22 июля — 26 августа 2022 г.
ФЕСТИВАЛЬ ОРКЕСТРОВЫХ МУЗЫКАНТОВ
«КЛАССИКА OPEN FEST»
Молодежный симфонический оркестр Поволжья
ЛЕТНЯЯ МОЛОДЕЖНАЯ ОРКЕСТРОВАЯ АКАДЕМИЯ НА ВОЛГЕ:
Молодежный русский оркестр Поволжья
Молодежный джазовый оркестр Поволжья
С 22 июля по 26 августа в Тольятти состоится Летняя оркестровая академия и фестиваль оркестровых музыкантов «Классика OPEN FEST» .
Организатор академии — Ассоциация «МСО Поволжья» — продолжает вектор развития молодежного оркестрового исполнительства в Поволжье, который она задала 20 лет назад в 2002 г., начав свою деятельность по организации сессий Молодежного симфонического оркестра Поволжья.
В этом году в Тольятти впервые будут созданы три молодежных оркестра – русский, симфонический и джазовый. Отбор в коллективы проходил по видеоконкурсу. Молодые музыканты в сжатые сроки методом «погружения» пройдут несколько этапов создания концертных программ: конкурсный отбор — самостоятельное разучивание партий — групповые и общие репетиции — мастер-классы и лаборатории (оркестровое и ансамблевое музицирование) – концерты.
Каждый из оркестров исполнит от 5 до 10 концертов в рамках фестиваля «Классика OPEN FEST» в Тольятти, Ульяновске, Димитровграде, Альметьевске, Жигулевске и Самаре. На многие из концертов вход для публики будет свободный.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ «КЛАССИКА OPEN FEST»*
6+
Молодежный русский оркестр Поволжья
В его составе — студенты учебных заведений искусств Вологды, Владимира, Нижнего Новгорода, Казани, Санкт- Петербурга, Петрозаводска, Оренбурга, Самары, Тольятти. Уже первые репетиции показали, что МРО способен воплощать в жизнь самые смелые творческие идеи и проекты, решать любые образовательные и профессиональные задачи. В свете того, что 2022 год в России объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, создание Молодежного русского оркестра в Тольятти символично.
Руководители МРО и дирижеры — заслуженный артист Самарской области Василий Кормишин (Тольятти) и заслуженный артист Республики Карелия Михаил Тоцкий (Петрозаводск). Впереди у ребят многочасовые занятия и 6 концертов в Тольятти, Жигулевске, Ульяновске и Самаре.
28 июля, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
СОЛИСТЫ И АНСАМБЛИ МОЛОДЕЖНОГО РУССКОГО ОРКЕСТРА
30 июля, 17.00 Дворец культуры г. Жигулевск (ул. Пирогова, 20)
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО РУССКОГО ОРКЕСТРА
31 июля, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
СОЛИСТЫ И АНСАМБЛИ МОЛОДЕЖНОГО РУССКОГО ОРКЕСТРА
4 августа, 18.00 Струковский сад г. Самара
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО РУССКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
5 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО РУССКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
6 августа, 18.30 Усадьба семьи Ульяновых (г. Ульяновск, Ленина, 70)
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО РУССКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
Молодежный симфонический оркестр Поволжья (МСО Поволжья)
Оркестр создан летом 2002 года в Тольятти при участии Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова. Бессменным художественным руководителем и главным дирижером оркестра является профессор Московской государственный консерватории им. П. И. Чайковского, заслуженный артист России Анатолий Левин.
В 20-й раз в Тольятти соберутся сильнейшие студенты и выпускники музыкальных учебных заведений страны – 150 музыкантов в возрасте от 18 до 28 лет из 22 регионов России, а также Казахстана, Республики Беларусь, Китая.
Большим симфоническим составом Молодежного оркестра будут управлять художественный руководитель и главный дирижер Анатолий Левин и новая плеяда дирижёров — стажеров, каждый из которых примечателен собственной творческой манерой — Хетаг Тедеев, Дана Муриева, Фёдор Безносиков, Александр Маринеску, Павел Романенко, Антон Павловский, Антон Лемехов.
