Опера для всех «Маленький трубочист»

» Вернуться к событиям
Дата:
Вторник
30 августа 16
Время:
19:00
Стоимость:
100-500
Возрастная категория:
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
ул. Победы, 42,

 Международный фестиваль искусств «КЛАССИКА OPEN  FEST»

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Генеральный партнер фестиваля — ОАО «Тольяттиазот»

ВПЕРВЫЕ В МИРЕ В НОВОМ ПРОЧТЕНИИ!

Премьера!!!

«МАЛЕНЬКИЙ ТРУБОЧИСТ»

опера из увеселительного представления для молодёжи

«Давайте создадим оперу!»

Музыка Бенджамина БРИТТЕНА

Либретто Эрика КРОЗЬЕ

Русский текст Антона ГОПКО

Дирижер-постановщик – Владислав ИВАНОВСКИЙ, Тольятти

Режиссер-постановщик – Антон ГОПКО, Лион (Франция)

Художник-постановщик – Антон ЧИРИКОВ, Тольятти

Концертмейстер и администратор проекта – Наталья СЕЛЯТКИНА, Тольятти

Действующие лица:

Чёрный Бобби, грубый, злой трубочист — Роман АББАСОВ, бас,

он же — *Том, кучер из Вудбриджа

Клем, его сын и помощник — Антон ФИЛИНОВ тенор,

он же — *Альфред, садовник в Айкен-Холле

Сэм, мальчик 8 лет, с недавних пор у них в услужении — Никита ЦЕЦХЛАДЗЕ дискант

Мисс Бэгготт, домоправительница из Айкен-Холла — Ольга АНТОНОВА меццо-сопрано

Дети из Айкен-холла:

Джульетта Брук, 16 лет — Анна КУЗНЕЦОВА сопрано

*Гай Брук, 13 лет — Карим САЛАМ, Никита АСПЛУНД дискант

*Софи Брук, 10 лет — Алиса ЛЮЛЮКОВА, сопрано

Роуэн, няня кузенов Кроум из Вудбриджа — Оксана АНТОНОВА сопрано

*Дети из Вудбриджа:

*Джонни Кроум, 15 лет — Саша КАЗНАЧЕЕВ дискант

*Хью Кроум, 8 лет — Максим ЛОНШАКОВ дискант

*Тина Кроум, 8 лет — Беллана ГУРДАН, Лиза ШВЕЦОВА сопрано

*Дети на спортивной площадке, детский хор – дети г.Тольятти

 

Камерный ансамбль Тольяттинской филармонии в составе:

струнный квартет:

Анна ШАТАЛОВА скрипка

 Ирина ГРИДНЕВА скрипка

Анна ЗЮЗИНА альт

Анна РЫБАКОВА виолончель

фортепианный ансамбль:

Наталья СЕЛЯТКИНА

Дарья ЧЕРНОВА

ударные инструменты:

Александр КОСКИН

В спектакле принимают участие: солисты филармонии и юные артисты, а также зрители города Тольятти

Идея проекта:

— художественный руководитель фестиваля «Классика OPEN FEST», профессор МГК им. П.И. Чайковского, Заслуженный артист России Анатолий ЛЕВИН

—  директор Тольяттинской филармонии Лидия СЕМЕНОВА


Премьера детской оперы «Маленький трубочист»

 завершит фестиваль «Классика OPEN FEST»!

 Международный фестиваль искусств «Классика OPEN FEST-2016» завершит новый театральный проект!

30 августа в 19 часов, состоится премьера детской оперы-игры  Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист, или Давайте создадим оперу!». Второй раз спектакль будет показан в День знаний, 1 сентября в 12.00.

В составе исполнителей оперы — талатливые дети и подростки (учащиеся музыкальных учебных заведений Тольятти), а также взрослые солисты из Тольятти и Самары. В постановке будут задействованы и зрители!

Режиссером выступит родившийся в Тольятти, но уже давно проживающий во Франции Антон Гопко. Дирижировать будет Владислав Ивановский, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, в настоящее время — дирижер камерного оркестра Тольяттинского музыкального колледжа им. Р.К.Щедрина.

Режиссер Антон Гопко: «В своей постановке мы планируем создать то, что принято называть «спектаклем для всей семьи». То есть когда детям интересно, но и взрослые не скучают, а видят и слышат что-то своё. Иначе говоря, по мере сил стараемся соответствовать завету Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Тем более что в музыкальном отношении эта опера ничем не уступит своим «взрослым» сёстрам. Бриттен здесь в великолепной творческой форме.

«Увеселительное представление для молодёжи» под названием «Давайте создадим оперу» было написано в 1949 г. для совсем юного, только начинавшего свою жизнь фестиваля в Олдборо, основанного Бриттеном совместно с Питером Пирсом и Крозье. Олдборо — это небольшой посёлок, фактически деревня, с населением менее 3000 человек. Организовать в таком месте фестиваль классической музыки — тем более современной! — было делом рискованным и даже дерзким. Чтобы быть «ближе к народу», Бриттен и Крозье решили, что действие спектакля будет происходить непосредственно в Олдборо. Имена героев — Гай, Джульетта, Софи, Тина, Хью, Джонни и Сэмми — это имена настоящих детей из Олдборо, ставших прототипами персонажей оперы. Им она, кстати, и посвящена.

