- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
[aio_button align=»left» animation=»pulse» color=»green» size=»small» icon=»none» text=»ПОСЕТИТЬ БЕСПЛАТНО ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s201″]
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК»
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии
Главный дирижер — Игорь МОКЕРОВ
[aio_button align=»center» animation=»pulse» color=»green» size=»medium» icon=»none» text=»КУПИТЬ БИЛЕТ» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s201″]
Огромный мир человеческих чувств нашел свое отражение в русской музыке. В ней есть все — глубокие размышления и гармоничная красота, стройность и мудрая простота, тончайшие оттенки человеческих переживаний – от радости и веселья до скорби и грусти. Встреча Пасхи во многих странах связана с различными культурными событиями, навеянные темами весны, пробуждением духовной природы человека, его внутренним обновлением.
В программе:
- Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник»
- Г. Свиридов. Маленький триптих
- А. Аренский. Вариации на тему П. И. Чайковского
- Н. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»
«И облетела благодатная весть весь мир; и побежали от лица Его ненавидящие Его, исчезая, яко исчезает дым. «Христос воскресе из мертвых!» — поют ангельские сонмы на небесах с Херувимами и Серафимами. «Христос воскресе из мертвых!» — поют священнослужители в православных храмах, при дыме кадильном, при сиянии бесчисленных свечей и звоне колокольном».
Встреча Пасхи всегда была долгожданным, светлым и радостным праздником на Руси. Этот праздник вдохновлял не только церковных, но и светских композиторов на создание настоящих шедевров. И сейчас на Светлой седмице в концертных залах звучат пасхальные произведения, написанные в самых разных стилях и жанрах.
Одно из таких произведений — увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова, интересный пример светского музыкального произведения, полностью основанного на темах церковных песнопений. Композитор подробно рассказал о замысле увертюры и ее программе в своих воспоминаниях. Для первой части программы Римский-Корсаков использовал два стиха из 67-го псалма («Да воскреснет Бог…»), вторая часть программы отсылает нас к шестнадцатой главе Евангелия от Марка, где рассказывается о женах-мироносицах, пришедших к гробу Спасителя и обнаруживших, что камень отвален, а гробница пуста. Третью часть программы полностью написал сам композитор.
А. Аренский. Вариации на тему П. И. Чайковского, оp. 35a
Антон Аренский закончил Петербургскую консерваторию по классу Н.А. Римского-Корсакова. Но затем, оказавшись в Москве, куда его пригласили преподавать в консерваторию, испытал сильное влияние музыки Чайковского.
До конца жизни он сохранил благоговение перед личностью и творчеством Петра Ильича. С большим вниманием и теплотой относился к младшему собрату по перу и сам Чайковский. «В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!» — говорил он об Аренском.
Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. Ему была близка русская народная песенность и тяготение к лирическим созерцательным образам.
Одно из таких произведений — Пьеса для струнного оркестра «Вариации на тему Чайковского», написанная через год после смерти Петра Ильича в 1894 году.
Первоначально Аренский написал Квартет № 2 оp. 35, посвященный памяти Чайковского с весьма необычным составом: скрипка, альт и две виолончели.
Наиболее яркая часть Квартета — средняя —вариации на тему «Легенды» Чайковского из Шестнадцати песен для детей соч.54 («Был у Христа младенца сад»).
Именно эту часть композитор впоследствии переработал в отдельное сочинение — «Вариации на тему Чайковского».
Н. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»
«Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое ими и подсказанное в основу своей музыки», – признавался Римский-Корсаков. Эти слова удивительно созвучны с образным миром предпоследней оперы композитора «Сказание о невидимом граде Китеже» (1907). Любовь и вероломство, чистота и злонравие, страх и вера, смерть и бессмертие, – таковы главные идеи этого сочинения. Современники сравнивали величие «Китежа» с романами Льва Толстого, называя это произведение «драгоценным и оригинальным вкладом в сокровищницу русской оперной литературы». В симфонической сюите Римский-Корсаков запечатлел основные события оперы. «Похвала пустыне» живописует лесное пристанище девы Февронии. «Свадебный поезд» – ее сказочное появление в городе. В драматической «Сечи при Керженце» описывается сражение русских воинов с татарами. Последняя часть «Блаженная кончина Февронии. Хождение в невидимый град» переносит действие в духовную реальность. Град Китеж становится символом идеального мира, осуществившейся мечтой о земном рае, где царят дружба и любовь.
Огромный мир человеческих чувств нашел свое отражение в русской музыке. В ней есть все — глубокие размышления и гармоничная красота, стройность и мудрая простота, тончайшие оттенки человеческих переживаний – от радости и веселья до скорби и грусти.
До встречи в филармонии на Пасхальном концерте!
Билеты в кассах филармонии (222-600) и ДК «Тольяттиазот» (95-05-65)