Е.М. Журавлёв

Евгений Михайлович Журавлёв (1925-2001) стоял у истоков создания в Ставрополе-Тольятти системы музыкального образования, а его творческая жизнь была полностью посвящена развитию и совершенствованию этой системы.

Музыка вошла в жизнь будущего деятеля культуры практически с рождения, он вспоминал, что в семье Журавлевых все любили петь, особенно мама.

Е.М. Журавлев – коренной житель нашего города (родом из села Ташелка Ставропольского района) – кроме любви к музыке, обладал абсолютным музыкальным слухом, что позволило ему в школьные годы успешно обучаться игре на популярной тогда мандолине (у Виктора Степановича Гапшина), петь в хоре сельской школы, самостоятельно освоить игру на балалайке и гармошке. После окончания школы Е. Журавлев поступил в Ставропольское педагогическое училище,  где учился по классу скрипки у выпускника Киевской консерватории Михаила Федоровича Химочко, но учебу прервала война.

На долю будущего музыканта и педагога досталось немало испытаний – комсорг и запевала Журавлев воевал на Карельском и Третьем Украинском фронтах, в Венгрии, Румынии и Чехословакии, был ранен, после госпиталя снова вернулся на фронт… и все равно не расставался с музыкой. Вот что Е.М. Журавлёв написал спустя годы в мемуарах под названием «Это было со мной»: «…в нашей бригаде был создан коллектив художественной самодеятельности. К тому времени, будучи в карауле по охране штаба, за шкафом я нашел несколько скрипок и смычков, но так как они были разукомлектованы, я из них собрал одну, подобрал к ней смычок и пришел в роту. Для ребят это было приятным сюрпризом, некоторые их них скрипку не видели  никогда. В свободные часы я играл, мы вместе пели… перед строем я исполнил  на скрипке Гимн Советского Союза и все его подхватили… вскоре был создан и оркестр: баян, балалайка, гитара, скрипка. Да, смело-разношерстный, но, тем не менее, когда мы выступали на Всесоюзном смотре воздушно-десантных войск, то заняли призовое место…»

Выполнивший свой долг перед Родиной Е.М. Журавлев за проявленное мужество был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «За взятие Вены», «За отвагу».

Вернувшись после окончания войны в Ставрополь-на-Волге, Е.М. Журавлев снова пошел учиться на третий курс педагогического училища, которое было в те годы главным очагом культуры города.

В процессе подготовки к будущей педагогической деятельности, он остался верен себе в увлечении музыкальным искусством: учился играть на скрипке, выступал в домровом оркестре, драматическом кружке, пел в хоре. Студенты педагогического училища вели большую просветительскую работу, выступая с концертными программами не только во Дворце культуры, но и по всем окрестным деревенским школам.

Е.М. Журавлев обладал удивительными организаторскими и коммуникативными способностями, умел увлечь окружающих его людей общей идеей, объединить и вести за собой, поэтому с 1951 года работал первым секретарем райкома комсомола Ставропольского района.

Известный в Тольятти деятель культуры и искусства В.М. Свердлов вспоминал: «Е.М. Журавлев был яркой личностью. Помимо руководства школой, он вел хоровой коллектив и вообще всячески способствовал развитию музыкальной культуры в городе. Его все знали и шли навстречу – и руководство города, и директора предприятий. По его просьбе выделялись квартиры для преподавателей, места в детских садах, решались другие жизненные проблемы».

В 1957 году Е.М. Журавлев организовал академический хор городского Дома учителя, ставший лауреатом областных смотров художественной самодеятельности, конкурсов хоровых коллективов, участником городских Праздников песни и завоевавший прочный авторитет у слушателей. Также в 1957 году Евгений Михайлович Журавлев руководил детскими хорами трех возрастных групп и оркестром струнных народных инструментов в средней школе № 4, которые под его управлением заняли первое место на городском смотре хоров.

