Фестиваль «Классика OPEN FEST» идёт полным ходом. С успехом проходят камерные программы и публика уже начинает предвкушать концерты симфонической музыки, традиционно завершающие сессию.
Незыблемым правилом стало приглашать на гала-концерт фестиваля признанных звёзд музыкального мира. В этом году имя одной из этих звёзд – Айсылу Сайфуллина (скрипка, Уфа — Санкт-Петербург). День рождения артистки (29 февраля) вполне можно считать судьбоносным: исключительность, целеустремленность и непоколебимая вера в счастье составляют характер этого прекрасного человека. О самостоятельной жизни с восьмилетнего возраста, творческом пути и любви к МСО артистка рассказала в интервью.
— Вы участвуете в сессиях Молодежного симфонического оркестра (МСО) с 2007 года. Что МСО принес в вашу жизнь?
Я попала в оркестр так же, как и все – по конкурсу. Тут большой кастинг: все присылают записи, на их основе отбирают участников, и отбор этот очень серьезный. Далеко не каждому выпадает счастье попасть сюда. До 2007 года я уже слышала об МСО от своих друзей и знакомых, которые уже приезжали сюда не один раз. Для меня тогда было загадкой, что же их так вдохновляет. Для человека стороннего (и даже простого музыканта) непонятно, что движет людьми, которые приезжают сюда и ежедневно работают по шесть часов на оркестровых репетициях, после которых идут репетиции камерных составов, а также сольные репетиции – и так до поздней ночи.
Я помню, что в какую-то сессию у меня была оркестровая репетиция, потом сольная, потом групповые, камерные, а потом в два часа ночи ко мне постучался Максим Емельянычев и говорит: «Пойдем поиграем Брамса со мной». И мы пошли репетировать Брамса, и это продолжалось где-то до 3–3.30 утра! Прекрасно порепетировали (смеется). А в 10 утра была уже следующая репетиция! И в таком режиме мы жили постоянно.
Здесь мы привыкаем много работать, так как люди, приезжающие сюда, буквально заряжены творчеством и вдохновением! Планка, которую задает Анатолий Абрамович Левин, очень высокая. Это планка мастерства и высокого вкуса. Огромное значение здесь уделяется игре в ансамбле, и я могу сказать, что основы ансамблевой игры во многом я получила именно здесь. Знания преподносятся маэстро очень подробно, очень заботливо и с таким интересом, что ты, действительно, запоминаешь их на всю жизнь.
Попав на свою первую сессию, я, конечно, была поражена масштабом оркестра, широким охватом репертуара и тем, что дирижеры не боятся исполнять самые крупные и мощные сочинения, написанные совершенно в разных стилях, с совсем юными ребятами. Удивительно, что мы все это осиливали, укладывались в срок и исполняли на должном уровне. Для меня это был огромный опыт осваивания оркестрового репертуара!
Помимо опыта работы в оркестре МСО подарил мне прекрасную возможность играть в камерных ансамблях с музыкантами, приехавшими со всех уголков России и даже из-за границы – талантливыми, классными ребятами, с которыми можно было составить любой ансамбль.
Конечно, работать в таком графике тяжело. Это не постоянное круглосуточное веселье, а сумасшедший труд. Но он того стоит. Ты постоянно пребываешь как бы с ощущением эндорфинов и некой эйфории, а потом долгое время отходишь от этого. Спустя один или два месяца тебе продолжает все это сниться. Уже кажется странным и диким, когда люди просто делают свою работу, в то время как здесь все горят!
Поэтому впечатления от МСО у меня самые приятные. Конечно, было грустно иногда не попадать на сессию (что могло быть по разным причинам). Но ностальгия по этому месту меня пробирала всегда, и я очень рада вновь встретиться с Анатолием Абрамовичем, Лидией Валентиновной и со своими знакомыми!
— Расскажите о своем творческом пути. Вы родились в музыкальной семье?
Моя семья творческая и даже более, чем творческая, но мои родители и брат по профессии театральные актеры, а не музыканты. Все детство я проездила с родителями по гастролям и провела в театре за кулисами. Я знала наизусть все спектакли и, угадывая наперёд каждую реплику, все равно каждый раз плакала!
Однажды на гастролях случился один смешной случай. Я была совсем маленькой (мне было дней 40), и родители взяли меня с собой. После спектакля они были под таким сильным впечатлением, что когда они сели в автобус и практически уехали, кто-то из актеров им сказал: «Ребята, а где коляска?» (смеется) Это говорит о том, что мои родители – люди действительно увлеченные своей профессией. Конечно, на мне это тоже сказалось (смеется).
Думаю, что в творческой профессии без этого никак: нельзя жить по плану и какому-то графику и делать что-то наполовину. Нужно все время полностью себя отдавать, работать на полную катушку. В этом, конечно, есть своя прелесть.
