В Международный день музыки на нашей сцене с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Игоря Мокерова выступил заслуженный артист России, солист Московской филармонии Никита Борисоглебский. Нам посчастливилось встретиться с артистом и узнать, зачем людям нужна музыка, какое напутствие дал ему Родион Щедрин и что в профессии музыканта самое важное.
— Тольяттинская публика знакома с вами очень давно. Поделитесь вашими впечатлениями о нашем городе?
Да, в Тольятти я выступал неоднократно. Очень хорошо помню вечера камерной музыки, которые проводил Сергей Ботов, также довольно часто выступал здесь с оркестром. Последний приезд в Тольятти, кстати, был совсем недавно – этой весной в составе Квартета Ойстраха.
Тольяттинская публика, как и публика других российских городов, занимает в моей концертной жизни отдельную нишу. Она заметно отличается от зрителей в Москве и Санкт-Петербурге. Как и в моем родном городе Волгодонске и Ростове, где я тоже часто выступаю, здесь люди очень заинтересованы, можно сказать, голодны до музыки и до искусства. Они приходят на концерт не для того, чтобы выйти в свет и показать себя, а именно ради самой музыки. Это очень чувствуется! Когда я выступаю перед такой публикой, то понимаю, что люди меня действительно слушают. И в Тольятти это есть. Когда выхожу на эту сцену, то понимаю, что тольяттинцы слушают меня «с широко открытыми ушами», если можно так сказать (смеется).
— Тольяттинский музыкальный колледж носит имя Родиона Щедрина. Имя этого человека, как известно, играет важную роль в вашей жизни. Расскажите о вашем знакомстве с Родионом Константиновичем?
Да, действительно, мне очень повезло встретиться с Родионом Константиновичем и Майей Михайловной Плисецкой, когда она была жива. Наше знакомство произошло в год, когда отмечался 75-летний юбилей Родиона Щедрина и проходила череда концертов в Москве, Ереване, Германии и Санкт-Петербурге. Помню совершенно особое ощущение от их дома: они относились ко мне с теплотой, вниманием и были очень простыми в общении. Но при этом я всегда понимал, что передо мной Родион Щедрин – автор многих гениальных творений, один из величайших композиторов наших дней, и, конечно, Майя Михайловна – настоящая легенда мирового балетного искусства!..
Родион Константинович очень на меня повлиял. И, считаю, что в лучшую сторону: он отучил меня от скромности. Я тогда в первый раз пришел к ним домой и, понимая величие этих людей, не мог вести себя как обычно, а был зажат и немногословен. Родион Константинович мне прямо тогда сказал: «Тебе надо быть наглее! Наглее! Мне в свое время то же самое говорили». И повторял это из раза в раз.
Потом я уже понял: если не выражать свои желания, эмоции и мысли, то ты не получишь отклика от других людей и не сможешь ничего сделать. В этом смысле, конечно, надо быть наглее. И на сцене в том числе, ведь тебе нужно донести определенную мысль до слушателя. Поэтому играешь ее более выпукло, как и в любом ораторском искусстве, где ты всегда должен немножко преувеличивать. В этом смысле я и понял напутствие Родиона Константиновича «быть наглее» – быть более ярким в посыле своих эмоций как в музыке, так и в жизни.
— 1 октября во всем мире отмечался Международный день музыки. Что значит музыка для вас?
Для меня музыка – это одно из средств общения. Что-то вроде языка. Благодаря музыке мы можем общаться с людьми, которые живут в самых разных уголках земного шара. Она не требует перевода, так как интуитивно ее все знают и понимают.
— Здесь уместно вспомнить 130-летний юбилей со дня рождения С. Прокофьева. Какую роль играет его творчество в вашей жизни?
Прокофьева я всегда очень любил. К счастью, он написал довольно много сочинений для скрипки: два концерта, две сонаты для скрипки и фортепиано, сольную Сонату, Сонату для двух скрипок, замечательные «Пять мелодий», Квартет… Недавно я открыл для себя его Квинтет для скрипки, контрабаса, альта, фагота и гобоя. Он произвел на меня довольно сильное впечатление!
Прокофьев мне очень близок по духу. Его чрезвычайно интересно играть. У него самобытные композиционные решения, тонкая мотивная техника, любопытное взаимодействие инструментов между собой и шикарно выстроенная форма!.. Когда его играешь, то видишь, как здорово все продумано и какие интересные решения спрятаны в партитуре. Это далеко не всегда так очевидно, когда эту музыку просто слушаешь.