Соответственно, первый акт представления — это драматический спектакль о том, как жители Олдборо решают своими силами поставить оперный спектакль. За основу сюжета берётся история старого садовника Сэма, который в детстве был подмастерьем у трубочистов. Прямо на сцене распределяются роли, «сочиняется» музыка, дирижёр разучивает хоры вместе с публикой. А уже после антракта начинается, собственно, опера.

Проблема этой первой части в том, что её текст не публикуется. Вместо этого в предисловии к либретто Эрик Крозье говорит, что первую часть желательно при каждой новой постановке придумывать заново — в соответствии с местными реалиями. Следовательно, действие нашего спектакля будет разворачиваться не где-нибудь, а в городе Тольятти. И это — в полном соответствии с пожеланиями самих авторов! Надо ли говорить, что такой радикальный перенос из Суффолка на Среднюю Волгу потребует нестандартных режиссёрских решений? Не буду спойлерить, но обещаю, что без сюрпризов в нашем спектакле не обойдётся».

Опера для детей и взрослых обещает быть увлекательной. Билеты еще можно успеть купить!

Подробнее по телефону 222-600 (касса) и на сайте www.filarman.ru.

Возрастное ограничение: 6+

 


Краткое содержание оперы

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Однажды в городе Тольятти группа детей и несколько взрослых решают сами поставить оперный спектакль. Их выбор падает на оперу «Маленький трубочист» английского композитора Бенджамина Бриттена.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

 1810 год. Англия. В сельском имении под названием Айкен-холл растут трое детей: Джульетта, Гай и Софи. Их родители уехали по делам, так что за хозяйку осталась строгая и крикливая домоправительница мисс Бэгготт. Ещё к ребятам из Айкен-холла приехали погостить их кузены: Джонни, Тина и Хью. А с ними няня Роуэн — добрая и мягкосердечная женщина.

И вот однажды утром в Айкен-холл пришли двое трубочистов, Чёрный Бобби и Клем, а с ними их подмастерье Сэм — восьмилетний мальчик. Трубочисты были нехорошими людьми. Они обращались с Сэмом очень грубо и жестоко.

Играя в прятки, дети обнаружили Сэма застрявшим в каминной трубе. Им стало жалко бедного мальчика, и они решили украсть его у злых хозяев. Спрятав маленького трубочиста, дети подделали улики так, чтобы все думали, будто Сэм убежал через окно. Бобби и Клем в ярости бросаются в погоню. Мисс Бэгготт убегает вслед за ними — она тоже в ярости из-за того, что трубочисты не окончили начатую работу.

Дети тем временем открывают свой секрет Роуэн, и та, поколебавшись, соглашается помогать им в деле спасения Сэма. В первую очередь мальчика надо помыть! Бедняжка весь в саже!

А там созревает и план действий. Сэм переночует в шкафу с игрушками, а наутро его вынесут из дома в дорожном сундуке гостей и увезут домой.

Возвращается мисс Бэгготт, уставшая от погони за трубочистами. Неугомонная старуха решает навести в детской порядок и собирается начать со шкафа, где прячется Сэм. Она уже схватилась за дверцу, разоблачение неизбежно! Но тут находчивая Джульетта притворно падает в обморок. В доме поднимается переполох, и про уборку все забывают. Дети ликуют.

На следующее утро гости готовятся к отъезду. Карета подана, Сэму, накормленному и чистому, пора прятаться в сундук. Дети из Айкен-холла привязались к мальчику, и им грустно расставаться с ним.

Неожиданно возникает новое препятствие. Пожилые работники Том и Альфред не могут сдвинуть тяжёлый сундук с места. Придётся открыть его и вынуть часть вещей. Чтобы не выдать Сэма, Роуэн и дети приходят на помощь. Совместными усилиями сундук выносят из дома и грузят на повозку.

Кучер щёлкает кнутом, лошади трогают, и спасённый Сэм уносится навстречу новой, свободной жизни.


От режиссёра:

«Маленький трубочист» — опера детская. В том смысле, что многие её персонажи — дети, и что детская аудитория всегда воспринимает её с большим энтузиазмом. Но в то же время Бриттен и здесь остаётся в кругу тех тем, которые пронизывают всё его «взрослое» оперное творчество. Тем этих две: старая недобрая Англия и насилие. В первую очередь над детьми. И, соответственно, детское бесправие. Темы эти находятся в фокусе внимания таких бриттеновских шедевров, как «Питер Граймс», «Поворот винта», «Река кроншнепов» и др. И если, в отличие от этих опер, в «Маленьком трубочисте» ребёнок не гибнет и всё оканчивается хэппи-эндом, то отсюда вовсе не следует, что произведение это совершенно безоблачное и бесконфликтное.