9 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
СОЛИСТЫ И АНСАМБЛИ МОЛОДЕЖНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
вечер камерной музыки «Играют солисты и ансамбли МСО Поволжья»
10 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
СОЛИСТЫ И АНСАМБЛИ МОЛОДЕЖНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
вечер камерной музыки «Играют солисты и ансамбли МСО Поволжья»
11 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
СОЛИСТЫ И АНСАМБЛИ МОЛОДЕЖНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
вечер камерной музыки «Играют солисты и ансамбли МСО Поволжья»
13 августа, 19.00 ДК Тольятти (б-р Ленина, 1)
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО ФЕСТИВАЛЬНОГО ОРКЕСТРА
Один из ярких моментов нынешней сессии МСО Поволжья – создание в честь 20 – летия оркестра Фестивального симфонического оркестра. В нем примут участие «выпускники» МСО, получившие оркестровую практику в предыдущие годы. Многие из них сегодня занимают ведущие позиции в сильнейших оркестровых коллективах России. А имена «бывших» дирижеров-стажеров МСО Валентина Урюпина, Тимура Зангиева широко известны в России и далеко за ее пределами.
14 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
СОЛИСТЫ И АНСАМБЛИ МОЛОДЕЖНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
Концерт посвящен памяти одного из основателей Молодежного симфонического оркестра Поволжья, дирижера Национального симфонического оркестра Узбекистана Владимира Неймера.
16 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
КАМЕРНЫЙ КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
Ожидается приезд еще одного «выпускника» МСО — Максима Емельянычева, дирижёра Шотландского камерного оркестра. Максим будет солировать и дирижировать в концерте камерного состава МСО Поволжья.
17 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ «МУЗЫКА И ФИЛОСОФИЯ»
Лекцию читает доктор философских наук, ректор Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия Московского, протоиерей Димитрий Лескин. Лекция сопровождается фрагментами музыкальных произведений в исполнении участников Молодежного симфонического оркестра Поволжья.
18 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
19 августа, 18.00 Зал НКЦ имени Славского, г. Димитровград
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
Заключительный гала-концерт. Это всегда ярчайшие события, пленяющие атмосферой молодости, таланта и бескомпромиссного творчества! Прозвучат произведения Моцарта, Вагнера, Равеля, Дебюсси, Грига, Кодаи, Малера, Римского-Корсакова.
20 августа, 18.30 Самарская государственная филармония (Самара, ул Фрунзе, 141)
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
Заключительный гала-концерт. Это всегда ярчайшие события, пленяющие атмосферой молодости, таланта и бескомпромиссного творчества! Прозвучат произведения Моцарта, Вагнера, Равеля, Дебюсси, Грига, Кодаи, Малера, Римского-Корсакова.
21 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
Заключительный гала-концерт. Это всегда ярчайшие события, пленяющие атмосферой молодости, таланта и бескомпромиссного творчества! Прозвучат произведения Моцарта, Вагнера, Равеля, Дебюсси, Грига, Кодаи, Малера, Римского-Корсакова.
Молодежный джазовый оркестр Поволжья (МДО Поволжья)
2022 год – год 100-летия российского джаза. Джаз, как и массовое популярное искусство, будучи порождением XX века, стал откликом на многие общественные события века, своеобразным способом мышления и ощущения времени.
Джаз – это тоже народная музыка, но другой этнической принадлежности. Это лишний раз подтверждает, что музыка — язык человеческого общения, живых эмоций.
В России многим молодым музыкантам необходимо общение со своими сверстниками из других регионов; повышение мастерства под руководством опытных дирижеров-педагогов. Таким дирижером-педагогом для Молодежного джаз-оркестра Поволжья станет лауреат международных джазовых фестивалей и конкурсов, руководитель биг-бэнда детской джазовой школы им. Кима Назаретова Андрей Мачнев, г. Ростов-на-Дону.
География участников МДО – Тольятти, Самара, Чебоксары, Вологда, Москва, Ростов-на-Дону.
19 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
СОЛИСТЫ И АНСАМБЛИ МОЛОДЕЖНОГО ДЖАЗОВОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
Концерт солистов и джазовых ансамблей.
23 августа, 19.00 Зал ДК «Нефтьче», г. Альметьевск
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО ДЖАЗОВОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
25 августа, 19.00 Тольяттинская филармония (ул. Победы, 42)
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО ДЖАЗОВОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
26 августа, 18.00 Струковский сад г. Самара
ГАЛА-КОНЦЕРТ МОЛОДЕЖНОГО ДЖАЗОВОГО ОРКЕСТРА ПОВОЛЖЬЯ
*В программе возможны уточнения.
