- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Концерт проходит в рамках программы
Министерства культуры Российской Федерации
«Всероссийские филармонические сезоны»
Лауреат международных конкурсов
Анна ГЕНЮШЕНЕ фортепиано
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии
Главный дирижер – Алексей ВЕРХОВЕН
В программе:
1 отделение:
- С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини, ор. 43, 1934
Солист — Анна Генюшене
2 отделение:
- Р. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
- Г. Малер. Адажиетто из Симфонии № 5 до-диез минор
- И. Брамс. Академическая торжественная увертюра (1880), оp. 80
Анна Генюшене и Симфонический оркестр филармонии
23 января в Тольяттинской филармонии Симфонический оркестр под управлением главного дирижера Алексея Верховена представляет программу из произведений С. Рахманинова, И. Брамса, Р. Вагнера и Г. Малера. Солист – лауреат международных конкурсов Анна Генюшене.
Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».
Откроет вечер Рапсодия на тему Паганини, написанная Сергеем Рахманиновым в 1934 году, когда ему был 61 год. Рахманинов взялся объединить современные джазовые импровизации с классическим романтическим произведением. Выбрал для этого работу виртуоза – Николо Паганини, чье мастерство было необъяснимо, а потому обросло характерными для таких случаев мифами. Прочувствовав не только характерные черты для эпохи, но и для личности Паганини, Рахманинов постарался как можно точнее при помощи символов отобразить все фантастическое и магическое, чем наполнена музыка непостижимого итальянца.
Сразу после премьеры музыкальная критика признала, что Рапсодия на тему Паганини – необычайно яркое и вдохновенное сочинение, органичность которого можно считать едва ли не основным его свойством. Что ее можно назвать образцом рахманиновского симфонизма – столь прочно спаяна вся композиция, столь интенсивен ток симфонического развития, столь взрывчата и вместе с тем столь покоряюща логика музыкальной мысли.
Произведение представляет собой цикл из 24 свободных вариаций на две темы: первая – из 24-го каприса Паганини, вторая – средневековая секвенция Dies irae (День гнева) из католического реквиема.
Облик Рапсодии во многом определяет характер первой темы. Своей неистовой патетикой напоминающая музыку барокко и по формальным признакам схожая с темами чаконы или пассакалии, она дает превосходный материал для почти бесконечного варьирования. Экспозиция темы и несколько вариаций на нее средствами фортепиано и оркестра блистательно претворяют виртуозный скрипичный стиль.
Вторая тема вариаций выступает символом нечистой силы. Когда хореограф Михаил Фокин выразил желание поставить балет на музыку рапсодии, композитор сообщил ему, что главным героем видит Паганини, за совершенство в искусстве и за любовь женщины продавшего душу дьяволу.
Рапсодию на тему Паганини исполнит Симфонический оркестр под управлением Алексея Верховена, солистка – Анна Генюшене.
Анна Генюшене в 2015 году с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Е. И. Кузнецовой), проходила стажировку в Королевской академии музыки в Лондоне в классе профессора Кристофера Элтона. Неоднократно выступала с такими оркестрами как Государственный академический симфонический оркестр имени С. Светланова, британским оркестром The Halle, итальянским оркестром Haydn Orchestra, Литовским академическим симфоническим оркестром и другими.
Часто выступает в дуэте с мужем Лукасом Генюшасом и является художественным руководителем фестиваля NikoFest в галерее Нико Никогосяна в Москве.
Продолжит концерт Академическая торжественная увертюра Брамса. Это шумное попурри из студенческих застольных песен, в том числе немецких, с цитатой из Gaudeamus в финале. Композитору удалось передать восхитительную эйфорию, присущую студенческой среде по случаю окончания учебного периода, не жертвуя при этом своей приверженностью классическому балансу. Брамс написал эту 10-минутную работу летом 1880 года в качестве жеста благодарности университету Бреслау, который присудил ему почетную докторскую степень по философии. В России это сочинение звучит нечасто, а в университетских европейских городах оно присутствует в репертуаре концертных залов, благодаря своей легко воспринимаемой структуре, лирической теплоте, азарту и юмору.
Тему немецкой песенной традиции продолжит еще одна увертюра – Рихарда Вагнера к опере «Нюнрбергские мейстерзингеры». Это его единственная опера, лишенная трагической составляющей. В ней рассказывается история о том, что любовь можно завоевать не ратными подвигами, а искусством, и о том, что прекрасное пение само по себе есть подвиг. А еще представленный в увлекательной рамке диспут о том, что важнее в музыке и стихосложении – четкость правил и ритма или вдохновение, которое нельзя измерить.
В Увертюре заявлено несколько тем. Самая первая – тема мейстерзингеров, гильдии певцов XVI века, ее нюрнбергского отделения. За нею следуют друг за другом тема страстного томления, песнь награждения, любовного признания, искусства братства, ироничной насмешки и другие. По ходу разработки музыкального материала Вагнер с необычайным мастерством соединяет две, три и один раз даже четыре темы. С возвращением вступительной темы наступает грандиозная кульминация.
Завершит вечер Адажиетто из Симфонии № 5 до-диез минор Густава Малера. Являясь лирической кульминацией симфонии, ясное мажорное адажиетто – своеобразная миниатюрная оркестровая песня без слов с томительно прекрасной бесконечной мелодией. Уникальный образец малеровской инструментальной лирики, она стала наиболее часто исполняемым его произведением. Говорят, адажиетто Пятой симфонии – объяснение композитора в любви своей жене, одно из самых красивейших объяснений, что композиторы посвящали своим подругам.