В связи с этим в своей постановке мы планируем уйти как можно дальше от эстетики детского утренника и создать то, что здесь во Франции принято называть «спектаклем для всей семьи». То есть когда детям интересно, но и взрослые не скучают, а видят и слышат что-то своё. Иначе говоря, по мере сил стараемся соответствовать завету Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Тем более что в музыкальном отношении эта опера ничем не уступит своим «взрослым» сёстрам. Бриттен здесь в великолепной творческой форме и вообще в ударе. А в содержании оперы (написанной, между прочим, по мотивам стихотворений Уильяма Блейка) скрываются такие символы и аллегории, которые заведомо могут быть интересны только взрослым, а детям — и непонятны, и не нужны.

«Маленький трубочист» — опера интерактивная. В этом её беспрецедентная уникальность. Четыре хоровых номера должны, по замыслу композитора, исполняться вместе с публикой! Более того, эта опера никогда не исполняется сама по себе. Она — второе отделение придуманного Бриттеном и Крозье межжанрового действа «Давайте создадим оперу». И тут кроется ещё одна трудность для постановщиков, о которой я сейчас собираюсь поведать.

«Увеселительное представление для молодёжи» под названием «Давайте создадим оперу» было написано в 1949 г. для совсем юного, только начинавшего свою жизнь фестиваля в Олдборо, основанного Бриттеном совместно с Питером Пирсом и Крозье. Олдборо — это небольшой посёлок, фактически деревня, с населением менее 3000 человек. Организовать в таком месте фестиваль классической музыки — тем более современной! — было делом рискованным и даже дерзким. Чтобы быть «ближе к народу», Бриттен и Крозье решили, что действие спектакля будет происходить непосредственно в Олдборо. Имена героев — Гай, Джульетта, Софи, Тина, Хью, Джонни и Сэмми — это имена настоящих детей из Олдборо, ставших прототипами персонажей оперы. Им она, кстати, и посвящена.

Соответственно, первый акт представления — это драматический спектакль о том, как жители Олдборо решают своими силами поставить оперный спектакль. За основу сюжета берётся история старого садовника Сэма, который в детстве был подмастерьем у трубочистов. Прямо на сцене распределяются роли, «сочиняется» музыка, дирижёр разучивает хоры вместе с публикой. А уже после антракта начинается собственно опера.

Проблема этой первой части в том, что её текст не публикуется. Вместо этого в предисловии к либретто Эрик Крозье говорит, что первую часть желательно при каждой новой постановке придумывать заново — в соответствии с местными реалиями. Следовательно, действие нашего спектакля будет разворачиваться не где-нибудь, а в городе Тольятти. И это — в полном соответствии с пожеланиями самих авторов! Надо ли говорить, что такой радикальный перенос из Суффолка на Среднюю Волгу потребует нестандартных режиссёрских решений? Не буду спойлерить, но обещаю, что без сюрпризов в нашем спектакле не обойдётся.

Основная мысль произведения — «мы можем сами, практически из ничего, создать оперу» — как нельзя более актуальна для Тольятти. Тольятти — это отнюдь не Олдборо, это крупный город с 700 000 жителей, и проблема с отсутствием в нём оперного или хотя бы музыкального театра стоит очень остро. Так что здесь «Давайте создадим оперу» — это не только название спектакля, но и призыв. Который, очень надеюсь, будет услышан и подхвачен.

Репетиции уже идут полным ходом. Пока что я по мере сил контролирую процесс по интернету, но уже буквально через считанные дни прибуду на место и включусь в проект полностью. Работает над спектаклем замечательная команда — в соответствии с уже установившейся традицией, практически полностью местная. Это дирижёр Владислав Ивановский — разносторонний, театрально мыслящий музыкант, с которым у меня ещё в прошлый приезд как-то сразу установилось дружеское взаимопонимание. Это высококлассный концертмейстер Наталья Селяткина, которая всегда вкладывает всю душу в то, над чем работает, а этим проектом, если не ошибаюсь, увлечена ещё больше обычного. Это художник Антон Чириков, с которым мы придумали, как мне кажется, очень простую, но эффектную и, надеюсь, неожиданную сценографию. Это режиссёр Тольяттинской филармонии Вячеслав Щелканов, с которым мы пока взаимодействуем по скайпу и через обмен видео, и который уже проявил себя прекрасным профессионалом в ходе первых репетиций с артистами. Это, разумеется, сами артисты, которых я пока поимённо перечислять не буду; скажу только, что это будут как те, с кем нам уже приходилось работать, так и совершенно новые лица. Ну и, конечно же, дети — чудесные, талантливые, музыкальные и артистичные тольяттинские дети.»

Антон Гопко

[aio_button align=»right» animation=»none» color=»green» size=»small» icon=»none» text=»КУПИТЬ БИЛЕТ» relationship=»dofollow» target=»_blank» url=»http://ticketbase.ru/hall/22173/»]