В те же годы Е.М. Журавлев руководил академическим сводным хором молодых строителей при Дворце культуры имени 40 лет ВЛКСМ. Звучание хора Журавлева всегда отличалось яркостью и полнотой, правильным звуковедением, ритмичностью, дикцией, поэтому коллектив неоднократно занимал призовые места на городских и областных смотрах художественной самодеятельности. Большая концертная деятельность этих коллективов имела воспитательное и общественное значение: они знакомили своих слушателей с творчеством советских композиторов, лучшими произведениями классики и современной музыки. За успешные выступления, большую работу по пропаганде хорового искусства и эстетическое воспитание молодежи коллективы награждали почетными грамотами городского и областного отделов культуры, а Е.М. Журавлев был удостоен права дирижировать городским сводным детским хором на четырех больших праздниках песни, приуроченных ко Дню Победы.

В 1958 году Е.М. Журавлев принял предложение стать директором Детской музыкальной  школы  №  1, на базе которой он создал хор учителей поселка Комсомольский (музыкальным руководителем был Геннадий Гурьянович Цех), а в 1963 году возглавил детскую музыкальную школу № 2.

Евгений Михайлович Журавлев был истинным энтузиастом хорового искусства, он заложил основу хорового движения города. Его ученики до сих пор вспоминают яркие уроки, эмоциональное воздействие которых осталось на долгие годы, он доверял дирижирование хором своим маленьким ученикам на ответственных концертах, что требовало, безусловно, огромной подготовки и оставалось в памяти на всю жизнь.

В 1963 году Е.М. Журавлев стал директором музыкальной школы № 2, затем преобразованной в школу искусств № 1. Влюбленность в хоровое искусство, неиссякаемый энтузиазм, профессиональное мастерство и организаторский талант всегда отличали творческую деятельность этого удивительного человека.

В 1967-1968 годах в детской музыкальной школе при активном содействии Е.М. Журавлева были созданы симфонический оркестр (он был первый в Тольятти и потому получил статус городского), оркестр баянистов, ансамбли домристов, скрипачей, струнный квартет, два хора, открыт класс виолончели. С 1970 года начал работу первый детский симфонический оркестр под управлением В.И. Марчука и детско-юношеская филармония.

Продолжая вести активную педагогическую деятельность, в 1975-1977 годах Е.М. Журавлев руководил также хором тольяттинского театра оперетты.

Евгений Михайлович Журавлев был активным новатором, сторонником прогресса, с позиции руководителя он видел возможности, которые подняли бы работу школы на новый уровень. Он считал, что Школе нужны новые направления и программы, что ей необходимо свое здание – специальное, отдельное, с большими залами и удобными кабинетами. Е.М. Журавлеву удалось убедить руководство города пойти ему навстречу, и вскоре разработка проекта новой Школы была поручена известному городскому архитектору Семену Михайловичу Винограду. Строительство здания по адресу улица Победы, 46 началось в 1969 году, а в 1972 учебном году состоялось новоселье. (Впоследствии в этом здании располагался выросший на базе Школы Тольяттинский колледж искусств – с 1992 года, и Тольяттинский институт искусств (консерватория) – с 1998 по 2018 годы, а сегодня (с 06.03.2018 года) в этом здании располагается преемник той первой, созданной Е.М. Журавлевым школы – Детская школа искусств Центрального района.) В то же время Е.М. Журавлев познакомился с профессором Магнитогорской консерватории, видным деятелем отечественной науки академиком Марком Моисеевичем Берлянчиком, и результатом их совместной деятельности стало преобразование в 1978 году музыкальной школы в экспериментальную школу искусств: здесь, кроме музыкального, были открыты художественное, хореографическое и эстетическое отделения. Школа стала одной из первых в России экспериментальных площадок по художественно-эстетическому воспитанию и образованию подрастающего поколения в системе учреждений и учебных заведений культуры.

Коллектив Школы состоял из полных энтузиазма и любви к искусству молодых преподавателей, только что закончивших училища и консерватории; на должность методиста была принята работник высшей школы, выпускница Уральской консерватории Галина Владимировна Курина, под руководством которой педагоги писали аналитические работы. Это обеспечило Школе сильную методическую базу, и в результате педагогическим коллективом были разработаны интегрированные программы для учащихся всех отделений, проведен ряд научно-практических конференций, семинаров по обмену опытом городского, областного и всероссийского уровня. Программы, созданные в эти годы, и в настоящее время являются базовыми для общеэстетических отделений детских школ искусств и музыкальных школ, функционирующих на базе общеобразовательных школ, гимназий с гуманитарным уклоном, центров эстетического воспитания детей и подростков. Большую известность детской школе искусств № 1 сразу принесли успешные выступления учащихся и преподавателей всех отделений на различных смотрах и конкурсах.

