Закрытие Фестиваля Рахманинова

» Вернуться к событиям
Дата:
Суббота
27 мая 23
Время:
18:00
Стоимость:
300 – 700 ₽
Возрастная категория:
6+
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
Победы, 42, Тольятти

[aio_button align=»left» animation=»pulse» color=»green» size=»small» icon=»none» text=»ПУШКИНСКАЯ КАРТА» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s389″]

Закрытие Фестиваля к 150-летию Сергея Рахманинова

Лауреат международных конкурсов
Тимофей ВЛАДИМИРОВ 
фортепиано, Москва

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии
Главный дирижер – Игорь  МОКЕРОВ

Студенческий  хор «РЕЗОНАНС»
Самарского государственного института культуры
руководитель —
профессор кафедры хорового дирижирования СГИК
Ирина ГОРБУНЦОВА
Хор VOCAL STARS
вокального отделения
Самарского музыкального училища им. Шаталова
руководитель — Мария АЛТАЕВА
Образцовый хор юношей «ЛАДЬЯ»
ДМШ №4 им. В. М. Свердлова,
ХОР СТУДЕНТОВ
Поволжской академии образования и искусств
им. Святителя Алексия Московского

руководитель —
заслуженный работник культуры РФ
Галина ДЕВЯТКИНА
МУЖСКОЙ ХОР Тольяттинской епархии,
руководитель — Петр СУХОВ
Солист Самарской государственной филармонии
Вадим ЗУБКОВ
баритон

В программе:

  • С. Рахманинов. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром  фа-диез минор, ор. 1
  • С. Рахманинов. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор, op. 40
  • С. Рахманинов. Кантата «Весна» для баритона, хора и оркестра

[aio_button align=»center» animation=»pulse» color=»green» size=»medium» icon=»none» text=»КУПИТЬ БИЛЕТ» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s389″]


Об исполнителях

Студенческий хор «Резонанс» Самарского государственного института культуры — лауреат международных и всероссийских конкурсов. Хор является творческой лабораторией для молодых хормейстеров, ведёт активную концертную деятельность в Самаре и области. В репертуаре «Резонанса» хоровая музыка разных стилей и направлений.Значительное место занимают сочинения русских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Свиридов, Шнитке и других.


В хоре Vocal Stars вокального отделения Самарского музыкального училища им. Д. Г. Шаталова занимаются студенты 2 и 3 курсов.В репертуаре хора лучшие образцы русской и зарубежной классики, старинные романсы, песни народов мира, современные произведения, а также песни самарских авторов. Дипломант и лауреат всероссийских и международных конкурсов.


Хор юношей «Ладья» как отдельный коллектив был создан в 2006 году из числа выпускников Образцового хора мальчиков «Ладья» в ДМШ № 4 Тольятти. В 2015 году мужской хор «Ладья» получил звание «Народный» в КЦ «Автоград». Лауреат многочисленных конкурсов разного уровня. Наиболее яркие из них: Золотой Диплом Международного хорового конкурса им. В. Моцарта (Прага 2012); Гран-при Международного конкурса хоров (Испания, 2014). Лауреат 1 степени XII Всероссийского детско-юношеского хорового конкурса «Кирилл и Мефодий» (Москва,2015); Золотой диплом Первого Всероссийского хорового конкурса Globus Cantata(Сочи 2016); «Серебряная медаль» Девятых Всемирных хоровых Игр (Сочи 2016); лауреат (1 место) Международного конкурса им. С. Казачкова (Казань,2018); лауреат 1 степени I Всероссийского хорового конкурса «Самарская Лука» (2019); обладатель Золотого диплома XI Международного хорового конкурса «Кирилл и Мефодий» (Москва, 2022); лауреат (1 место) Регионального этапа Всероссийского конкурса (Самара, 2023). Хор «Ладья» – участник гастрольных программ 2008-2018 гг. во Франции, Германии, Словакии, Белоруссии, Грузии, Ирландии. Участник всероссийских фестивалей мужских хоров в гг. Нижний Новгород, Тверь, Минск, Дубна, Псков. Участники хора также поют в храмах г. Тольятти и мужском хоре Тольяттинской епархии.


Хор студентов Поволжской академии образования и искусств им. Святителя Алексия Московского создан  в 2013 году. Лауреат всероссийских и региональных хоровых конкурсов в  Москве, Казани, Самаре, Пятигорске. Участник многих концертных выступлений в городах России. Студенты хора академии ежемесячно принимают участие в студенческих литургиях в Храме Трёх Святителей при Поволжской академии образования и искусств.


Мужской хор Тольяттинской епархии был создан в марте 2020 года по благословению епископа Тольяттинского и Жигулёвского Нестора. Коллектив ставит перед собой задачи развития хоровой культуры города Тольятти. Деятельность хора направлена на концертное исполнение духовной, народной, а также авторской и других жанров музыки. В задачи хора входит  участие в праздничных богослужениях.


Вадим ЗУБКОВ баритон

В творческом багаже лауреата международных конкурсов Вадима Зубкова  — несколько сольных программ, в том числе «Снова туда, где море огней», посвящённая 100-летию Георга Отса, а также постоянное участие в большинстве вокальных и литературно-музыкальных проектов Самарской филармонии. Среди них — абонементный цикл концертов «Антология романса», литературно-музыкальные   проекты «Голос с картины мастера»  и «Счастье мне улыбалось…».


Тимофей ВЛАДИМИРОВ фортепиано

Выпускник Московской консерватории этого года в классе заслуженного артиста РФ Андрея Писарева. Солировал с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан, Государственным камерным оркестром “Виртуозы Москвы”, Московским государственным камерным оркестром Musica viva, Камерным оркестром Центра Павла Слободкина, Молодежным симфоническим оркестром Уральской филармонии.

