- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Международный фестиваль искусств «КЛАССИКА OPEN FEST»
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Генеральный партнер фестиваля — ОАО «Тольяттиазот»
ВПЕРВЫЕ В МИРЕ В НОВОМ ПРОЧТЕНИИ!
Премьера!!!
«МАЛЕНЬКИЙ ТРУБОЧИСТ»
опера из увеселительного представления для молодёжи
«Давайте создадим оперу!»
Музыка Бенджамина БРИТТЕНА
Либретто Эрика КРОЗЬЕ
Русский текст Антона ГОПКО
Дирижер-постановщик – Владислав ИВАНОВСКИЙ, Тольятти
Режиссер-постановщик – Антон ГОПКО, Лион (Франция)
Художник-постановщик – Антон ЧИРИКОВ, Тольятти
Концертмейстер и администратор проекта – Наталья СЕЛЯТКИНА, Тольятти
Действующие лица:
Чёрный Бобби, грубый, злой трубочист — Роман АББАСОВ, бас,
он же — *Том, кучер из Вудбриджа
Клем, его сын и помощник — Антон ФИЛИНОВ тенор,
он же — *Альфред, садовник в Айкен-Холле
Сэм, мальчик 8 лет, с недавних пор у них в услужении — Никита ЦЕЦХЛАДЗЕ дискант
Мисс Бэгготт, домоправительница из Айкен-Холла — Ольга АНТОНОВА меццо-сопрано
Дети из Айкен-холла:
Джульетта Брук, 16 лет — Анна КУЗНЕЦОВА сопрано
*Гай Брук, 13 лет — Карим САЛАМ, Никита АСПЛУНД дискант
*Софи Брук, 10 лет — Алиса ЛЮЛЮКОВА, сопрано
Роуэн, няня кузенов Кроум из Вудбриджа — Оксана АНТОНОВА сопрано
*Дети из Вудбриджа:
*Джонни Кроум, 15 лет — Саша КАЗНАЧЕЕВ дискант
*Хью Кроум, 8 лет — Максим ЛОНШАКОВ дискант
*Тина Кроум, 8 лет — Беллана ГУРДАН, Лиза ШВЕЦОВА сопрано
*Дети на спортивной площадке, детский хор – дети г.Тольятти
Камерный ансамбль Тольяттинской филармонии в составе:
струнный квартет:
Анна ШАТАЛОВА скрипка
Ирина ГРИДНЕВА скрипка
Анна ЗЮЗИНА альт
Анна РЫБАКОВА виолончель
фортепианный ансамбль:
Наталья СЕЛЯТКИНА
Дарья ЧЕРНОВА
ударные инструменты:
Александр КОСКИН
В спектакле принимают участие: солисты филармонии и юные артисты, а также зрители города Тольятти
Идея проекта:
— художественный руководитель фестиваля «Классика OPEN FEST», профессор МГК им. П.И. Чайковского, Заслуженный артист России Анатолий ЛЕВИН
— директор Тольяттинской филармонии Лидия СЕМЕНОВА
Премьера детской оперы «Маленький трубочист»
завершит фестиваль «Классика OPEN FEST»!
Международный фестиваль искусств «Классика OPEN FEST-2016» завершит новый театральный проект!
30 августа в 19 часов, состоится премьера детской оперы-игры Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист, или Давайте создадим оперу!». Второй раз спектакль будет показан в День знаний, 1 сентября в 12.00.
В составе исполнителей оперы — талатливые дети и подростки (учащиеся музыкальных учебных заведений Тольятти), а также взрослые солисты из Тольятти и Самары. В постановке будут задействованы и зрители!
Режиссером выступит родившийся в Тольятти, но уже давно проживающий во Франции Антон Гопко. Дирижировать будет Владислав Ивановский, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, в настоящее время — дирижер камерного оркестра Тольяттинского музыкального колледжа им. Р.К.Щедрина.
Режиссер Антон Гопко: «В своей постановке мы планируем создать то, что принято называть «спектаклем для всей семьи». То есть когда детям интересно, но и взрослые не скучают, а видят и слышат что-то своё. Иначе говоря, по мере сил стараемся соответствовать завету Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Тем более что в музыкальном отношении эта опера ничем не уступит своим «взрослым» сёстрам. Бриттен здесь в великолепной творческой форме.
«Увеселительное представление для молодёжи» под названием «Давайте создадим оперу» было написано в 1949 г. для совсем юного, только начинавшего свою жизнь фестиваля в Олдборо, основанного Бриттеном совместно с Питером Пирсом и Крозье. Олдборо — это небольшой посёлок, фактически деревня, с населением менее 3000 человек. Организовать в таком месте фестиваль классической музыки — тем более современной! — было делом рискованным и даже дерзким. Чтобы быть «ближе к народу», Бриттен и Крозье решили, что действие спектакля будет происходить непосредственно в Олдборо. Имена героев — Гай, Джульетта, Софи, Тина, Хью, Джонни и Сэмми — это имена настоящих детей из Олдборо, ставших прототипами персонажей оперы. Им она, кстати, и посвящена.