Интервью участников
Интервью участников МСО Поволжья из Санкт-Петербурга
Аня Фирсова (скрипка, 3 курс Санкт-Петербургской консерватории):
«Я на сессии МСО первый раз. И захлестнуло по полной программе! Я играла и в основном составе, и фестивальном, и в камерном. Я очень рада, что попала сюда. Это совершенно иное измерение, как будто другая реальность. Очень много музыкальных впечатлений, классных музыкантов. Мы здесь встретились с ребятами, с которыми живем в одном городе, но не были знакомы. Точно могу сказать, что это событие, которое останется в нашей памяти навсегда. Мы получили колоссальные позитивные впечатления, огромный опыт работы в оркестре.
Александр Зайцев (флейта, 3 курс Санкт-Петербургской консерватории): Я учусь у Федотовой Марии Владимировны. Здесь я уже второй раз и мне очень нравится. Этот год примечателен тем, что в связи с юбилеем был создан фестивальный состав, в который вошли музыканты из ведущих оркестров страны. Мне удалось позаниматься с флейтисткой, артисткой молодежного оркестра Мариинского театра Аней Комаровой, от которой я получил новые, интересные знания.
Так же в этом году среди дирижёров-стажёров был замечательный флейтист Александр Маринеску, который работает в оркестре Мариинского театра. С ним тоже удалось позаниматься, пообщаться. Все музыканты здесь очень открыты, делятся своими знаниями, какими-то интересными секретами, «фишками». Мне нравится этот проект, потому что здесь собираются очень мотивированные, «заряженные» на профессию ребята. Я думаю, что полученных впечатлений хватит на целый учебный год».
Герман Бюллер (гобой, 1 курс Санкт-Петербургской консерватории).
Я только что поступил на первый курс Петербургской консерватории. Как и Саша, я здесь во второй раз. И в прошлом году, и сейчас мне очень все понравилось. Очень полезно поиграть много разных произведений, сравнить свою игру с игрой других музыкантов, из разных регионов. Мы все участвовали в камерных концертах, сами готовили программу за очень короткое время, буквально за несколько дней, применяя весь свой опыт. Очень нравится, что было много знаменитых взрослых музыкантов.
Печально только, что не успели в этом году погулять. В прошлом году были перерывы в занятиях и мы ходили в бассейн, успели погулять в Саранске. В этот раз как-то очень-очень все быстро прошло. Но все равно все было очень здОрово, круто!
Даша Мажара (скрипка, 1 курс Санкт-Петербургской консерватории): «Как только мы приехали – сразу окунулись в атмосферу многочасовых репетиций. Я, наверное, с тех пор так ни разу и не выспалась. Но зато это дало мне возможность прочувствовать, что мы окунулись во взрослую жизнь. Я поняла, что оркестровая работа – это очень тяжёлый труд и для струнников в том числе, ведь мы играем всю программу, без замен, не смотря на то, что нас много.
Я безумно рада, что познакомилась с известными, талантливыми музыкантами из разных городов. Мы поиграли на мастер-классах у Павла Романенко (работает концертмейстером группы альтов в ГАСО под руководством Павла Когана и оркестре Московского театра «Новая Опера», а в 2021 году создал и возглавил Московский оркестр «Новая камерата» – Е. И.) и Фёдора Безносикова (выпускник, преподаватель по классу скрипки Московской консерватории, учится на факультете оперно-симфонического дирижирования в классе Ф. П. Коробова, работает ассистентом дирижера в театре им. Станиславского и Немировича –Данченко – Е. И.) и это очень нас продвинуло вперёд. Я могу сказать, что я точно стала увереннее в себе за эти несколько недель.
Здесь мы увидели совершенно другой уровень работы дирижёров. Мне очень нравится работать с разными дирижёрами, смотреть на их жесты, перенимать какие-то способы работы над произведением. Мне очень нравится, что здесь идёт работа над звуком, очень детальная кропотливая проработка каждого произведения. Я за свою жизнь, к сожалению, с таким не сталкивалась. Сейчас, к большой моей радости, это произошло, и я теперь знаю очень много об особенностях оркестровой игры.
Ну, и, конечно, я познакомилась со столькими ребятами из разных городов! Я не хочу уезжать, я хочу, чтобы поскорее наступил следующий год, и мы снова здесь все встретились и вместе играли.
Надежда Ильина (гобой, выпускница Санкт-Петербургской консерватории):
Я здесь в первый раз. Впечатление от фестиваля очень большое. Мне понравилась работа и с опытными, известными музыкантами, и с начинающими.
