алмазный перстень императора? Что запоминают композиторы в путешествии по Италии? Как климат, пейзажи, архитектура и уличные песни Италии повлияли на русскую музыку? Об этом будем говорить на концерте 25 ноября в Тольяттинской филармонии.
Влияние Италии и ее культуры на русскую музыку измерить сложно, но можно. Ведь в процессе влияния самое интересное – результат. У каждого он свой. Если обобщить, можно выделить три больших сферы, в которых влияние проявилось наиболее очевидно: новые сочинения, подражание (основа качественных изменений) и новаторство.
Новые сочинения. Михаил Глинка, например, три года проживший в Милане и объездивший всю Италию, по возвращении написал фантазию «Венецианская ночь». В этот вечер ее исполнят солисты камерного отдела филармонии Юлия Кочева (сопрано), Ольга Антонова (сопрано) и Наталья Селяткина (фортепиано).
Чайковский, посетивший Италию несколько раз, написал в Риме «Итальянское каприччио», а во Флоренции оперу «Пиковая дама». Уже в России Чайковский сочинил пьесу «Воспоминание о Флоренции». Но на этом список «итальянских» сочинений Чайковского не заканчивается!
25 ноября Юлия Кочева и Ольга Антонова исполнят «Дуэт Прилепы и Миловзора» из «Пиковой дамы». А «Воспоминание о Флоренции» исполнит Струнный квартет филармонии. А вы какой запомнили Италию?
Объекты подражания. Поскольку Италия – родина оперы, то и сам жанр, и итальянские музыканты и композиторы были всегда популярны в Европе. Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джоаккино Россини, Луиджи Денца – эти имена были в 19 веке на слуху у просвещенной публики, в том числе и у русских композиторов, которые нередко подражали итальянским коллегам. Чтобы оценить, от какой итальянской музыки были в восторге слушатели 19 века, и какой стремились подражать молодые авторы, в концерте прозвучит «Каватина Нормы» из оперы «Норма» Беллини, «Итальянская тарантелла» и «Гребные гонки в Венеции» Россини и веселая песенка Funiculi’-Funicula’ («На качелях») Денца в исполнении солистов и Cтрунного квартета филармонии.
Правильный микс. Подражание – способ реализации потребности и основа будущих качественных изменений. Пример. Италия дала миру вокальный стиль и технику бельканто, а Михаил Глинка в опере «Жизнь за царя» сумел применить бельканто при исполнении мелодий, характерных для русской народной песенной традиции. Этого до Глинки никто не делал, все подражали западным образцам, сюжетам и страстям. Но ведь национальные традиции различаются. Не могут все исполнять танго, как аргентинцы, или петь, как грузинский хор. Русская публика приняла «Жизнь за царя» с восторгом, император подарил композитору алмазный перстень. Сочинение Глинки попало в нарастающий тренд интереса просвещенного российского высшего сословия к русской народной культуре – языку, песням, быту. «Жизнь за царя» стала образцом для младших русских композиторов – Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Кюи. Их обработки русских песен, пьесы и отрывки их опер исполнят солисты и Cтрунный квартет Тольяттинской филармонии.
На концерте можно узнать и услышать, как Италия повлияла на то, чтобы появились те самые «великие русские композиторы» и «мировые шедевры русской музыки».