— Как в вашу жизнь пришла музыка?
В 6 лет я поступила в музыкальную школу в моем родном маленьком городке Сибай. Это была начальная школа-филиал при Уфимской средней специальной школе. Я там проучилась два года, и потом меня забрали в Уфу. Для родителей это было неожиданностью: никто не ожидал, что в 8 лет ребенку надо будет переезжать в другой город. Они сказали: «Пусть попробует. Месяц проучится, а потом вернется». Но я втянулась в работу и через месяц не вернулась, а осталась в Уфе. Так, с 8 лет я жила в интернате. Поначалу я приезжала на выходные домой, потом в Уфу переехала мама. Не знаю, что мной двигало, но как-то я прикипела, а родители не стали настаивать, чтобы я вернулась.
Далее все у меня пошло само собой: конкурсы, концерты, ведь в специальной школе ты не можешь остаться в стороне от этого. Специальная школа всегда тебя держит в тонусе, и ты должен все время быть включен в работу, впитывать новую информацию и заниматься. Постепенно это меня увлекло и стало частью жизни. Моим первым педагогом в школе был Олег Геннадьевич Свистунов, однако заканчивала школу и затем училась в академии я в классе Александра Абрамовича Шисмана – моего дорогого профессора.
— Есть ли у вас какие-то яркие музыкальные впечатления детства?
Наверно, одним из самых ярких впечатлений была первая гастроль. У нас был ансамбль скрипачей, в котором принимали участие ребята от 11–12 до 17 лет. Мне было 12, и это была наша первая зарубежная поездка в Финляндию.
Я помню, что это было то-то необыкновенное, как в сказке. Пока мы ехали в поезде, на каждой длинной остановке мы выходили играть на улице для удивленных пассажиров. Потом мы играли в Петербурге, а затем приехали в Финляндию. Там мы выступали на всех возможных площадках. Одним из таких выступлений был концерт в церкви, где публику специально предупредили, что аплодировать артистам не следует. Но нас встретили бурными овациями и криками браво! Это было очень яркое детское впечатление.
— Как развивалась ваша карьера дальше?
Далее я поступила в Уфимскую академию искусств. Началась взрослая жизнь. Я уже знала об МСО, продолжала принимать участие в конкурсах и выступала с сольными программами. Именно в этом возрасте, как мне кажется, и происходил мой музыкальный рост. Во многом он был обусловлен общением с коллегами, просто накоплением опыта и обменом впечатлениями. Я постоянно находилась в движении, в процессе.
Затем последовала аспирантура Московской консерватории, где я училась в классе профессора Сергея Георгиевича Гиршенко – потрясающего педагога и замечательного скрипача с колоссальным артистическом опытом. Аспирантуру я выбрала для того, чтобы ещё больше углубиться в свою специальность, и, конечно, время, проведённое у Гиршенко было очень интересным и полезным для меня.
В Госоркестр им. Светланова я попала так: меня пригласили в гастрольную поездку в Японию, а потом предложили сыграть конкурс. В этом оркестре я проработала 4 года. Далее я сыграла конкурс в Заслуженный коллектив России, и вот уже больше 6 лет я работаю там. Таким образом, мой оркестровый опыт насчитывает уже 10 лет.
В целом работа в оркестре предполагает подчинение плану, поэтому мой личный график от него полностью зависит. Это большая удача, что сейчас как раз время моего отпуска, и я смогла приехать на сессию! Когда мне позвонила Лидия Валентиновна и предложила выступить как солистка, я с большим удовольствием сразу согласилась. Спустя довольно долгое время я вновь приехала в МСО. Для меня это как возвращение в детство, в то время, когда ты был юным. Нынешние участники МСО совсем молодые, и я мало кого из них знаю. Но это приятно и интересно наблюдать, кто же из юных участников станет новой звездочкой. Согласитесь, что некоторые имена, которые здесь выстреливают, потом вдруг выстраивают невероятную карьеру, становятся известными дирижерами и музыкантами. В какой город и какую бы страну мы с оркестром ни приезжали – везде я встречаю наших ребят! Они работают в серьезных коллективах и все находятся при деле. Так что МСО – это замечательная база для всех нас.
— На гала-концерте вы исполните Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева. В чем особенность этого произведения?
Кого бы вы ни спросили о Втором концерте для скрипки Прокофьева, все без исключения расскажут вам о необыкновенной второй части этого концерта. Это величайшая музыка с бесконечной мелодией, в которой мелодический дар Прокофьева раскрылся в полной мере. Это одна из самых замечательных мелодий в его творчестве.