Мне посчастливилось поиграть в концерте с дирижером Максимом Емельянычевым. Это человек колоссального темперамента. Работать с ним было энергозатратно, но очень интересно. Мы играли со всеми дирижерами, и звездными, и стажерами. У каждого своя изюминка. Самое поразительное, что время, которое тратится на работу над крупными произведениями, очень ограниченно. На нашу основную программу, каждый дирижёр-стажер (а их было семь!) в день имел всего по 30-40 минут репетиции. Казалось бы, что такое двадцать минут, как можно за столь короткое время сделать такую гигантскую работу? А мы делали результат, как на концерте! Это просто потрясающе! Ты учишься здесь ценить каждую минуту работы! Идет колоссальное задействование всех твоих ресурсов, как духовных, так и физических, потому что с утра до вечера мы либо на оркестровых, либо на групповых, камерных репетициях, либо самостоятельно готовимся. Я с утра до вечера была с инструментом.
Несмотря на то, что я много лет уже играю в симфоническом оркестре, только здесь осознала роль дирижёра, поняла, что оркестр – это, в сущности, большой ансамбль, который в принципе может играть сам. Дирижёр он не просто показывает сетку, он задаёт настроение, в сложных местах помогает и поддерживает. Вот, Анатолий Абрамович Левин он часто переставал дирижировать, и на удивление всё получалось, мы играли сами. Это происходит, если войти в правильный настрой, в «состояние потока».
Очень помогает то, что здесь все музыканты молодые, из разных городов и открыты к общению, обмену любой информацией. Каждый музыкант тебя чему-то да учит.
Самое важное позволять себе ошибаться, поскольку в этом кроется рост, и здесь была такая возможность. В процессе общения с моими коллегами гобоистами, у нас возникло много интересных тем для общения на перспективу. Мы обменивались исполнительским опытом, работали над дыханием и постановкой. Я, например, пыталась с ребятами поделать трости, насущная тема для всех гобоистов. Конечно, что огорчало, было очень мало свободного времени, так бы мы какой-нибудь тростевой мастер-класс устроили, почему бы и нет?
У меня были свои личные цели на этот фестиваль, выйти на 1ю солирующую партию и попробовать себя в серьезных произведениях. Поскольку на работе в основном я работаю на 2-й партии, и на ней играть, в чем-то легче, поскольку ты все время подстраиваешься под первый. А чтобы быть первым, надо солировать, ярче показывать себя, раскрывать звук и в целом вести за собой. И здесь, на сессии есть большая возможность проверить себя, и свои умения на прочность.
Когда работаешь долгое время в оркестре, немножко теряешь вот это первое острое желание заниматься музыкой, радуясь ему, как ребёнок. Я уже взрослый музыкант (Наде еще нет 30-ти! – Е. И.). Но я приехала за вдохновением! Думаю, что, как и многие. За то время, что я здесь нахожусь, у меня вновь появилось желание и понимание как нужно заниматься, куда двигаться. Я в большом восторге от всего, что здесь происходило и горю желанием попасть сюда ещё раз на следующий год.
Музыкальный обозреватель фестиваля Елена Истратова, музыковед, журналист
Интервью студентов Уфимского института искусств – участников МСО Поволжья и фестиваля оркестровых музыкантов «Классика OPEN FEST»
Роман Исхаков, 5 курс, скрипка:
Про молодежный симфонический оркестр Поволжья я узнал от друзей, они были там в прошлом году. И тогда я очень пожалел, что не поехал и поэтому дал себе слово поехать в следующий раз.
В этом году был юбилейный сезон и в честь этого был дополнительно создан фестивальный состав. Многие, и я в том числе, играли в обоих составах. На фестивале оркестровых музыкантов «Классика OPEN FEST» мы играли «Петрушку» И. Стравинского, Вальс М. Равеля и «Кавалер роз» Штрауса.
Основным составом дирижировали стажёры, и мы играли около 10 небольших произведений. Концерты прошли прекрасно, море эмоций. Отдельная радость — это камерные концерты. Поиграть на них может кто угодно, главное заявку заранее подать. Обязательно поеду туда на следующий год. Очень рекомендую другим студентам туда ехать.