Второй скрипичный концерт – одно из моих самых любимых сочинений. Мне нравится самостоятельность сольной партии и оркестровой, а также их взаимодействие и сотрудничество. Многие мотивы в партии солиста присутствуют и в оркестровых голосах, отчего партитура Концерта играет красками и тембрами. Ты все время находишься с кем-то в контакте, – как, например, в камерных жанрах, – и это делает музицирование очень увлекательным!
— Чему музыка Прокофьева может научить нас сегодня?
Как и другая гениальная музыка, она учит нас красоте. Например, медленная часть Второго концерта просто поразительна. Если учитывать то непростое время, когда жил Прокофьев – время войн и междоусобиц, – красота этой части, ее безмятежность, напоминают, что несмотря ни на какие жизненные препятствия, есть некая высшая сила и она прекрасна! Эта сила существует независимо от мирских проблем и пребывает в этом мире всегда.
Великая музыка напоминает об этой красоте, побуждает к ней стремиться и никогда о ней не забывать. В принципе, ради таких моментов прекрасного мы, в общем-то, и живем и должны жить.
— В одном из интервью вы подчеркнули важность всестороннего развития для музыканта. Мы хотели бы задать вам встречный вопрос: назовите топ-5 ваших любимых книг?
Любимой книгой на протяжении довольно долгого времени был и остается «Фауст» Гете. Я прочитал его в нескольких переводах и люблю к нему возвращаться. Также периодически возвращаюсь к сочинениям Достоевского. Не скажу, что это мой любимый писатель в плане эмоциональной ауры, но его «Бесов» тоже очень люблю читать и перечитывать. Нравятся сонеты и пьесы Шекспира. Его язык, образы в некотором отношении напоминают мне Пушкина. Даже в переводе он производит сильное впечатление! Я, правда, пытался читать Шекспира в оригинале, но это дается довольно-таки тяжело. Люблю возвращаться к «Мастеру и Маргарите», но для себя, скажу честно, вижу скорее развлекательную сторону в произведении. Иногда перечитываю «Диалоги» Платона. В них простым языком говорится об очень важных вещах, о которых мы периодически забываем.
— Представьте, что ваш концерт придет мальчик. Он увидит ваше выступление, услышит прекрасную музыку и решит стать музыкантом. Какой совет вы бы ему дали?
Что это очень хорошая мысль! Я верю, что в концертных залах были, есть и будут впредь такие люди. Таланты, которые захотят посвятить себя этому делу. Музыка действительно требует посвящения. Без этого у нас в профессии ничего достичь нельзя. Нужно этим жить. На это, собственно, уходит все наше время.
Потом, знаете, давать советы, с одной стороны, очень просто, а с другой – совершенно невозможно! (смеется) Каждая семья, каждый ребенок могут оказаться в разных условиях, располагать разными возможностями и находиться в разных ситуациях. Поэтому просто подчеркну самое важное: в нашей профессии нельзя терять чувство увлеченности, свежести, любви и уважения к музыке! Все остальные вопросы – техническое совершенство, инструмент, у кого и где учиться – с большим или меньшим трудом можно решить.
Еще пожелаю ребенку той искры, того пламени, что будет подталкивать его идти дальше, думать о новом и расширять горизонты. Чтобы он самосовершенствовался не с намерением заработка денег в будущем, а потому, что в нем живет искреннее стремление к музыке. Я желаю, чтобы это пламя сохранялось, развивалось и всегда горело внутри.
— А сама музыка помогает тем, кто посвятил себя ей?
Да, конечно. Любое выступление, на котором играешь и отдаешь свои душевные силы, так или иначе возвращает их тебе. На концерте эта энергия может прийти через аплодисменты, через людей, которые тебя слушают, через музыкантов, с которыми играешь на сцене… Но даже простое исполнение того или иного сочинения, если ты им искренне увлечен, возвращает гораздо больше, чем ты отдаешь. Ведь мы играем гениальную музыку, где заключена сумасшедшая энергетика! Она приносит с собой невообразимые впечатления и эмоции. Я уверен, если заниматься музыкой с душой, она возвращает гораздо больше, чем мы отдаем.
— Спасибо за интервью!
Беседовала музыковед Валерия Лосевичева