- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ:
ФЛЕЙТА И ФОРТЕПИАНО
Лауреаты всероссийских и международных конкурсов
Артем СЕРГЕЕВ флейта, Тольятти — Москва
Полина МАМОНОВА фортепиано, Москва
В программе возможны изменения!
- Хисатáда Óтака. Концерт для флейты с оркестром, op. 30, ч. 1
- Поль Таффанель. Большая фантазия на темы из оперы Амбруáза Томá «Миньон»
- Мишель Корретт . Соната ми минор, op.13 no.2
Canone
Allegro
Sarabanda
Allegro - Пётр Ильич Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин», переложение для флейты и фортепиано
- Жюль Муке. Соната «Флейта Пана» для флейты и фортепиано, op.15, ч.1 «Пан и Пастухи»
- Александр Глазунов. Соната no.2, op.75 e-moll, ч. 1 Moderato
- Сергей Васильевич Рахманинов. Прелюдии из op.23: no. 2, no. 6, no. 7; Прелюдии из op.32: no. 2, no. 3, no. 8, no. 10
- Сергей Васильевич Рахманинов. Этюд-картина op.39 no.5 es-moll
Концерт в 2 отделениях, продолжительность – 2 часа с антрактом
Артем Сергеев, Тольятти – Москва
Лауреат всероссийских и международных конкурсов, студент IV курса Московского государственного колледжа музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, специальность — флейта, класс Станислава Александровича Ярошевского.
В 2020 году окончил Детскую школу искусств № 1 им. М. А. Балакирева г. Тольятти по специальности «флейта», класс преподавателя Маргариты Валерьевны Исмагиловой.
С 2016 года неоднократно принимал участие в сводном оркестре Детской музыкальной школы им. М. А. Балакирева г. Москвы с последующими гастролями в городах России, Сербии, Венгрии, Беларуси и Польше.
С 2017 года изучает основы композиции. Первые произведения были написаны для фортепиано, флейты, квартетов, квинтетов. Также принимал участие в международной летней творческой школе Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, 2019 год.
В этом же году принимал участие в большом количестве конкурсов, в том числе – всероссийский конкурс «Серебряные трубы», г. Ульяновск, в котором стал обладателем Гран-при.
С 2020 по 2022 гг. обучался в Московском областном музыкальном колледже им. С. С. Прокофьева, класс преподавателя Татьяны Викторовны Крыловой.
28 марта 2022 года состоялась премьера первого произведения Артема для симфонического состава – Симфоническая поэма «Легенда о Коловрате», за которую был удостоен второй премии на конкурсе композиции им. С. С. Прокофьева.
С осени 2022 года обучается в Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, класс доцента Станислава Александровича Ярошевского.
Полина Мамонова, фортепиано, Москва
Лауреат всероссийских и международных конкурсов, студентка I курса Российской академии музыки имени Гнесиных, специальность «фортепиано», класс доцента Лидии Александровны Резниковой.
В 2008 году Полина Мамонова начала обучение в Московской детской музыкальной школе им. Скрябина в классе преподавателя Марины Рэмовны Ильиной.
В школьные годы принимала участие в международных и всероссийских музыкальных конкурсах и фестивалях. Обладает званием лауреата международных конкурсов в Италии, США, Голландии.
С 2019 года обучалась в Московском областном музыкальном колледже имени Сергея Сергеевича Прокофьева в классе преподавателя Анны Евгеньевны Паклиной, где продолжила концертную и конкурсную деятельность. В этот период Полина стала лауреатом множества всероссийских конкурсов, а также в 2021 году стала лауреатом II премии ХХІ Международного фестиваля-конкурса Music without limits (Друскининкай, Литва).
Окончив колледж по двум специальностям («Специальное фортепиано» и «Теория музыки»), в 2023 году Полина поступает в РАМ им. Гнесиных.
С 2020 года успешно сочетает сольные выступления с игрой в различных камерных ансамблях. Дважды принимала участие в концертах Тольяттинской филармонии в рамках Крещенского фестиваля (2023, 2024 г.г.), совместно с Артемом Сергеевым (флейта).
О программе
- Хисатáда Óтака. Концерт для флейты с оркестром, op. 30, ч. 1
Концерт японского композитора и дирижера первой половины двадцатого века Хисатады Отаки. Это самое популярное его сочинение, написанное «в особом французском романтическом стиле», невообразимо красивое, сказочное, представляет собой фузию национального японского колорита и европейской музыки, что повлияло на распространение концерта далеко за пределы родины композитора, не стала исключением и Россия.
- Поль Таффанель. Большая фантазия на темы из оперы Амбруáза Томá «Миньон»
Произведение французского флейтиста, композитора и педагога второй половины девятнадцатого века. «Большая Фантазия» основана на музыке из оперы Амбруаза Тома «Миньон» и содержит в себе контрастные, разнообразные по характеру и колориту части.
