- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Абонемент № 12 « Погружение в классику»
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии
Дирижер — Петер Билун, Нидерланды
Павел НАЗАРОВ и Наталья СЕЛЯТКИНА фортепиано
-
Л. Бетховен. Увертюра «Кориолан»
-
Ф. Мендельсон. Концерт для 2- х фортепиано с оркестром Ми мажор
-
Л. В. Бетховен. Симфония № 7
1 ноября в Тольяттинской филармонии концерт симфонического оркестра под управлением дирижера из Нидерландов Петера Билуна. Солисты – Наталья Селяткина и Павел Назаров.
Петер Билун – альтист и дирижер, особую любовь питает к опере. В 1992 году он окончил консерваторию в Бостоне (США) по классу альта, в 1998-м получил образование дирижера в Королевской консерватории в Гааге (Нидерланды). После чего продолжил обучение у таких наставников как Юрий Симонов, Йорма Панула, Дэвид Зинман, Эд Спанджард, Жак Ван Стин и Ханс Вонк.
Он работает с европейскими оркестрами (Филармонический оркестр национального радио, Нидерландская опера, Парижская национальная опера) и азиатскими (Гонконгский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Бангкока).
Питер Билун – опытный интерпретатор как классического, так и современного репертуара.
Превосходный альтист, Билун и в работе дирижера использует свой богатый опыт выступлений в оркестре под руководством таких дирижеров, как Пьер Булез, Риккардо Шайли, Карло Мария Джулини, Лорин Маазель, Курт Сандерлинг и Евгений Светланов. Петер говорит: «Поскольку я несколько лет был музыкантом оркестра, я знаю, что эффективно, что важно, что нужно от меня музыканту и что я могу с него спросить. Я говорю на языке оркестра». Композитор Луи Андриссен, похоже, согласен: «У него безошибочный инстинкт правильного темпа; он великолепен в репетициях; очень одарен в том, как заставить людей проявлять свои лучшие качества, как сделать так, чтобы музыканты любили музыку, которую они играют».
В программе, которую маэстро Билун подготовит с симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии, Увертюра «Кориолан» Бетховена, Концерт для двух фортепиано с оркестром ми мажор Мендельсона и Симфония №7 Бетховена.
Кто такой Петер Билун
Он альтист, дирижер, особую любовь питает к опере. В 1992 году окончил консерваторию в Бостоне (США) по классу альта. Играл в Голландском камерном оркестре, Королевском оркестре Консертгебау.
В 1998-м получил образование дирижера в Королевской консерватории в Гааге (Нидерланды). После чего продолжил обучение у таких наставников как Юрий Симонов, Йорма Панула, Дэвид Зинман, Эд Спанджард, Жак Ван Стин и Ханс Вонк.
В 2004 году стал первым голландским дирижером, прошедшим в финал международного конкурса дирижеров Донателлы Флик. Ему была оказана честь дирижировать в заключительном концерте конкурса Лондонским симфоническим оркестром. Среди его достижений также престижная стипендия национального фонда Антона Кержеса и дирижерская премия на музыкальном фестивале в Аспене.
С 2006 по 2008 год Питер Билун был помощником приглашенных дирижеров Филармонического оркестра национального радио: Эда де Ваарта, Геннадия Рождественского, сэра Марка Элдерна, Владимира Ашкенази и Франса Брюггена.
Среди музыкальных пристрастий дирижера – искусство оперы. Билун дирижировал оперой Моцарта «Похищение из Сераля» (летняя опера Алден-Бисен, 2009). На его счету постановка опер «Гензель и Гретель» Гумпердинка в Королевском Театре (Гаага, 2011), постановка опер Гайдна, Маршнера и Пашкевича на фестивале Grachten (Амстердам, 2008-2012). Маэстро был ассистентом дирижера Карло Рицци на спектакле «Турок в Италии» Россини (Нидерландская опера, 2012). Работал с сэром Марком Элдером над «Богемой» Пуччини (Парижская Национальная опера, 2014).
На субботних утренних спектаклях Консертгебау работал в содружестве с такими мастерами, как Яап ван Зведен, Эд де Ваарт, Ханс Графф. Это был бесценный опыт работы над операми «Парсифаль» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Дитя и волшебство» Равеля, «Отелло» Верди, «Девушка с запада» Пуччини, в которых участвовали выдающиеся певцы – Ева-Мария Вестбрук, Роберт Холл, Кристиан Стотин, Кристин Джепсон, Клаус Флориан Фогт.
Сезон 2015/16 был отмечен дебютом Питера Билуна в филармонии Западных Нидерландов, а также выступлениями с Гонконгским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Бангкока.
Петер Билун – опытный интерпретатор как классического, так и современного репертуара. Музыкальные критики высоко оценивают точность его интерпретаций, а также смелые, новаторские концертные программы.
Превосходный альтист, Билун и в работе дирижера использует свой богатый опыт выступлений в оркестре под руководством таких дирижеров, как Пьер Булез, Риккардо Шайли, Карло Мария Джулини, Лорин Маазель, Курт Сандерлинг и Евгений Светланов. Питер говорит: «Поскольку я несколько лет был музыкантом оркестра, я знаю, что эффективно, что важно, что нужно от меня музыканту и что я могу с него спросить. Я говорю на языке оркестра». Композитор Луи Андриссен, похоже, согласен: «У него безошибочный инстинкт правильного темпа; он великолепен в репетициях; очень одарен в том, как заставить людей проявлять свои лучшие качества, как сделать так, чтобы музыканты любили музыку, которую они играют».
В программе, которую маэстро Билун подготовит с симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии, Увертюра «Кориолан» Бетховена, Концерт для двух фортепиано с оркестром ми мажор Мендельсона и Симфония №7 Бетховена.
