Ярко бурно, интересно  

Фестиваль «Встреча Волги и Дона» перевалил экватор и познакомил волжан  с молодыми, харизматичными музыкантами из Донецка. Один из них  наверняка запомнился зрителям во всех концертных залах губернии, на которых большой сводный оркестр уже побывал. Это балаечник Андрей Москаленко, задорное шутливое соло которого  в «Коробейниках» влюбляет в него без остатка.

Знакомимся ближе?

–  Почему балалайка, Андрей?

– С балалайкой меня на самом деле свела судьба. По образованию я классический  гитарист. Пришел учиться в Донецкое музыкальное училище, а там есть такой предмет – оркестр народных инструментов. Гитара – инструмент не оркестровый, и  нас, гитаристов, определяли там по родству, поскольку  есть родственные струнные щипковые инструменты. Мне выпало играть на балалайке секунда. Оттуда и начался весь мой путь. Я понял, что мне очень нравится играть в оркестре, влиться в большой коллектив  музыкантов. В консерватории оркестровая история   продолжилась. Правда, там у меня уже был уже контрабас. И  мне лично  очень нравится, когда приходится играть на разных инструментах, в разных коллективах.  А когда в Донецкой филармонии начали создавать Молодежный оркестр народных инструментов, оказалось, что в нем   нужны балалайки,  и я решил: почему бы и нет? Появилась  возможность попасть в оркестр, а по сути это то, ради чего я и учился. И сейчас уже пятый год я играю в этом коллективе на балалайке секунда.

–  И балалайка не разочаровала?

– Я бы ее назвал кормилицей. Мы хорошо сработались, понимаем друг друга. Мы в полном  согласии. У нас хороший крепкий союз, настоящее  сотрудничество. И с ее помощью я могу зарабатывать себе на хлеб.

– Русский народный оркестр очень трудно представить себе без балалайки и баяна…

–  У нас в  академии была очень серьезная крепкая баянная школа, были очень сильные преподаватели, к которым люди съезжались практически со всего постсоветского пространства.  Но что касается балалаек, тут сложнее. Потому что всегда очень чувствовалась нехватка преподавателей. Так исторически сложилось.

В Донецке была если и не самая, то одна из сильнейших школ по домре. В ней преподавал профессор Валерий Никитич Ивко, о котором все знали:  великая честь попасть  к этому человеку  учиться. Балалайка на таком уровне не преподавалась. Понятно, что четырнадцатый год внес очень большие коррективы в наш консерваторский уклад, и много преподавателей  уехало. Но даже без тех выдающихся профессоров, которые покинули Донецк в эти годы, сегодня у нас есть то наследие, которое нам досталось, есть мощная база, основа. Но  упор всегда на добру, балалайку преподаватели гораздо меньше. И сейчас балалайка прима в Донецке огромная редкость.

– Молодежный оркестр – это особое состояние и настроение для самих музыкантов?

– Да. Мы все примерно одного возраста, и   ощущение от того, что все вокруг ровесники, очень важен. Это о том, комфортно или не комфортно мне находиться в этом коллективе. Очень комфортно. Мы все на одной волне. И в плане уюта на рабочем месте наш коллектив мне нравится просто безумно. Да, у нас есть какие-то трудности. Есть то, чему предстоит научиться. И все это  с поправкой на то, что  время  у нас сейчас такое непростое. Но на месте никто из нас не стоит, все работают, и это радует. Есть запал, есть такая добрая  хулиганистая жилка.

– Это чувствуется. И с  вашим симпатичным хулиганским соло на трещетке  вы, Андрей, влюбили в себя всех слушателей.

– Мы долго думали, что этакого можно добавить в исполнении. Это пошло еще со времени учебы в музыкальном училище: две кафедры конкурировали между собой что придумать ярче. И когда уже здесь, в оркестре, дошло до кульминации «Коробейников», мы нашли трещетку и решили, что один человек «подрывается» буквально  в пляс.

–  А почему же  именно вы стали «подрывником» этих  эмоций со знаком плюс?

– Потому что инициатива наказуема. Я это предложил. И сначала это было только весело, а сейчас я в шутку говорю, что «Коробейники» – это мой дар и мое проклятие, потому что это намертво закрепилось за мной.  Это соло  всегда работает. Эффект потрясающий. У нас есть еще ансамбль солистов оркестра, и «Коробейники» стали чуть ли не нашей визитной карточкой. Настолько это произведение  нравится зрителям.

Выезжаете? Концертируете в Донецке?

– В прошлом году у  нас было очень много концертов в рамках программы, посвященной  культуре для школьников. Мы ездили по региону, выступали в общеобразовательных школах. Приобщали детей к музыке. Играли  много серьезного, академического репертуара. И всегда старались и стараемся  делать это на высоком уровне.

Донецкая филармония тоже сейчас работает, правда с некоторыми ограничениями. Мы не можем себе позволить большой  концерт в двух отделениях с антрактом. У нас,  как правило, часовые программы. Сейчас в Донецке  конечно сильно спокойнее, но это еще не повод  выдохнуть и расслабляться. Не время пока. Но  у нас точно нет атмосферы безысходности и отчаяния.

Музыка в сложные времена…

– Дает отвлечение и успокоение. Она дает повод переключиться на другие мысли, порадоваться, ну просто улыбнуться. Музыка востребована, особенно у нас в филармонии. На наши концерты люди приходят очень  охотно.

– А с каким настроением вы ехали к нам в Тольятти, Андрей?

– Мы ехали  с воодушевлением. Начало сезона, и сразу командировка. Пожалуй, это  самая большая  поездка из тех, что у нас вообще  была.

Насколько живописен ваш край, какая монументальная и великая река  Волга. Большинство из нас ее прежде не видело, и встретиться с ней  было очень интересно. Знакомимся с прелестями достопримечательностей в разных городах. К примеру, мы были в Хрящевке и увидели  замок 21 века, который и сейчас продолжает строиться. Подобного и в таком контексте видеть не доводилось.

А работа с вашим Русским оркестром  — это такой опыт, которого у меня лично просто никогда  не было. Это игра в большом народном оркестре, где есть все группы инструментов. Есть гусли, баянисты, балалайки прима, которых у нас в Донецке на вес золота. И удивительно, как много энергии в музыкантах тольяттинского Русского оркестра. Насколько все они фанаты своего дела, с какой отдачей  работают. Даже на репетициях. Это  надолго запомнится.

Было  мало  времени на то,  чтобы подготовить у нас дома материал, который планировался для сводного оркестра. А сводный оркестр — это очень высокая степень ответственности.  Нельзя ударить в грязь лицом, надо показать свой профессионализм. Поэтому в самом начале у нас  была небольшая опаска: а как оно будет? Но первая репетиция показала: все идет на удивление плавно, все подстраиваются друг под  друга и очень хорошо срабатываются. После первой репетиции мы выдохнули: все нормально, все будет хорошо.

– И  встреча Волги и Дона произошла на высокой ноте?

– Более чем. Ярко, бурно, интересно.

Текст: Наталья Харитонова