- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Карта Google
Кто брат, кто сестра или обман за обманом»
опера-водевиль
либретто А.Грибоедова и П. Вяземского
литературно-драматургическая редакция А. Гопко
Солисты:
Пан Чижевский – Дмитрий Марфин
Антося – Ирина Андрейченко
Лудвися – Юлия Кочева
Рославлев младший – Роман Верхошанский
Юлия — Светлана Терентьева
Рославлев старший – Антон Филинов
Андрей – Денис Хомицкий
РУССКИЙ ОРКЕСТР Тольяттинской филармонии
Дирижер — Василий КОРМИШИН
Режиссер-постановщик — Антон ГОПКО Тольятти — Лион / Франция
Премьера оперы-водевиля
на закрытии фестиваля Классика OPEN FEST!
«Кто брат, кто сестра или Обман за обманом» — сочинение не самое известное, практически забытое. И это крайне досадно, если принять во внимание то обстоятельство, что над этой «театральной шуткой» трудились сразу трое крупнейших деятелей Золотого века русской культуры. Музыку написал Алексей Николаевич Верстовский, автор знаменитой оперы «Аскольдова могила», а либретто – Александр Сергеевич Грибоедов и Пётр Андреевич Вяземский, причём Грибоедов сочинял диалоги, а Вяземский – тексты песен.
«Новая опера-водевиль» — так обозначили жанр произведения его гениальные авторы. Эпитет «новая» был, вероятно, добавлен, чтобы подчеркнуть уникальность сочинения, его непохожесть ни на что, единственность в своём роде. «Опера» предупреждает публику о том, что музыка будет играть в спектакле важную, если только не ключевую, драматургическую роль. Ну, а что такое водевиль, пояснять не надо. Или надо?
Ныне этот жанр практически забыт, однако во времена Грибоедова и Пушкина он переживал пору самого расцвета. Как правило, водевили были плодом коллективного творчества, так что «Кто брат, кто сестра» вполне соответствует канонам жанра. Вот как описывает сам Грибоедов процесс создания водевилей в своём «Горе от ума»:
Засяду, часу не сижу,
И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу,
Другие у меня мысль эту же подцепят,
И вшестером, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают.
Мы очень надеемся, что наш спектакль сумеет, хотя и современными театральными средствами, воссоздать аромат эпохи и воскресить стилистические особенности пленительного искусства водевиля.
Авторы прекрасно понимали, что создают произведение особенное, на стыке жанров. Неспроста часть партий этой комической оперы предназначена для профессиональных оперных певцов (в частности, роль Рославлева старшего писалась специально для выдающегося тенора Петра Александровича Булахова – отца известного композитора – и требует незаурядных вокальных данных), а часть – для поющих драматических актёров. В этом кроется колоссальная трудность для постановщиков и, как следствие, редкая исполняемость этого во всех отношениях замечательного сочинения.
Впервые опера-водевиль «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом» была поставлена в Москве на сцене Большого театра в 1825г. по случаю бенефиса выдающейся актрисы Марии Дмитриевны Львовой-Синецкой, игрой которой восхищался Пушкин. Вскоре после московской премьеры состоялась петербургская, для которой Верстовский и Грибоедов (уже без участия Вяземского) создали новую редакцию произведения. Спектакль, который мы увидим на сцене Тольяттинской филармонии, представляет собой «сводный» вариант, в который мы постарались включить всё самое лучшее из московской и петербургской редакций.
Многие арии из этой оперы-водевиля – например, «Стократ счастлив, кто разум свой», «Жизнь наша сон», «Ах, точно ль, никогда» — получили самостоятельную жизнь в качестве старинных русских романсов. Люди пели их, нередко даже не подозревая об их театральном происхождении.
Одной из причин, по которой мы решили обратиться к этому забытому маленькому шедевру, было желание если не избавить Грибоедова от незаслуженной репутации «автора одной книги», то, по крайней мере, сделать хотя бы небольшой шаг в этом направлении. Водевиль «Кто брат, кто сестра» писался тогда, когда ранние редакции «Горя от ума» уже ходили по рукам в тысячах списков. Фирменный грибоедовский стиль легко узнаваем и здесь: всё та же афористичность языка, всё та же едкая наблюдательность, всё те же пессимизм и отсутствие положительного героя, заметно выходящие за рамки «лёгкого» жанра. Искренняя, живая музыка Верстовского также способствует психологической достоверности и яркости характеров.
Идея водевиля очень актуальна. Это пьеса о манипулировании людьми, человеческим сознанием. Ведь зная некую информацию о человеке и не давая ему информации о себе, можно управлять эмоциями и сознанием этого человека, как угодно.
Музыкальный спектакль готовят к постановке артисты из Тольятти и Самары. В опере-водевиле заняты актер театра «Дилижанс» Дмитрий Марфин, артист Молодежного драматического театра Роман Верхошанский, солисты Тольяттинской филармонии Светлана Терентьева и Ирина Андрейченко, самарский певец Денис Хомицкий, который участвовал в постановке жемчужины прошлого фестиваля — оперы «Скупой», а также студент Тольяттинского музыкального училища Антон Филинов и певица, преподаватель Тольяттинской консерватории Юлия Кочева.
Репетиции успешно ведутся под руководством режиссера, родившегося в Тольятти, а ныне живущего и работающего во Франции. Антон Гопко в свое время окончил ГИТИС (РАТИ), несколько лет назад поставил «Три сестры» А.Чехова в театре «Колесо», а в прошлом году в рамках фестиваля «Классика OPEN FEST» — оперу «Скупой».
Примечательно также, что если в прошлом году в постановке оперы «Скупой» участвовал Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии, то нынешний водевиль прозвучит в сопровождении Русского оркестра Тольяттинской филармонии под управлением Василия Кормишина.
КУПИТЬ БИЛЕТ