Камилла Пулатова, 1 курс, скрипка:
Я получила колоссальное удовольствие, несмотря на бешеный режим. Мы просыпались, завтракали и в десять часов уже ехали в другой город, обедали, репетировали, потом был небольшой отдых и вечерний концерт. Домой приезжали очень поздно, ложились спать и следующий день был точно такой же. Но я уже скучаю и хотела бы снова вкусить эту творческую атмосферу, встретиться с этими людьми, с которыми познакомилась в этом году. Об этом оркестре я узнала года 2 назад, благодаря своим знакомым, которые участвовали в прошлых сессиях. Как раз с того момента и загорелась желанием поучаствовать в МСО Поволжья. Ехала я туда с мыслью о том, что новый опыт и знакомство с людьми из общей сферы деятельности круто прокачает меня не только с профессиональной стороны, но и личностной.
Репетиции проходили занимательно, я вообще не замечала того, как идёт время. Так же в вечернее время, после репетиций бывали мастер-классы, мне тоже посчастливилось поучаствовать, чему я очень рада.
Каждый день был мега эмоциональным, потому что проводились камерные концерты, где играли участники оркестра, были концерты фестивального состава оркестра, а ещё приезжал дирижёр Шотландского камерного оркестра Максим Емельянычев (гений, я просто не знаю, как ещё сказать…)
Когда мы ехали в Димитровград, один из двух автобусов на полпути сломался, и вместо 1-2 часов пути, музыканты провели «в дороге» целых 5, а всё почему? Как только автобус заглох, ему на подмогу приехал человек из Тольятти, привёз необходимые детали, ну, по крайней мере, он так думал… Взял он совсем не то, что нужно было, поэтому ему пришлось возвращаться в Тольятти и ехать ещё раз «на подмогу», тем временем ребята шли в футболках МСО по трассе несколько километров в ближайший магазин. Это была наша первая концертная поездка, поэтому волновались все, я была в другом автобусе, мы сидели и ждали их на репетицию, а потом в быстром темпе у нас прошёл «саундчек», было волнительно, но концерт прошёл успешно.
А на гала-концерте у концертмейстера вторых скрипок во время темы улетел смычок, оркестранты, которые лицезрели всё это еле сдерживали смех, да и зрители, судя по всему, тоже.
Вообще, у нас постоянно происходили какие-то странные поломки во время концертов. В Самаре у скрипача упала подставка, когда он снимал сурдинку, в тот момент мы играли Фавна, оркестр подумал, что у кого-то лопнула струна, так как подставка с таким резким грохотом свалилась. У моей сопультницы полетел строй во время концерта. Ей пришлось уйти за кулисы, чтобы настроиться, этот номер она играть не вышла. Во время гала-концерта в Тольятти, когда мы играли Вагнера, у мальчика сломался английский рожок, тогда вообще произошёл прямо геройский поступок, девочка, которая сидела рядом быстро подхватила его тему на гобое и продолжила играть с листа.
Нас поселили в отель, находился он в Центральном районе. Я жила с девочками, с которыми знакома ещё с ССМК. Комната была уютной, нам выделили номер комфорт+. Питались мы три раза в день, на завтрак был шведский стол. Репетировали так же в отеле, мы заняли огромный зал. По вечерам на веранде собиралась компания, играли в разные игры: мафию, крокодила или шляпу, было весело!
Никита Руденко, 4 курс, контрабас:
В МСО Поволжья езжу уже третий раз. Впервые узнал от коллеги по ремеслу — позвонил, предложил поехать, так как там не хватало контрабасистов. В этот раз решил поехать, чтобы встретиться со старыми знакомыми, и «расширить» свою оркестровую практику.
Этот год был юбилейным, поэтому помимо основного состава, добавился Фестивальный, в котором принимали участие прошлые участники сессий МСО.
В основном составе исполняли концерт В. Моцарта для валторны с оркестром №4, В. Моцарт Увертюра из оперы «Волшебная флейта», М. Равель «Павана на смерть Инфанты», К. Дебюсси «Маленькая сюита», Э. Григ Сюита «Из времен Хольберга», Г.Малер «Адажиэтто» из Симфонии №5, К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна», Р.Вагнер вступление к опере «Тристан и Изольда», Н. Римский-Корсаков «Шехеразада» II ч., А. Лядов «Кикимора», З.Кодаи «Танцы из Галанты» и на бис Д. Шостакович «Танец Ломового» из балета «Болт».
