К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
В Год защитника Отечества
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии
Главный дирижер – Игорь МОКЕРОВ
Муниципальный академический хор
«МНОГОЛЕТИЕ»
Сызрань
Руководитель – Елена Шарапова
Хормейстер – Роман Павлов
Смешанный хор
«АКЦЕНТ»
Тольяттинского колледжа искусств
им. Р. К. Щедрина
Руководитель – Наталья Степина
Образцовый хор мальчиков и юношей «ЛАДЬЯ»
Детской музыкальной школы № 4 им. В. М. Свердлова
Руководитель – Галина Девяткина
Архиерейский
МУЖСКОЙ ХОР
ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ЕПАРХИИ
Руководитель – Семён Кирин
Солистка Самарского академического
театра оперы и балета,
лауреат международных конкурсов
Светлана КАШИРИНА меццо-сопрано
В программе:
- С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
- П. И. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
Откроет программу концерта масштабное произведение – торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского. Созданное в 1880 году к открытию храма Христа Спасителя, это сочинение остается единственным крупным музыкальным произведением, воспевшим подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Концерт продолжится кантатой «Александр Невский» С. С. Прокофьева. Это монументальное музыкальное произведение, посвященное выдающемуся государственному деятелю, военачальнику, духовному лидеру, князю Александру Невскому, сыгравшему важную роль в истории нашей страны. Его образ и спустя столетия олицетворяет идею беззаветного служения Отечеству и непобедимости русского народа.
В кантате «Александр Невский», как и в одноименной киноленте режиссера Сергея Эйзенштейна, снятой в 1938 году, ярко и колоритно представлен русский историко-героический эпос: картины вражеского нашествия и патриотического подъема русского народа, решающей битвы на Чудском озере и прославления доблестных защитников Родины.
«Зал темен… По экрану бежит картина, а по ручке кресла, нервно вздрагивая, движутся четкие пальцы Прокофьева. Он отбивает такт? Нет. Гораздо больше – закон строения, по которому на экране скрещены темпы отдельных кусков с поступками действующих лиц. На завтра он пришлет мне музыку, которая звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру», – вспоминал Сергей Эйзенштейн.
Работа над «Александром Невским» стала для режиссера большим творческим счастьем. Как и для Прокофьева. Эйзенштейн оказался «тонким музыкантом», а Прокофьев даже специально ездил в Голливуд, чтобы изучить премудрости музыкального оформления фильмов.
«Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль собрать лучшее, что было в киномузыке, и написать кантату. Ее центр – грандиозная картина «Ледового побоища». Неумолимая вражеская поступь, а в ответ – молодецкая тема «Вставайте, люди русские», дерзкие скоморошьи наигрыши и стремительный ритм скачки русских всадников.
В музыке кантаты «Александр Невский» отображены лучшие черты стиля Прокофьева: проникновенная лирика, зримость образов и точная их передача посредством музыкальных средств.
Основными участниками этого масштабного музыкального действа станут Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии под управлением главного дирижера Игоря Мокерова, хоровые коллективы Тольятти и Сызрани.
В кантате 7 частей:
1 Русь под игом монгольским;
2 Песня об Александре Невском;
3 Крестоносцы во Пскове;
4 Вставайте, люди русские;
5 Ледовое побоище;
6 Мёртвое поле;
7 Въезд Александра во Псков.
Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма: бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.
Нежная лирика хора, эпическая грандиозность оркестра никого не оставят равнодушным! Не пропустите!
«Я с нетерпением жду этого проекта, – говорит Игорь Мокеров. – Такие концерты являются мерилом культурной жизни города. Возможность исполнить такое сочинение силами региона – это большой квест, большая задача для города. И то, что мы с ней справляемся, каждый раз, поднимая планку, идем дальше и выше – на мой взгляд, это дорогого стоит… Эта грандиозная музыка должна звучать независимо от каких-то юбилейных дат. Но сейчас она будет как никогда уместна. И то, что Прокофьев эту музыку пишет в самые тяжелые годы войны, и то, что эту музыку надо исполнить весной 2025 года, для меня имеет большое значение».
Светлана Каширина – выпускница Тольяттинского музыкального училища. Окончила Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова и ассистентуру-стажировку Саратовской государственной консерватории (класс профессора, заслуженной артистки России И.Р. Котельниковой).
С 2011 по 2023 гг. – ведущая солистка Саратовского академического театра оперы и балета. С 2023 года – солистка оперной труппы Шостакович Опера Балет (Самарского академического театра оперы и балета).
Принимала участие в Международном фестивале «Классика над Волгой» в Тольятти, в исполнении «Реквиема» Джузеппе Верди с симфоническим оркестром Ростовской филармонии под управлением Валентина Урюпина.
Участница Собиновского музыкального фестиваля под управлением Юрия Кочнева (Саратов). Исполняла Stabat mater Джованни Перголези с Поволжским камерным оркестром под управлением Михаила Мясникова, кантату «Александр Невский» Сергея Прокофьева в Саратовской филармонии под управлением Александра Рудина. Рождественскую ораторию Niël. Дирижер – Людмила Лицова.
Награды:
• Гран-при Международного конкурса имени Б. Тулегеновой (Астана, 2014)
• Премия за лучшую женскую роль второго плана Адриано в спектакле «Ренци. Последний трибун Рима» Р. Вагнера областного театрального фестиваля «Золотой арлекин» (2014)
• Гран-при Международного конкурса “World music heritage” (Москва, 2023)
• Гран-при I Всероссийского молодежного конкурса-фестиваля вокального искусства «Надежда» (Самара, 2023)