- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Ансамбль «АЛАШ», Тува
виртуозы горлового пения
Бады-Доржу ОНДАР вокал, игил, гитара
Аян-оол САМ вокал, дошпулуур, игил, гитара
Аян ШИРИЖИК вокал, кенгирге, шынгыраш, шоор, мургу, хомус
Три ярчайших тувинских хоомейжи современности, участники ансамбля ALASH заново открывают слушателю традиционные тувинские мелодии, бережно сохраняя аранжировки и манеру игры, привнося при этом современную энергетику и яркую подачу. Трио ALASH — последователи знаменитого квартета «Хуун Хуур Ту», создатели «новой традиции», настоящие посланники Тувы на мировой музыкальной сцене!
«Представьте себе дозвуковое рычание, кваканье лягушки-быка, несколько электрических парикмахерских ножниц и высокочастотный свист — все это одновременно исходит из одной гортани».
Washington Post
«Музыка ALASH включает в себя создание гортанного гула одновременно с напевной мелодией поверх. Этот басовый тон может переключаться между высоким нечетким карканьем и подземным грохотом, который является отчасти звуком, отчасти вибрацией, дребезжащие эффекты которого можно по-настоящему оценить только вживую».
Guardian
«Недостаточно слов, чтобы описать звук «Алаша» — вы действительно должны услышать его сами»
Название группы происходит от названия реки Алаш, протекающей на северо-западе Тувы.
Посланники Тувы на мировой музыкальной сцене, ярчайшие тувинские хоомейжи (мастера тувинского горлового пения) современности заново открывают слушателю традиционные тувинские мелодии, бережно сохраняя аранжировки и манеру игры и привнося при этом современную энергетику и яркую подачу. Все участники коллектива обучались традиционному пению хоомей с детства: сначала в своих семьях, позже – у мастеров горлового пения.
«Алаш» объехал с концертами множество стран. В 2008 году состоялся концертный дебют коллектива в США в рамках фестиваля Great Lakes Folk Festival. Коллектив прославился совместными творческими проектами с легендарным коллективом Sun Ra Arkestra, записал альбом Jingle All the Way c королем американского банджо Белой Флеком и его ансамблем Flecktones, удостоенный премии Грэмми, а также выпустил четыре сольных альбома.
Тува считается мировой столицей горлового пения. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель — хоомейжи — владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея — такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков — найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. <…> Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей».
Тувинское искусство горлового пения очень богатое и глубоко укоренившееся, и, как часть единой музыкальной идеи, которая является тувинским идеалом звучания, обладает большим разнообразием в исполнительской практике. Каждый тувинский артист учится на примерах людей, которых он слушает с детства, но каждый также находит свой собственный звук. Существует пять основных «стилей» тувинского горлового пения:
Хоомей — исполняется в низким или среднем регистре, основные и обертоны присутствуют на одинаковых уровнях с несколькими отчетливыми высотами, некоторые движущиеся, некоторые вибрирующие или пульсирующие над бурдоном.
Сыгыт — более высокий регистр, где обертонная мелодия усилена, а основной бурдон, хотя и слышен, обычно значительно приглушен.
Каргыраа — использует фальшивые голосовые складки, чтобы создать низкий бурдон, в то время как высшие обертоны сочетаются посредством артикуляции разных глаголов.
Борбангнадыр — трель. Исполняется губами (бырлан, эрин бырланы) или языком (дамырак борбан). Сочетается со всеми вышеуказанными стилями.
Эзенгилеер — от тувинского слова «эзенги» (стремя). Использует мягкое небо для создания мягких, металлических, «звонких» звуков, напоминающих верховую езду.