Концерты проходили в лучших залах Москвы — Большой, Малый и Рахманиновский залы консерватории, Зал имени Чайковского, Концертный зал “Зарядье”, Светлановский и Камерный залы Московского международного Дома музыки, Зал имени Рахманинова Филармонии-2, а также во многих городах России и зарубежья.

Участник фестивалей “Владимир Спиваков приглашает”, Rheingau musik festival, Mariinsky piano festival, “Москва встречает друзей”, Ars longa.
В числе последних достижений Тимофея – победа на XIX Международном конкурсе пианистов Piano Campus в городе Понтуаз (Франция, 2020; Первая премия и семь специальных призов). Именно о таких музыкантах говорят: «Звезды 21 века».


О программе

  • С. Рахманинов. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром  фа-диез минор, ор. 1

Жанр концерта был особенно  близок Рахманинову — композитору, пианисту, дирижёру. И как крупномасштабное симфоническое произведение, и как достаточно демократичный жанр. Он обращался к нему на протяжении всей творческой жизни, создавая новые концерты или новую редакцию одного из ранее написанных, как это произошло с Первым и Четвертым, и каждый раз эти произведения являлись важными ступенями в эволюции его музыкального стиля.

В Первом концерте для фортепиано с оркестром, написанном в 17-18-летнем возрасте (1890-1891), еще ощущается влияние романтической музыки предшественников композитора. Тем не менее, чрезвычайно требовательный к себе композитор обозначил это сочинение ор.1, что свидетельствует о собственной оценке им своего детища.

Спустя много лет, в 1917 году он снова вернулся к произведению, сделав вторую редакцию, чтобы невольно возникающие у слушателя аллюзии исчезли. Создавая новую редакцию, любой художник считает, что делает своё сочинение лучше. В этом правота зрелого мастера, отредактировавшего свою раннюю работу тогда, когда уже были написаны Второй и Третий концерты. Поэтому Первый концерт исполняется, как правило, во второй редакции.

  • С. Рахманинов. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор, op. 40

С. В. Рахманинов, 1927 год. Весной этого года впервые прозвучали в
исполнении автора и Филадельфийского оркестра под управлением Л. Стоковского новые
произведения композитора – Четвертый концерт и «Три русские песни».

Начатый в эскизах в Москве в 1914–1917 годах, Четвертый концерт был завершен Рахманиновым уже в эмиграции спустя десятилетие. В марте 1927 года состоялась его премьера в Филадельфии. Солировал  автор, дирижировал Леопольд Стоковский. Чувствуя неудовлетворенность своим произведением, композитор внес поправки в партитуру перед ее публикацией в 1928 году, а в 1941 году капитально переработал концерт, создав его вторую редакцию.

В советское время о послереволюционном Рахманинове принято было писать в таком тоне: «Оторвавшийся от родины художник с огромными усилиями пытался возобновить творческую деятельность на чужбине. Это сказалось на музыке Четвертого концерта. Его нельзя поставить рядом с двумя предшествовавшими концертами, созданными в России»- А. Соловцов.

Сегодня Четвертый концерт вопреки подобным приговорам видится и как продолжение линии романтических Второго и Третьего концертов, и как подступ к гениальным шедеврам позднего Рахманинова – «Рапсодии на тему Паганини», «Симфоническим танцам», Третьей симфонии.

Трагическое мироощущение композитора связано не только с неутихающей тоской по покинутой России, не только с близящейся мировой катастрофой – оно продиктовано еще и поисками своего места в меняющемся мире. Пылкий, лирически вдохновенный романтик, Рахманинов в Четвертом концерте словно примеряет еще вчера далекие ему выразительные средства – дерзкую зловещую токкатность стремительного бега, графическую заостренность фортепианных фигураций, напряженные гармонии…И порывистая первая часть (Allegro vivace), и лирическое русское интермеццо в средней части (Largo), и «колючий» скерцозный финал (Allegro vivace) полны нежданных «злых» вторжений, пронизаны неизбывной тревогой. Основное настроение Концерта, по словам одного проницательного слушателя, – «торжественный трагизм».

  • С. Рахманинов. Кантата «Весна» для баритона, хора и оркестра

Одночастная Кантата «Весна» (1902) на текст стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум» повествует о победе пробуждающейся весной природы над мрачным миром человеческих чувств. Возможно, созданию светлого, жизнерадостного, проникнутого утверждением любви произведения способствовало чувство самого композитора: именно этой весной состоялась его свадьба с Наталией Сатиной.

Первый раздел канттаты — чисто оркестровый — передает постепенное пробуждение весны. Краткий лейтмотив «зеленого шума», напоминающий мотивы народных весенних «закличек», рисует картину пробуждения природы от зимнего оцепенения. Постепенно разрастается весенний гомон, и на радостной кульминации вступает хор: «Идет, гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний Шум!» В эту полную света и радости музыку резким диссонансом врывается декламационный рассказ баритона: «Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, Воды не замутит!». Звучит мрачная, печальная мелодия солирующего английского рожка, сгущаются оркестровые краски. Мучительную тоску помогает передать хор, поющий краткие нисходящие попевки закрытым ртом.  Но после слов монолога солиста «Да вдруг весна подкралася» постепенно возвращается тема Зеленого Шума. Светлеет колорит,  разрастаются радостные звучания. Широкое кантиленное пение торжественно и просветленно передает основную мысль произведения: «Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается, И — Бог тебе судья!». Первое исполнение кантаты «Весна» состоялось 11 марта 1902 года на симфоническом собрании Московского филармонического общества. Через несколько лет, 8 января 1905 года кантата прозвучала в Петербурге в исполнении хора Мариинского театра, солировал Федор Шаляпин.