Соответственно, первый акт представления — это драматический спектакль о том, как жители Олдборо решают своими силами поставить оперный спектакль. За основу сюжета берётся история старого садовника Сэма, который в детстве был подмастерьем у трубочистов. Прямо на сцене распределяются роли, «сочиняется» музыка, дирижёр разучивает хоры вместе с публикой. А уже после антракта начинается, собственно, опера.
Проблема этой первой части в том, что её текст не публикуется. Вместо этого в предисловии к либретто Эрик Крозье говорит, что первую часть желательно при каждой новой постановке придумывать заново — в соответствии с местными реалиями. Следовательно, действие нашего спектакля будет разворачиваться не где-нибудь, а в городе Тольятти. И это — в полном соответствии с пожеланиями самих авторов! Надо ли говорить, что такой радикальный перенос из Суффолка на Среднюю Волгу потребует нестандартных режиссёрских решений? Не буду спойлерить, но обещаю, что без сюрпризов в нашем спектакле не обойдётся».
Опера для детей и взрослых обещает быть увлекательной. Билеты еще можно успеть купить!
Подробнее по телефону 222-600 (касса) и на сайте www.filarman.ru.
Возрастное ограничение: 6+
Краткое содержание оперы
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Однажды в городе Тольятти группа детей и несколько взрослых решают сами поставить оперный спектакль. Их выбор падает на оперу «Маленький трубочист» английского композитора Бенджамина Бриттена.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
1810 год. Англия. В сельском имении под названием Айкен-холл растут трое детей: Джульетта, Гай и Софи. Их родители уехали по делам, так что за хозяйку осталась строгая и крикливая домоправительница мисс Бэгготт. Ещё к ребятам из Айкен-холла приехали погостить их кузены: Джонни, Тина и Хью. А с ними няня Роуэн — добрая и мягкосердечная женщина.
И вот однажды утром в Айкен-холл пришли двое трубочистов, Чёрный Бобби и Клем, а с ними их подмастерье Сэм — восьмилетний мальчик. Трубочисты были нехорошими людьми. Они обращались с Сэмом очень грубо и жестоко.
Играя в прятки, дети обнаружили Сэма застрявшим в каминной трубе. Им стало жалко бедного мальчика, и они решили украсть его у злых хозяев. Спрятав маленького трубочиста, дети подделали улики так, чтобы все думали, будто Сэм убежал через окно. Бобби и Клем в ярости бросаются в погоню. Мисс Бэгготт убегает вслед за ними — она тоже в ярости из-за того, что трубочисты не окончили начатую работу.
Дети тем временем открывают свой секрет Роуэн, и та, поколебавшись, соглашается помогать им в деле спасения Сэма. В первую очередь мальчика надо помыть! Бедняжка весь в саже!
А там созревает и план действий. Сэм переночует в шкафу с игрушками, а наутро его вынесут из дома в дорожном сундуке гостей и увезут домой.
Возвращается мисс Бэгготт, уставшая от погони за трубочистами. Неугомонная старуха решает навести в детской порядок и собирается начать со шкафа, где прячется Сэм. Она уже схватилась за дверцу, разоблачение неизбежно! Но тут находчивая Джульетта притворно падает в обморок. В доме поднимается переполох, и про уборку все забывают. Дети ликуют.
На следующее утро гости готовятся к отъезду. Карета подана, Сэму, накормленному и чистому, пора прятаться в сундук. Дети из Айкен-холла привязались к мальчику, и им грустно расставаться с ним.
Неожиданно возникает новое препятствие. Пожилые работники Том и Альфред не могут сдвинуть тяжёлый сундук с места. Придётся открыть его и вынуть часть вещей. Чтобы не выдать Сэма, Роуэн и дети приходят на помощь. Совместными усилиями сундук выносят из дома и грузят на повозку.
Кучер щёлкает кнутом, лошади трогают, и спасённый Сэм уносится навстречу новой, свободной жизни.
От режиссёра:
«Маленький трубочист» — опера детская. В том смысле, что многие её персонажи — дети, и что детская аудитория всегда воспринимает её с большим энтузиазмом. Но в то же время Бриттен и здесь остаётся в кругу тех тем, которые пронизывают всё его «взрослое» оперное творчество. Тем этих две: старая недобрая Англия и насилие. В первую очередь над детьми. И, соответственно, детское бесправие. Темы эти находятся в фокусе внимания таких бриттеновских шедевров, как «Питер Граймс», «Поворот винта», «Река кроншнепов» и др. И если, в отличие от этих опер, в «Маленьком трубочисте» ребёнок не гибнет и всё оканчивается хэппи-эндом, то отсюда вовсе не следует, что произведение это совершенно безоблачное и бесконфликтное.