Позднее, на 25-летнем юбилее школы Е.М. Журавлев сказал так: «Мы первыми открыли класс виолончели в музыкальной школе. Ну как открыли… педагога нет, инструментов нет, надо с чего-то начинать… Был у нас энтузиаст – Виктор Иванович Марчук. Скрипач. Он взялся вести класс виолончели. Всего два ученика было сначала… Вот с этого всё началось. Это как знамение было. И отсюда пошел творческий синдром. Отсюда вирус творчества – положительного – наверное, в коллектив и вошел. Потом пошла школа искусств – крестный отец Марк Моисеевич Берлянчик. Так эта школа мало что она сама развивалась, она еще отпочковывала себя: создали художественную школу № 1 в Тольятти, а при тринадцатой школе (МБУ СОШ № 13 г.о. Тольятти) сделали эстетическое отделение, и до сих пор этот эстетический цикл в ней реализуется. И не только там, это расползлось по всей России… Мы разработали программы – 100 экземпляров в Москву послали в Министерство культуры СССР… с этого началось. Коллектив этой школы всегда стоял на позициях радикально-консервативных, то есть не отрываясь от прошлого – двигался вперед, реально намечая себе цели».

Несмотря на занятость административной работой, Е.М. Журавлев оставался руководителем хора старших классов. Ученики школы, занимавшиеся в хоре под руководством Е.М. Журавлева и ставшие сегодня преподавателями учебных музыкальных заведений города Тольятти, вспоминают, что хор был для всех главным и любимым уроком.

Евгений Михайлович Журавлев, удивительным образом притягивающий к себе людей, на протяжении всей жизни много времени уделял общественной работе – в течение 15 лет он был бессменным председателем городской комиссии по культуре, в течение 25 лет он находил время и силы, чтобы работать еще и депутатом городского совета, бескорыстно помогая решать все проблемы, с которыми к нему обращались. Нет ничего удивительного в том, что люди всегда тянулись Е.М. Журавлеву. Ему были свойственны мужество и честь; он был благороден, правдив, бескорыстен и неравнодушен; он был верным и стойким, волевым и преданным своему делу.

Заслуги Е.М. Журавлева высоко оценены государством – он удостоен звания «Заслуженный работник культуры РФ» и награжден орденом.

Коллектив преподавателей-энтузиастов, созданный под его руководством и позитивным влиянием, внес огромный вклад в развитие эстетического воспитания подрастающего поколения Тольятти, вырастил первую плеяду учеников, продолживших свое музыкальное образование на профессиональном уровне.

Хоровую школу Евгения Михайловича Журавлева прошли многие сегодняшние работники заведений искусств и культуры Тольятти, выпускники Детской школы искусств № 1: Е. Брукова, О. Бойкова, Л. Шишкарева, З. Никулина, В. Курапов, С. Ширыбыров, О. Левкович, Л. Шакалей, Л. Григорьева, Г. Анисимова, И. Трошкина, Л. Евстигнеева, Г. Булушева, Е. Чекан и многие другие.

Е.М. Журавлев и его соратники во второй половине прошлого века заложили фундамент для формирования культурных традиций Тольятти – непростого города, города «взрывного типа», выросшего «на ровном месте» и потому не имевшего готовой творческой инфраструктуры и культурных традиций.

Евгений Михайлович Журавлев был большим Патриотом нашего края, и надеялся, что музыкальное образование будет доступно абсолютно всем детям Тольятти и обеспечит им эстетическое воспитание, духовное развитие и светлое будущее.

«О роли Е.М. Журавлёва в становлении системы художественного образования Тольятти»

Автор: А.А. Филимонова МБУ ДО «ДШИ Центрального района»  г.о. Тольятти, методист