- Мишель Корретт . Соната ми минор, op.13 no.2
Музыка периода барокко сегодня даже более популярна, чем была в XVII-XVIII веках, когда она была написана.
Барокко — это только по времени короткий период, а по размаху музыкального расцвета — огромный. Среди композиторов периода барокко много известных имен, например, Иоган Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Антонио Вивальди. Но список данными композиторами не ограничен, сегодня мы познакомим Вас с еще одним прославившимся композитором барокко
Мишель Корретт — французский композитор и органист эпохи барокко. Многое в своей музыке заимствовал у выдающихся современников, в частности, у Антонио Вивальди. Музыка Мишеля Корретта наделена характерной для французского барокко фуризностью, пестротой. Его музыка исключительно изящна и прозрачна, она обманчиво проста.
Соната состоит из четырех частей, каждая из которых имеет свой характер.
- Canone: Первая часть — презентабельна, состоит из канона, который образует некий диалог между флейтой и фортепиано. Музыка имеет яркий фуриозный характер и быстрый темп.
- Allegro: Вторая часть в отличии от первой менее живая, носит в себе повествовательный характер.
- Sarabanda: Третья часть представляет из себя Сарабанду. Сарабанда — старинный испанский танец, танец торжественного шествия.
- Finale: Четвертая часть — яркий финал. Живая, активная музыка, подводящая итог всей сонаты.
- Пётр Ильич Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин», переложение для флейты и фортепиано
В основу положена транскрипция арии Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Музыка повествует о думах Ленского перед дуэлью и его чувствах, в них раскрывается личность молодого поэта. Ария начинается со всем известных слов «Куда, куда вы удалились?»
- Жюль Муке. Соната «Флейта Пана» для флейты и фортепиано, op.15, ч.1 «Пан и Пастухи»
Соната «Флейта Пана» написана для состава флейты и фортепиано, где тембр флейты имитирует игру на свирели.
Эпиграф к 1 части: «Пан, обитающий в горах, спой нам своими сладостными устами песню, спой нам, сопровождая пение пастушеской свирелью». Альсè (Алкей Милитинский).
В первой части преобладают грусть и меланхолия, наличие которых оправданы сюжетом – это «рассказ» о печальной любовной истории Пана и Сиринкс. Грусть показана как намек (проведение побочной темы в минорных тональностях). Ж . Муке использует разнообразные приемы звукоподражания, например, имитация эхо, переклички голосов на расстоянии. При помощи звукоизобразительной детализации, композитору удается выразить в музыке «природное» начало, а также обозначить, «основной жанровый код пасторали (“человек и природа”).
- Александр Глазунов. Соната no.2, op.75 e-moll, ч. 1 Moderato
«Глазунов создал мир счастья, веселья, покоя, полета, упоения, задумчивости и многого, многого другого, всегда счастливого, всегда ясного и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого…» – говорил о композиторе А. Луначарский. И действительно, Александр Глазунов –дирижер и композитор величайшего дарования, к сожалению, недооцененный в наше время.
Соната op.75 №2 e-moll – невероятно красивое, вдохновляющее произведение. Романтическая патетика соединяется в ней со строгой организующей и конструирующей мыслью, опирающейся на формы барочной полифонии. Соната была написана в 1901 годы и восторженно встречена петербургскими музыкантами. «Скажу вам, — писал Римский-Корсаков, — что уехал от вас с впечатлением от вашей сонаты такого роду, что несколько дней не мог и не хотел приняться за что-либо свое. Это превосходное произведение и по содержанию и по виртуозной законченности форм и техники».
- Сергей Рахманинов. Прелюдии ор.23, ор.32, Этюд-картина ор.39
«Когда слушаешь его Трио или Второй концерт, или Виолончельную сонату, или «Франческу», или другое, лучшее, думаешь: вот кто рожден писать! Бросить все и писать! <…> В увлечении тем, как он исполняет концерт Чайковского или собственные вещи, думаешь: вот кто рожден играть на фортепиано! Бросить все и играть!». Так писал Энгель о композиторе сильного, ярко самобытного дарования, о гениальном пианисте, не имеющем себе равных среди современников, Сергее Васильевиче Рахманинове.