Репетировали в полную силу, по 8 часов в день — 4 часа до обеда и , соответственно, 4 после. Но усталости от репетиций не ощущалось, т.к. они проходили в дружественной атмосфере, нередко шутили, а главный дирижёр Левин А.А. часто рассказывал забавные истории из мира музыки и не только. В Фестивальном составе, помимо главного, дирижировали также Валентин Урюпин и Тимур Зангиев. В основном составе было много дирижёров-стажёров — Дана Муриева, Хетаг Тедеев, Павел Романенко, Федор Безносиков, Антон Павловский и Александр Маринеску.
Из выступлений самыми запоминающимися были, естественно, первый и последний — концерт Фестивального состава в ДК Тольятти и Основного в Филармонии. Всего у основного состава было три концерта — Димитровград, Самара, Тольятти. Так же было много камерных концертов, в которых принимали участие ребята из оркестра, сольно в ансамблях и камерных составах.
На следующий год обязательно подам заявку.
Рекомендовать буду несомненно!
Вероника Инкина, студентка Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина.
Максим Емельянычев о Молодежном симфоническом оркестре Поволжья
«МСО Поволжья для меня…»
Максим Емельянычев: Конечно, за нашу жизнь мы испытываем влияние многих людей. Например, Теодор Курентзис повлиял на меня очень сильно в музыкальном смысле. Он показал мне, насколько исполнитель, интерпретатор может глубоко погружаться в детали, работая над произведением. Да, этим априори занимаются скрипачи, пианисты, когда долго готовят свои программы. Но это не часто происходит в оркестровом музицировании, когда система вынуждает планировать один или два концерта в неделю. Это накладывает отпечаток на качество. Когда у тебя есть возможность репетировать две–три недели одну программу, глубоко погружаться в музыку – это позволяет выходить на другой уровень. И, конечно же, в этом смысле нет аналогов musicAeterna.
Но до этого на меня повлияли и многие другие дирижеры, с которыми я общался. Это и мои нижегородские учителя М.А. Саморукова, А.М. Скульский, а в Москве – Геннадий Николаевич Рождественский. Но и не только дирижёры. Мне повезло учиться в Московской консерватории, где ты можешь прийти в класс практически любого педагога, попроситься присутствовать на уроке и, порой, это может поменять твоё сознание полностью. В этом плане консерватория может дать бесконечное количество возможностей. Как мне дало общение с Алексеем Любимовым на факультете исторического инструментального исполнительства.
Есть те, с кем я в жизни ни разу не виделся, но они оказали на меня огромное влияние – Тревор Пиннок и Роджер Норрингтон.
Но Молодежный симфонический оркестр Поволжья меня взрастил… Я помню, когда я еще учился в Нижегородском музыкальном колледже, в приёмную позвонила Лидия Валентиновна Семенова и сказала, что знает обо мне (я действительно дирижировал с 12 лет) и хочет меня пригласить на сессию МСО Поволжья. И здесь я встретился с Владимиром Борисовичем Неймером и Анатолием Абрамовичем Левиным.
Есть очень много разных молодёжных оркестров, в разных странах и в России. Но у Молодёжного оркестра Поволжья есть одна важная отличительная черта – помимо главного дирижера, с ним работает группа молодых дирижёров-стажеров! И то, что им так смело доверяют активно участвовать в творческом процессе, мне кажется, и составляет уникальность этого проекта. Это большая честь выступать с этим оркестром, общаться на одном профессиональном языке, на молодёжном языке, одновременно учась у великих мастеров дирижеров и приглашенных солистов.
Об атмосфере, общении…
М. Е.: То, что происходит здесь, в Тольятти – это специальная, особенная атмосфера. Ты варишься в ней в течении сессии, две-три недели, 24 часа в сутки. Мне кажется, это большая заслуга Лидии Валентиновны Семёновой. Она всё организует настолько удобно, что ты не думаешь ни о чём, кроме музыки, ты погружаешься в музыку и в общение с коллегами целиком и полностью. У нас есть место, где можно репетировать днём и ночью. Я просто восторгаюсь её организаторскими и идейными способностями.
Те музыканты, которые со мной играли тогда, мои ровесники, стали моими друзьями, коллегами, с которыми я очень много переиграл музыки. Конечно же, когда ты впервые приезжаешь в новый оркестр, для тебя всё новое, но и сегодня, спустя 20 лет, атмосфера та же!
Простор для творчества
М. Е.: Здесь каждый может предложить и сделать что-то своё, спонтанное, креативное. Любое начинание, от кого бы оно не исходило, сразу поддерживается и даётся карт-бланш. Конечно, если ты берёшься за это, ты должен быть полностью уверен и ответственен за то, что ты делаешь. Ты рискуешь, а риск в искусстве – это очень хорошая вещь. Он заставляет людей делать то, что они, может быть, даже сами не предполагали, что могут сделать. А это – движение вперед.