В связи с этим в своей постановке мы планируем уйти как можно дальше от эстетики детского утренника и создать то, что здесь во Франции принято называть «спектаклем для всей семьи». То есть когда детям интересно, но и взрослые не скучают, а видят и слышат что-то своё. Иначе говоря, по мере сил стараемся соответствовать завету Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Тем более что в музыкальном отношении эта опера ничем не уступит своим «взрослым» сёстрам. Бриттен здесь в великолепной творческой форме и вообще в ударе. А в содержании оперы (написанной, между прочим, по мотивам стихотворений Уильяма Блейка) скрываются такие символы и аллегории, которые заведомо могут быть интересны только взрослым, а детям — и непонятны, и не нужны.
«Маленький трубочист» — опера интерактивная. В этом её беспрецедентная уникальность. Четыре хоровых номера должны, по замыслу композитора, исполняться вместе с публикой! Более того, эта опера никогда не исполняется сама по себе. Она — второе отделение придуманного Бриттеном и Крозье межжанрового действа «Давайте создадим оперу». И тут кроется ещё одна трудность для постановщиков, о которой я сейчас собираюсь поведать.
«Увеселительное представление для молодёжи» под названием «Давайте создадим оперу» было написано в 1949 г. для совсем юного, только начинавшего свою жизнь фестиваля в Олдборо, основанного Бриттеном совместно с Питером Пирсом и Крозье. Олдборо — это небольшой посёлок, фактически деревня, с населением менее 3000 человек. Организовать в таком месте фестиваль классической музыки — тем более современной! — было делом рискованным и даже дерзким. Чтобы быть «ближе к народу», Бриттен и Крозье решили, что действие спектакля будет происходить непосредственно в Олдборо. Имена героев — Гай, Джульетта, Софи, Тина, Хью, Джонни и Сэмми — это имена настоящих детей из Олдборо, ставших прототипами персонажей оперы. Им она, кстати, и посвящена.
Соответственно, первый акт представления — это драматический спектакль о том, как жители Олдборо решают своими силами поставить оперный спектакль. За основу сюжета берётся история старого садовника Сэма, который в детстве был подмастерьем у трубочистов. Прямо на сцене распределяются роли, «сочиняется» музыка, дирижёр разучивает хоры вместе с публикой. А уже после антракта начинается собственно опера.
Проблема этой первой части в том, что её текст не публикуется. Вместо этого в предисловии к либретто Эрик Крозье говорит, что первую часть желательно при каждой новой постановке придумывать заново — в соответствии с местными реалиями. Следовательно, действие нашего спектакля будет разворачиваться не где-нибудь, а в городе Тольятти. И это — в полном соответствии с пожеланиями самих авторов! Надо ли говорить, что такой радикальный перенос из Суффолка на Среднюю Волгу потребует нестандартных режиссёрских решений? Не буду спойлерить, но обещаю, что без сюрпризов в нашем спектакле не обойдётся.
Основная мысль произведения — «мы можем сами, практически из ничего, создать оперу» — как нельзя более актуальна для Тольятти. Тольятти — это отнюдь не Олдборо, это крупный город с 700 000 жителей, и проблема с отсутствием в нём оперного или хотя бы музыкального театра стоит очень остро. Так что здесь «Давайте создадим оперу» — это не только название спектакля, но и призыв. Который, очень надеюсь, будет услышан и подхвачен.
Репетиции уже идут полным ходом. Пока что я по мере сил контролирую процесс по интернету, но уже буквально через считанные дни прибуду на место и включусь в проект полностью. Работает над спектаклем замечательная команда — в соответствии с уже установившейся традицией, практически полностью местная. Это дирижёр Владислав Ивановский — разносторонний, театрально мыслящий музыкант, с которым у меня ещё в прошлый приезд как-то сразу установилось дружеское взаимопонимание. Это высококлассный концертмейстер Наталья Селяткина, которая всегда вкладывает всю душу в то, над чем работает, а этим проектом, если не ошибаюсь, увлечена ещё больше обычного. Это художник Антон Чириков, с которым мы придумали, как мне кажется, очень простую, но эффектную и, надеюсь, неожиданную сценографию. Это режиссёр Тольяттинской филармонии Вячеслав Щелканов, с которым мы пока взаимодействуем по скайпу и через обмен видео, и который уже проявил себя прекрасным профессионалом в ходе первых репетиций с артистами. Это, разумеется, сами артисты, которых я пока поимённо перечислять не буду; скажу только, что это будут как те, с кем нам уже приходилось работать, так и совершенно новые лица. Ну и, конечно же, дети — чудесные, талантливые, музыкальные и артистичные тольяттинские дети.»
[aio_button align=»right» animation=»none» color=»green» size=»small» icon=»none» text=»КУПИТЬ БИЛЕТ» relationship=»dofollow» target=»_blank» url=»http://ticketbase.ru/hall/22173/»]