Фестиваль «Встреча Волги и Дона» перевалил экватор и познакомил волжан с молодыми, харизматичными музыкантами из Донецка. Один из них наверняка запомнился зрителям во всех концертных залах губернии, на которых большой сводный оркестр уже побывал. Это балаечник Андрей Москаленко, задорное шутливое соло которого в «Коробейниках» влюбляет в него без остатка.
Знакомимся ближе?
– Почему балалайка, Андрей?
– С балалайкой меня на самом деле свела судьба. По образованию я классический гитарист. Пришел учиться в Донецкое музыкальное училище, а там есть такой предмет – оркестр народных инструментов. Гитара – инструмент не оркестровый, и нас, гитаристов, определяли там по родству, поскольку есть родственные струнные щипковые инструменты. Мне выпало играть на балалайке секунда. Оттуда и начался весь мой путь. Я понял, что мне очень нравится играть в оркестре, влиться в большой коллектив музыкантов. В консерватории оркестровая история продолжилась. Правда, там у меня уже был уже контрабас. И мне лично очень нравится, когда приходится играть на разных инструментах, в разных коллективах. А когда в Донецкой филармонии начали создавать Молодежный оркестр народных инструментов, оказалось, что в нем нужны балалайки, и я решил: почему бы и нет? Появилась возможность попасть в оркестр, а по сути это то, ради чего я и учился. И сейчас уже пятый год я играю в этом коллективе на балалайке секунда.
– И балалайка не разочаровала?
– Я бы ее назвал кормилицей. Мы хорошо сработались, понимаем друг друга. Мы в полном согласии. У нас хороший крепкий союз, настоящее сотрудничество. И с ее помощью я могу зарабатывать себе на хлеб.
– Русский народный оркестр очень трудно представить себе без балалайки и баяна…
– У нас в академии была очень серьезная крепкая баянная школа, были очень сильные преподаватели, к которым люди съезжались практически со всего постсоветского пространства. Но что касается балалаек, тут сложнее. Потому что всегда очень чувствовалась нехватка преподавателей. Так исторически сложилось.
В Донецке была если и не самая, то одна из сильнейших школ по домре. В ней преподавал профессор Валерий Никитич Ивко, о котором все знали: великая честь попасть к этому человеку учиться. Балалайка на таком уровне не преподавалась. Понятно, что четырнадцатый год внес очень большие коррективы в наш консерваторский уклад, и много преподавателей уехало. Но даже без тех выдающихся профессоров, которые покинули Донецк в эти годы, сегодня у нас есть то наследие, которое нам досталось, есть мощная база, основа. Но упор всегда на добру, балалайку преподаватели гораздо меньше. И сейчас балалайка прима в Донецке огромная редкость.
– Молодежный оркестр – это особое состояние и настроение для самих музыкантов?
– Да. Мы все примерно одного возраста, и ощущение от того, что все вокруг ровесники, очень важен. Это о том, комфортно или не комфортно мне находиться в этом коллективе. Очень комфортно. Мы все на одной волне. И в плане уюта на рабочем месте наш коллектив мне нравится просто безумно. Да, у нас есть какие-то трудности. Есть то, чему предстоит научиться. И все это с поправкой на то, что время у нас сейчас такое непростое. Но на месте никто из нас не стоит, все работают, и это радует. Есть запал, есть такая добрая хулиганистая жилка.
– Это чувствуется. И с вашим симпатичным хулиганским соло на трещетке вы, Андрей, влюбили в себя всех слушателей.
– Мы долго думали, что этакого можно добавить в исполнении. Это пошло еще со времени учебы в музыкальном училище: две кафедры конкурировали между собой что придумать ярче. И когда уже здесь, в оркестре, дошло до кульминации «Коробейников», мы нашли трещетку и решили, что один человек «подрывается» буквально в пляс.
– А почему же именно вы стали «подрывником» этих эмоций со знаком плюс?
– Потому что инициатива наказуема. Я это предложил. И сначала это было только весело, а сейчас я в шутку говорю, что «Коробейники» – это мой дар и мое проклятие, потому что это намертво закрепилось за мной. Это соло всегда работает. Эффект потрясающий. У нас есть еще ансамбль солистов оркестра, и «Коробейники» стали чуть ли не нашей визитной карточкой. Настолько это произведение нравится зрителям.
– Выезжаете? Концертируете в Донецке?
– В прошлом году у нас было очень много концертов в рамках программы, посвященной культуре для школьников. Мы ездили по региону, выступали в общеобразовательных школах. Приобщали детей к музыке. Играли много серьезного, академического репертуара. И всегда старались и стараемся делать это на высоком уровне.
Донецкая филармония тоже сейчас работает, правда с некоторыми ограничениями. Мы не можем себе позволить большой концерт в двух отделениях с антрактом. У нас, как правило, часовые программы. Сейчас в Донецке конечно сильно спокойнее, но это еще не повод выдохнуть и расслабляться. Не время пока. Но у нас точно нет атмосферы безысходности и отчаяния.
– Музыка в сложные времена…
– Дает отвлечение и успокоение. Она дает повод переключиться на другие мысли, порадоваться, ну просто улыбнуться. Музыка востребована, особенно у нас в филармонии. На наши концерты люди приходят очень охотно.
– А с каким настроением вы ехали к нам в Тольятти, Андрей?
– Мы ехали с воодушевлением. Начало сезона, и сразу командировка. Пожалуй, это самая большая поездка из тех, что у нас вообще была.
Насколько живописен ваш край, какая монументальная и великая река Волга. Большинство из нас ее прежде не видело, и встретиться с ней было очень интересно. Знакомимся с прелестями достопримечательностей в разных городах. К примеру, мы были в Хрящевке и увидели замок 21 века, который и сейчас продолжает строиться. Подобного и в таком контексте видеть не доводилось.
А работа с вашим Русским оркестром — это такой опыт, которого у меня лично просто никогда не было. Это игра в большом народном оркестре, где есть все группы инструментов. Есть гусли, баянисты, балалайки прима, которых у нас в Донецке на вес золота. И удивительно, как много энергии в музыкантах тольяттинского Русского оркестра. Насколько все они фанаты своего дела, с какой отдачей работают. Даже на репетициях. Это надолго запомнится.
Было мало времени на то, чтобы подготовить у нас дома материал, который планировался для сводного оркестра. А сводный оркестр — это очень высокая степень ответственности. Нельзя ударить в грязь лицом, надо показать свой профессионализм. Поэтому в самом начале у нас была небольшая опаска: а как оно будет? Но первая репетиция показала: все идет на удивление плавно, все подстраиваются друг под друга и очень хорошо срабатываются. После первой репетиции мы выдохнули: все нормально, все будет хорошо.
– И встреча Волги и Дона произошла на высокой ноте?
– Более чем. Ярко, бурно, интересно.
Текст: Наталья Харитонова