Помимо второй части сам концерт изумительно хорош. Он классичен по форме. Его первая часть была написана в Париже, вторая – в Воронеже, а финал – накануне переезда в Мадрид. Премьера этого концерта прошла в Мадриде. Собственно в финале мы слышим кастаньеты и веселый танцевальный кураж. В этом Концерте переплелось очень многое: мелодии из «Ромео и Джульетты», которые были написаны примерно в это же время, и некоторые интонации из Сонаты для двух скрипок, которую мы исполнили вместе с Александром Маломожновым на концерте 13 августа.
— Что, на ваш взгляд, отличает скрипачей от других музыкантов?
Наверно, какое-то обостренное интонирование, приближение к человеческой интонации, человеческому тембру, а также стремление к расширению красок. В отличие от рояля, например, у нас довольно ограниченный диапазон, и поэтому мы-скрипачи постоянно стремимся этот диапазон расширить за счет богатства звуковой палитры.
— Для многих скрипка – это олицетворение музыки. Например, приходя в музыкальную школу мы учим скрипичный ключ, а покупая нотную тетрадь, видим на обложке скрипку. Что скрипка для вас?
Мне кажется, что скрипка, как и человек, может быть абсолютно любого пола и любого характера. Этот инструмент определенно имеет свой характер, причем у каждой скрипки он будет индивидуальным. Иногда скрипка может свой характер показать! (смеется) У скрипки бывает переменчивое настроение, она может не звучать и быть чувствительной к погоде или настроению музыканта.
Лично моя скрипка, на мой взгляд, женщина. Она моя соратница и мой большой друг. Ей совсем немного лет, она была выполнена в 2010 году итальянским мастером. Это именно тот инструмент, который подходит по моим запросам – по мензуре, фактуре, ведь у меня небольшая рука. Я очень рада, что мы нашлись! (смеется)
— Отличаются ли ваши ощущения, когда вы играете с оркестром как солист, выступаете на сцене соло или играете в составе оркестра?
Они очень отличаются! Когда ты играешь соло с оркестром, ты ощущаешь себя абсолютным лидером. Ты должен вести за собой, быть инициатором, и все твои инициативы должны быть максимально рельефны. Должно быть ясно, что именно ты хочешь сказать, ведь ты не только говоришь, но и соревнуешься с оркестром. Чтобы конкурировать с организмом в сто человек нужна огромная воля. Я обожаю играть с оркестром, и такое счастье выпадает очень нечасто. Особенно если выступление состоится с таким мастером, как Анатолий Абрамович – музыкантом, умеющим так хорошо воздействовать на оркестр, что одним маленьким жестом ему удается добиться нужного результата.
Когда ты играешь соло, ты более свободен в самовыражении, так как больше зависишь от самого себя. Это помогает свободнее выстроить форму, распределить нюансы и динамику.
Работа в оркестре – это отдельная профессия, которой нужно учиться. Ты должен уметь стать частью группы и не отделять себя от нее. Если есть какое-то противоборство, то оно будет очень сильно сказываться на результате. Должно быть ощущение, что вы делаете что-то вместе, что вы вместе творите и у вас это получается. От этой совместности приходит удовольствие. Кроме того, в оркестре ты должен всецело доверять дирижеру, концертмейстеру или солисту, не проявлять никакой личной инициативы и всецело подчинять свою игру общему делу.
Наверно, все это как в жизни: есть вещи, в которых ты сам себе хозяин, в иных случаях ты становишься частью процесса, твои обязанности становятся более четкими и импровизация уже не допускается.
— …а в некоторых случаях ты плывешь против течения и вступаешь с обществом в борьбу!
Да, точно! У каждой из этих ипостасей совсем разный психологический аспект, разная мотивация и энергия. Везде есть и свои сложности, плюсы, минусы, и, конечно, своя радость тоже везде есть.
— Ваш совет начинающим скрипачам?
Пока есть время, пока вы молодые – занимайтесь, потому что вам нужно набрать максимум технического уровня и исполнительского качества. Дальше у вас просто будет гораздо меньше времени в связи с работой, семьей и прочими бытовыми нуждами. Набирайте опыт, расширяйте репертуар, учите новые произведения и играйте максимально много – с любыми составами, в самых разных коллективах. Обязательно играйте в струнных квартетах – это высшая форма творчества! (смеется) Много слушайте, ходите на концерты к коллегам, перенимайте их лучшие стороны и меньше критикуйте друг друга – ведь мы не биороботы.
Вообще нужно быть уважительным к людям, уметь поддерживать друг друга и искать в другом человеке хорошее, потому что плохое само найдется (смеется) А вот хорошее надо поддерживать и взращивать!
— Поделитесь вашим девизом по жизни.
У меня нет девиза как такового – есть общее правило: «Радоваться каждому мгновению жизни, получать удовольствие и делиться этой радостью с другими!»
— Спасибо за интервью!
Беседовала музыковед Валерия Лосевичева