Жанр прелюдии, получил очень широкое развитие в русской фортепианной музыке рубежа XIX—XX веков. И, несмотря на постоянные жалобы на трудности сочинения фортепианных пьес небольшого масштаба («… Хуже всего идет дело с мелкими фортепианными вещами. Не люблю я этого занятия, и тяжело оно у меня идет»,— писал Рахманинов Морозову, работая над циклом прелюдий ор. 32.), Рахманинов тем не менее уделял много внимания этому жанру. Его прелюдии отличаются наличием внутреннего развития, «концертностью» фактуры. Композитор передает выражаемое чувство в динамике и развитии, а в отдельных случаях сопоставляет контрастные образы. Поэтому его прелюдии сравнительно развернуты по масштабу, музыка их часто вызывает живые образные ассоциации, хотя композитор не дает заголовков.
Прелюдии из op.23: no. 2, no. 6, no. 7
Прелюдия op.23 №2 B-dur. Музыка этой светлой, мужественной, героической прелюдии с ее воинственными фанфарными звучаниями, призывными боевыми кличами и энергичными повелительными ритмами проникнута безостановочным бурлящим движением, напоминающем накаты волн морского прибоя, кипением могучей, рвущейся на простор силы..
Прелюдия op.23 №6 Es-dur. Светлая, одухотворенно-поэтическая музыка выделяется тонкостью и изяществом письма. Здесь почти совсем стирается грань между певучей мелодической темой и сопровождающим ее рисунком. Фигурации, окружают основную мелодию подобно вьющемуся растению.
Прелюдия op.23 №7 c-moll. Построена на непрерывном моторном движении. Эта патетическая музыка с ее волнообразно набегающими пассажами и непрерывно чередующимися динамическими взлетами и спадами проникнута бурным, напряженным драматизмом, пафосом борьбы и протеста, полна энергии и страстной взволнованности. Кружащийся вихревой рисунок пассажей звучит как отдаленный гул нарастающей бури.
Прелюдии из op.32: no. 2, no. 3, no. 8, no. 10
Серия прелюдий ор.32, написанных в 1910 году, раскрывает новые черты Рахманиновского письма. Облик композитора становится в них суровее, порой неприветливее, мягкий задумчивый лиризм все чаще уступает место мрачным и тревожным, нередко трагическим настроениям.
Прелюдия op.32 №2 b-moll — один из самых ярких примеров ритмической остинатности Рахманинова. Тут есть элементы скерцозности и танцевальности, вместе с тем в мелодии настойчиво звучит интонация вздоха, скорбной жалобы. Причудливая, необычная, порой таинственная, иронически «остраненная», музыка проникнута настроением смутной, безотчетной тревоги.
Прелюдия op.32 №3 E-dur — светлая, праздничная по колориту прелюдия впечатляет эпической широтой и мощью. В ней слышатся и движение большой толпы народа, и оживленный праздничный трезвон, и веселые скоморошьи наигрыши. Все вместе сливается в одну картину широкого народного торжества и ликования.
Прелюдия op.32 №8 a-moll — стремительная, «вихревая» прелюдия, где в разных регистрах упорно повторяется короткая ритмическая ячейка из трех звуков, то легко и неуловимо мелькающая, то «вколачиваемая» с подчеркнутой силой. Здесь ритм приобретает значение основного выразительного и формообразующего фактора, пронизывает все музыкальное развитие, определяя образно-выразительный строй пьесы.
Прелюдия op.32 №10 h-moll — колорит музыки суровый и мрачный. В медленном, размеренном ритмическом движении с тяжелыми басами есть что-то напоминающее то ли траурное шествие, то ли гулкие удары похоронного колокола. В среднем разделе тема приобретает страстно протестующий драматический характер. Безнадежно никнущее движение сменяется постепенным тяжелым восхождением, которое заканчивается внезапным трагическим срывом. Это внезапная вспышка страсти и гнева у человека, одержимого мучительным сомнением. И снова устанавливается глухое безмолвие, нарушаемое лишь короткими скорбными возгласами и вздохами.
Этюд-картина op.39 no.5 es-moll
В своих этюдах-картинах Рахманинов продолжает традицию листовских «этюдов высшего исполнительского мастерства», соединяющих задачи виртуозно-пианистического плана с поэтической образностью, живописностью музыки. Огромный виртуозный размах соединяется здесь с яркой образностью музыки, разнообразием и красочностью фортепианного письма.
Цикл «Девять этюдов-картин для фортепиано, ор. 39» оказался последним произведением Рахманинова, созданным в России до отъезда за границу (1917 год). Многие из пьес этого цикла принадлежат к самым выдающимся образцам рахманиновского фортепианного творчества. Одна из них — полный мятежной страстности ми-бемоль-минорный этюд. Драматическая патетика и героика соединяются в этом его произведении с чертами проникновенного лиризма. Музыка проникнута мятежной страстностью тона, бурным протестующим пафосом, приподнятой экспрессией, доходящей до пламенной экстатичности. И несмотря на тихое, умиротворенное окончание, у слушателя остается впечатление, что это только временное успокоение перед новыми тревогами и бурями.