И мы все едем сюда не только сыграть концерты и повидать друг друга, но именно за этой атмосферой, этой прекрасной импровизационностью фестиваля, когда иногда ты даже не знаешь, что будет сегодняшним вечером, какая творческая идея тебя осенит. Так и в этот раз получилось. Мне вдруг захотелось сделать барочную интермедию в антракте между отделениями. Я пошёл к Лидии Валентиновне, предложил и мне перед концертом напечатали ноты, ребята тут же включились и мы сыграли в фойе прелестную барочную музыку. Публика была в восторге!
Камерные концерты
М. Е.: Помимо оркестровых концертов происходит очень много камерных. Когда я приехал первый раз, мы сыграли чуть ли не 11 камерных программ, с разным репертуаром, разными камерными составами. Дирижёры могут собрать свои ансамбли. У меня первый опыт камерной музыки произошёл именно в Тольятти.
Оркестры в разных городах, странах
М. Е. : Порой, даже внутри одной страны очень разные оркестры. На примере Англии я могу сказать, что есть оркестры в Лондоне, у которых система работы устроена так, что они вынуждены играть концерт с одной-двух репетиций. Естественно, они приходят уже с выученными партиями, их уровень оркестрового музицирования очень высокий. А вот в шотландском камерном, где я работаю, мы очень привилегированные, потому что у нас есть полноценная рабочая неделя на одну программу. Есть разные тенденции, что-то лучше в одном, что-то – в другом, где-то у музыкантов в игре слышно больше свободы, где-то – больше следования правилам.
Сегодня не могу сказать, что российские оркестры как-то отличаются от европейских. Россия за последние годы очень сильно европеизировалась в плане оркестровой игры. Сейчас у нас оркестры играют все лучше и лучше. Мне радостно за свою страну.
На юбилейных концертах
М. Е.: Мы все старались, чтобы публика получила удовольствие от музыки, чтобы ей было интересно следовать линии Гайдна, стремились передать шутливость, заложенную в музыке и то счастливое состояние, которое есть в этой симфонии. Благодаря гению Гайдна, тому, как он работает с музыкальной формой, нюансами, инструментовкой – возникает возможность импровизации. Например, на концерте какие-то вещи пошли по-другому, чем мы репетировали, но в этом-то и прелесть исполнительства life. Это совсем иначе происходит, чем когда играешь на запись, где ты всё точно выверяешь и взвешиваешь в граммах, потому что должен быть зафиксирован тот результат, который ты считаешь своим эталоном на момент записи. Хотя через месяц – ты уже другой человек и все может звучать иначе.
В живом концерте мне нравится рисковать, удивлять. Мне кажется, музыка не должна быть музеем, она должна быть живым искусством, которое происходит сегодня. Мы живём в современном мире. И, с одной стороны, мы изучаем то, как это было, как звучало когда-то. Сейчас у нас есть возможность изучить много информации, музыковеды всё лучше и глубже изучают то, что есть в библиотеках. И это всё помогает, с одной стороны, сделать исполнение максимально исторически корректным, но, с другой стороны, ты живёшь в современном мире и контрасты piano и forte, которые делает Гайдн и в этой симфонии, и в других Лондонских симфониях, тогда были ошеломляющими, а для современного слушателя, чтобы вызвать удивление, эффект внезапности, юмора, нужно увеличить на 300 %.
Публика
М. Е.: В России публика более молодая, у нее больше энтузиазма. В Европе – более возрастная. Там молодёжь тоже есть, но все-таки в залах больше старшего поколения. Оно больше интересуется классикой, так как в этом есть еще и статусный момент. Престижно прийти в концертный зал, пообщаться со своими друзьями. Не дома за ужином, а в концертном зале в антракте.
У нас, мне кажется, молодёжью, приходящей в концертный зал, движет интерес. И сейчас я знаю, очень много в Московской филармонии работают над привлечением молодёжи в концертные залы. Чего стоит только один из последних проектов – «Мама, я – меломан!». Дирижёры много работают над этим. Как Юровский рассказывает перед концертом! Наверное, в более понятной форме, чем это делал Геннадий Рождественский, но очень здорово!
