Полина Назайкинская: чтобы симфония получилось, пришлось есть шоколад

У тольяттинского композитора Полины Назайкинской 2 апреля состоялась премьера. Оркестр штата Миннесота Metropolitan Symphony Orchestra исполнил ее Первую симфонию.

По признанию Полины, это событие имело в России даже больший резонанс, чем в США. «День города» узнал, как это произошло.

Справка

Полина Назайкинская окончила Музыкальную академическую гимназию, где в 90-е проводился эксперимент: дети учились по нескольким специальностям сразу. Полина освоила флейту, скрипку и фортепиано. После второго курса Тольяттинского музыкального училища по классу скрипки перевелась в Академический музыкальный колледж при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Во время учебы в колледже поняла, что ей очень нравится писать музыку. – Я, конечно, совсем не умела этого делать. Но всегда чувствовала себя счастливой, когда сочиняла. И решила поступать на композиторский. И поступила в Йельский университет (куда на композиторский принимают лишь 5 человек в год) и Московскую консерваторию как композитор, а в Российскую академию музыки им. Гнесиных как скрипачка – одновременно!
В 2017 году Полине Назайкинской исполнилось 30 лет. Она живет в США, пишет музыку, играет на скрипке, выступает, преподает и счастлива.

«В стол не пишу»

Полина уже опытный композитор. Тем не менее премьера Первой симфонии стала для нее событием. Потому что симфония – первая.

– Полина, переживаете, как все артисты, когда им не звонят, не предлагают роли, проекты, съемки?

–И да и нет. Заказов и не может быть постоянно много. Но мне везет: за последние 9 лет не было такого, чтобы у меня не было заказов. Все время что-то в планах, есть, к чему стремиться. В стол я, слава Богу, не писала никогда.

– Расскажите, как писали симфонию. Как она называется?

– Симфония № 1. Но у нее есть подназвание «Песня апреля». Это название стихотворения американской поэтессы Сары Тисдэйл, которое дало мне первый импульс в начале работы. По стечению обстоятельств моя симфония была исполнена 2 апреля. Концерт состоял из двух симфоний № 1: Бетховена и моей. Премьера Симфонии № 1 Бетховена была 217 лет назад 2 апреля. Представляете?! Магические совпадения!

– Симфония кому-то посвящена?

– Дирижеру оркестра Metropolitan Symphony Orchestra, его зовут Уильям Шрикель. Это подарок к его 60-летию. Мы с ним сотрудничаем на протяжении 7 лет. Metropolitan Symphony Orchestra исполнял мои «Концерт для тромбона с оркестром», «Концерт для скрипки с оркестром», симфоническую поэму «Зимние колокола». Уильям Шрикель очень верит в мою музыку и помогает тем, что исполняет ее. Для современного композитора это большая честь, потому что музыка современных авторов очень мало исполняется.

«После первой репетиции была в таком шоке, что съела огромную шоколадку»

– Как приняла симфонию публика?

– Хорошо приняла. Симфония масштабная получилась, там есть и яркие кульминации, и русские напевы, и колокольный звон. Финал получился достаточно неожиданным, как затухающее биение сердца. Поэтому после завершения симфонии, было секунд десять тишины. Я думала: «Боже мой! Настолько не понравилось, что не хлопают?». А потом зал просто взорвался овациями. Были так называемые стоячие аплодисменты. Меня долго не отпускали со сцены.

Очень приятно, что в России тоже меня услышали. Лидия Валентиновна (Семенова, директор Тольяттинской филармонии) сделала репост [записи выступления, который выложен на страничке Metropolitan Symphony Orchestra в Фейсбуке], и коллеги и друзья подхватили. Резонанс в России получился даже больше, чем в Америке и мне это очень-очень приятно! Думаю, потому что моя музыка России роднее, воспринимается гораздо глубже. Но и американская публика была тронута до слез.

– А критика что-то уже говорила?

– Критика пока еще молчит, я даже не знаю, был ли кто-то из критиков на концерте. Алексей Курбатов – замечательный композитор, хорошо отозвался, написал мне очень теплое письмо. Коллеги-авангардисты упрекнули меня в старомодности, недостаточной дерзости и чрезмерной эмоциональности. Это их право. Всякий стиль в музыке имеет право на существование, если произведение написано искренне и талантливо.

– Полина, то, как прозвучала симфония, совпало с тем, что вы ожидали? Или, может быть, что-то неожиданное для вас?

– Мне пришлось сделать много поправок. Например, в первой части сократить партию ударных, потому что было слишком много звука. Репетировать начали где-то в середине февраля, мне дирижер присылал аудиозаписи. Когда я прослушала запись первой репетиции, была в таком шоке, что съела огромную шоколадку! Но пострессовала и сделала большую редакцию. На второй репетиции всё было гораздо лучше. Я изменила много темпов: то, что я написала, было слишком быстро. Было много неожиданностей, если честно. Но это был для меня хороший опыт – я научилась заново слышать оркестр после двухгодичного перерыва: ведь предыдущее произведения для симфонического оркестра я писала в 2015 году.

В планах «душераздирающий» концерт и работа

– Чем вы сейчас занимаетесь?

–У меня большой концерт 19 апреля, посвященный Дню памяти жертв Холокоста, который отмечается 21 апреля. Концерт будет проходить в национальной галерее искусств в Вашингтоне – это один из главных музеев США. В концерте будут исполнены произведения Прокофьева и Шостаковича и два моих произведения на эту тему. Такой серьезный, мрачный концерт, но очень важный.

Репетирую с певцом – потрясающим солистом «Метрополитен опера» Китом Милором мой вокальный цикл на стихи Мирко Тума, поэта и узника концлагеря.

Насчет композиции планы есть, на два года вперед расписаны. Я рада, что так. Писать очень хочется, очень хочется выражать время, в которое мы живем, мысли и чувства через музыку.

Текст: Наталья Мишанина

Источник: DayTLT.ru, апрель 2017