Бетховен. Увертюра «Кориолан»
Кориоланом прозвали знатного римского патриция и успешного полководца Гая Марция. Он прославился не только победами над врагами римлян вольсками, но и ненавистью к плебеям и жаждой власти. Из-за чего и был изгнан из Рима. Но не растерялся, а перешел на сторону вольсков и уже с их войском осадил Рим. Римляне решили вернуть Кориолана, но он отказал послам. Не стал он слушать и римских жрецов, пришедших с тем же предложением. Тогда римские женщины убедили пойти в лагерь вольсков мать Кориолана, которую он глубоко почитал. Она отправилась к сыну, взяв с собой его жену и детей. Ее мольбы заставили Гая Марция снять осаду и вернуться в столицу вольсков. Однако теперь уже вольски не простили Кориолана и убили его. По другой версии он сам покончил жизнь самоубийством.
Сейчас такие сюжеты сплошь и рядом, но все проходит менее кровожадно. А тогда о Кориолане писал Плутарх, затем Шекспир, а потом и современник Бетховена, австрийский драматург Генрих-Йозеф Коллин. Спектакль по пьесе Коллина произвел на Бетховена большое впечатление, и в 1807 году композитор написал к нему увертюру.
Увертюра открывается энергичными жесткими аккордами, которые сменяются упорно стремящейся вверх темой струнных. В резких контрастах форте и пиано, во внезапных акцентах вырисовывается образ суровый и мрачный. Ему противопоставлена светлая, лирическая, привольно льющаяся мелодия скрипок. Но покой недолог. Вновь возникают тревожные ритмы, внезапные нарастания, резкие контрасты звучности. На смену приходит новая тема – в ней слышатся тихая просьба и гневные возгласы, робкие мольбы и непреклонный отказ… При последнем проведении тема героя изменяется до неузнаваемости. Резкие аккорды прерываются долгими паузами, звучат все тише и глуше, вместо энергичной устремленной вверх мелодии возникают лишь ее краткие, бессильно никнущие обрывки у виолончелей. Едва слышные унисоны струнных завершают увертюру.
С тех пор «Кориолан» в австрийских театрах начала 19 века исполнялся с увертюрой Бетховена.
Почему Бетховен, которого никогда не интересовали подобные персонажи, взялся поразмышлять на эту тему? В традициях классицизма Гай Марций – однозначно отрицательный персонаж. Но если посмотреть на него с позиций формировавшегося в ту пору романтизма, а если и с позиции современного индивидуализма, то образ этого «гибко мыслящего», «волевого» военного и политика не так прост и даже может вызывать сочувствие. Бетховен жил как раз во время смены ценностных и стилевых приоритетов в искусстве. И в жизни. И в этом сочинении как раз и сдвинул стилевые акценты с классицистических к романтическим.
Мендельсон. Концерт для двух фортепиано с оркестром Ми мажор
Феликс Мендельсон, как известно, счастливчик: родился в состоятельной семье, нужды не знал, родители поощряли его занятия музыкой, но не давили на ребенка. Так оказалось, что Феликс еще и очень талантлив, почти как Моцарт: тоже начал сочинять музыку в раннем возрасте, а в 9 лет впервые выступил на публике. В 12 начал сочинять.
Вот и концерт для двух фортепиано с оркестром ми мажор Феликс Мендельсон написал, когда ему было 14 лет, это было в конце лета-начале осени 1823 года. А уже через три месяца – в декабре 1823 – состоялась его первое публичное исполнение. За роялями были автор – Феликс – и его сестра Фанни.
Жанр концерта – это соревнование солиста и оркестра. Этот концерт производит очень сильное, яркое впечатление: оркестр звучит масштабно, а эффектные пассажи фортепианных партий наделены яркой эмоциональной окраской. Еще и пианисты иногда начинают состязаться между собой, что добавляет произведению эффектности.
В концерте 1 ноября за роялями будут солисты Тольяттинской филармонии Наталья Селяткина и Павел Назаров.
Бетховен. Симфония № 7
К моменту написания симфонии, Бетховен почти оглох. Но не терял надежды поправить здоровье. А потому по совету докторов отправился в Чехию на курорт Теплице, который славится целебными горячими источниками.
Курорт всегда был отличным местом для общения с интересными людьми и зарождения симпатий. Вот и в 1811 году, когда Бетховен с приятелем приехали в Теплице, там подобралась отличная компания: немецкий офицер с женой, очаровательная молоденькая певица, прочая интеллигентная публика из Германии.
По возвращении Бетховен написал симфонию. Тогда она вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые упрекали это сочинение том, что оно слишком изобилует народными мотивами, недостойными для высокого жанра симфонии. Хотя тот факт, что в ней звучит радость, веселье, никто не отрицал. Зато для Глинки Седьмая симфония была «непостижимо прекрасной», а лучший исследователь творчества Бетховена Ромен Роллан писал о ней: «Симфония ля мажор – само чистосердечие, вольность, мощь. Это безумное расточительство могучих, нечеловеческих сил – расточительство без всякого умысла, а веселья ради – веселья разлившейся реки, что вырвалась из берегов и затопляет все». Да и сам композитор ценил ее очень высоко: «Среди лучших моих сочинений я с гордостью могу указать на ля-мажорную симфонию». Вот что с людьми делает отдых на курорте!
Сегодня Седьмая симфония Бетховена – одно из популярных произведений, поэтому многие кинорежиссёры вставляют ее фрагменты в саундтреки своих фильмов. Фрагменты симфонии звучат в лентах «Бетховен. Живи у меня» (Канада 1992), «Необратимость» (Франция 2002), «Король говорит!» (Великобритания, США, Австралия 2010), «Зардоз» (Ирландия, США 1974).