На выставке «ГРАНИцы. ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ» представлены живописные работы Николая Кузнецова, созданные в последние годы в Тольятти и Тарусе (Калужская область) и на Дону. Экспозиция включает «портреты» ирисов, рождающие оптимистичный колористический мелос в её пространстве, лиричные натюрморты с цветами («Розы на солнце»), жизнерадостное «Сочное лето» и пейзажи – залитые светом («Тарусский мотив»), пронзительные осенние («Пригород Тарусы»), сумеречные («Вечер»). Многие картины и реакция на них подтверждают неизменную популярность импрессионистической манеры письма у современных художников и зрителей.
Контрапунктом к этой части выставки выглядят два панно о гибели городского леса в пожаре 2010 года, тема которых обусловила иные средства высказывания. Крупноформатные квадраты стали мощным акцентом в большом интерьере Библиотеки Автограда, куда выставка переместилась после её дебюта в Отделе современного искусства ТХМ. «Пламенеющий», готически-с
Важнейшее произведение и, одновременно, образ выставки – автопортрет Н. Кузнецова («Утро доброе»). Лицо близко придвинуто к воображаемому зеркалу, на месте которого под сосредоточенным взглядом затенённых глаз неизбежно оказывается зритель. Экспрессию образа бессюжетной работы формируют художественные средства: пропорции монументальны, голова расположена по центру на границе тёплого и холодного, плотность красочного слоя ощущается почти физически. Несмотря на то, что автор изобразил себя за повседневной, обыденной процедурой бритья, внимательный, почти требовательный взор, направленный на нас, не оставляет сомнений в том, что картина выведена за пределы жанровости, лишь фиксирующей поток бытия. Точно выстроенные диалогические пары «автор-зритель» и «автор-время» рождают третью – «зритель-время». Последнее говорит о том, что поле контекстов этого произведения не ограничено пределами частного творческого опыта или эксперимента. Оно утверждает человека вообще, и в этом своём значении для всех, кто переживает сегодня непростые времена, приобретает почти ренессансный смысл. Художественные качества автопортрета, – несомненной и очень существенной творческой удачи Николая Кузнецова, – таковы, что его можно причислить к массиву культурных текстов, отражающих важные аспекты современной жизни.
Уроженец приэльбрусского города Тырныауз (Кабардино-Балкар
Инна Бурая,
кандидат искусствоведения
На выставке представлены новые работы пейзажи, натюрморты. Портреты В.Н. ПОЛЯКОВА — первого генерального директора ВАЗа, Г.Б.ДРОЗДОВА – основателя театра КОЛЕСО в г. Тольятти входят в триптих «ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ»
«ПЕРВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ»
(о портрете «Директор» Николая Кузнецова)
Дебютный показ портрета Виктора Николаевича Полякова состоялся 19 апреля 2015 года во внутреннем дворике Библиотеки Автограда (ДКиТ). Его первыми зрителями в тот день стали члены Клуба ветеранов ВАЗа «Патриот», собравшиеся на юбилейную встречу, посвящённую вазовской «копейке». Во второй раз картина Николая Кузнецова предстала перед публикой два с половиной месяца спустя в Тольяттинском художественном музее, на открытии выставки «История АвтоВАЗа в произведениях искусства», посвящённой 100-летию В. Н. Полякова.
«Первый генеральный» и «копейка» – понятия взаимосвязанные и символичные для Тольятти. Крупный завод по выпуску легковых автомобилей сначала должен был вырасти за несколько лет в степи, а затем выйти со своей продукцией на международный рынок; параллельно планировалось вести строительство нового района города. Реализацию такого проекта любому поручить невозможно. Нужен управленец, способный чётко формулировать задачи, настраивать на достижение результата себя и множество других людей, личность, в системе приоритетов которой доминируют преданность делу, компетентность, принципиальность.
Из воспоминаний современников о В. Н. Полякове складывается образ человека, жизнь которого проходила под девизом «делай, что должно и будь что будет». Эта мáксима всегда заставляет своих редких приверженцев жить в сильном физическом и психологическом напряжении. Но именно эта полная самоотдача в прошлом даёт право Виктору Николаевичу смотреть на нас сегодняшних так, как он это делает с картины Николая Кузнецова.
Энергия образа В. Н. Полякова – результат сочетания смелого композиционного решения и экспрессии живописно-технических приёмов. Излюбленный Н. Кузнецовым квадратный формат здесь приобретает иное звучание. В отличие от более ранних работ («Утро доброе», «Дорожник», «Ветеран»), из «квадрата Полякова» вытеснено всё лишнее, почти не осталось места для фона. Голова, занимающая всё пространство, в верхней части и у подбородка смело срезана краями картинной плоскости. Этот приём создаёт необходимую монументальность, которая уравнивает между собою крупный масштаб реальной личности и её изображение. Геометрический центр картины, формируемый пересечением воображаемых осей, совпадает с переносицей, акцентирует глаза, всегда следящие за зрителем, независимо от того, в какую сторону от портрета он перемещается.
Смысл пристального, прямого взора В. Н. Полякова с портрета неоднозначен. Директор ставит «неудобные» вопросы? Или в этом взгляде содержится вызов, смысл которого выражен в двух латинских крылатых выражениях, последовательно соединённых вместе: «Что сделано, то сделано; пусть сделает лучше, кто может» (лат.: «Factum est factum», «Faciant meliōra potentes»)? Скорее всего, одной единственной трактовки здесь и не может быть. Каждый посетитель выставки, сердце которого неравнодушно к судьбе города и завода, а интеллект отказывается смириться с незаданностью векторов для современного развития Тольятти, адекватных его яркому прошлому, вправе истолковать этот беспокоящий взгляд по-своему.
Содержательная глубина и художественное решение портрета, созданного Николаем Кузнецовым, психологизм и драматичность, присущие образу «первого генерального», делают актуальным произведение сегодня и создают предпосылки для его долгожительства в культурном пространстве.
Полемический настрой Виктора Николаевича Полякова на портрете – попытка развернуть г. Тольятти к поиску самого себя. Масштаб и качества личности первого генерального директора ВАЗа дают ему право настаивать на этом спустя годы после своего ухода.
Инна Бурая
кандидат искусствоведения