«Я желаю…»
М. Е.: Я хочу пожелать МСО Поволжья – вперёд к новым берегам, но с сохранением всех лучших традиций. А больше всего мне хочется ……вновь вернуться сюда.
Музыкальный обозреватель фестиваля Елена Истратова, музыковед, журналист
Валентин Урюпин о Молодежном симфоническом оркестре Поволжья
«МСО Поволжья для меня…»
Валентин Урюпин: Место этого проекта в моей судьбе очень важное. В 2005 году, 17 лет назад здесь состоялся мой дирижёрский дебют. Анатолий Абрамович Левин оказал мне доверие, пригласив сюда, когда я был на первом курсе консерватории. Тогда же произошло знакомство с Владимиром Борисовичем Неймером, который стал моим первым учителем дирижирования.
Уникальность этого оркестра в огромном внимании к воспитанию не только артистов оркестра, но и молодых дирижёров. Достаточно назвать фамилии Емельянычева, Шохакимова, Зангиева, которые сегодня делают большую карьеру. Они все прошли через МСО Поволжья. И Анатолий Абрамович, и Неймер щедро отдавали нам своё внимание и предоставляли возможности для работы. Для молодого дирижёра это совершенно бесценные условия.
И вот сейчас я приехал сюда и вижу – семь молодых дирижёров-стажеров!
В таком хрупком виде творчества (действительно хрупком!), как классическая музыка, всё время нужна вдохновляющая энергия молодёжных оркестров, чтобы наше содружество мировых музыкантов всё время пополнялось людьми, которые действительно любят музыку и вдохновенно ей занимаются. Для это нужны молодёжные оркестры. Есть, конечно, Gustav Mahler Jugendorchester, есть оркестр Вербье, есть Всероссийский юношеский оркестр Юрия Абрамовича Башмета, где, кстати, я был первым ассистентом 10 лет назад, когда он только появился. Есть Российский молодёжный национальный симфонический оркестр, с которым я очень много работаю. Кстати, многие ребята из этого оркестра тоже были здесь на сессиях. И вообще, надо сказать, куда бы не пришёл, в любой оркестр нашей страны (а я работаю со всеми большими оркестрами) и даже зарубежные оркестры, с большой долей вероятности там можно встретить музыкантов, которые прошли через Молодёжный оркестр Поволжья. Многие прекрасные музыканты, которых сегодня знают, которые сейчас играют с лучшими оркестрами, начинали здесь.
Об атмосфере, общении…
В. У.: Такая интенсивность жизни на сессиях была всегда. Когда много в одном месте молодых музыкантов, собирается такая огромная энергия, что никто никогда не считает часов, всем интересно репетировать. Сил хватает на бесконечное музицирование.
Поскольку условия всегда были очень-очень хорошие и в нашем распоряжении всегда было помещение, где все компактно жили, и находились залы для репетиций, то часто бывало так: в час ночи мы с Максом Емельянычевым, например, могли пойти в зал и просто поиграть для удовольствия Брамса. И кто-то приходил нас слушать, и возникали импровизированные концерты. Сну уделялось, ну, два часа. И при этом хватало времени и на развлечения, и на общение, и проделки всякие.
И сейчас также. Везде, где есть молодость, там всегда будет энергия. Но самое главное, что и Анатолий Абрамович, и Лидия Валентиновна, поразительно умело направляют эту энергию, никак её не сдерживая, не пытаясь слишком регламентировать, направляют очень правильно, что и создает эту незабываемую атмосферу.
В свой первый приезд я познакомился со многими людьми, коллегами, с которыми до сих пор дружу и творчески, и человечески.
Камерные концерты
В. У.: Приехав первый раз, я прямо в день приезда играл сольный концерт. Мне было 19 лет, я был студентом. И когда меня пришёл слушать весь оркестр, огромное количество ребят, которых я не знал, – это было очень волнительно. А на следующий день был камерный концерт, где играли артисты оркестра, и я там услышал, например, впервые Лену Корженевич, которая сейчас очень известная скрипачка, и многих других. Камерная музыка – сильнейшая сторона проекта.
Можно ли перенять организационный опыт основателей МСО?
В. У.: Я должен сказать, что когда я стал руководить большими российскими оркестрами, в Ростове-на-Дону, в Новой опере, какой-то опыт, вроде организации камерных концертов, я использовал. Например, в Ростове мы делали так: после симфонического концерта, кто хочет из публики, оставались, собирались в фойе, и музыканты, отыграв серьёзную программу, с известным солистом, как правило при переполненном фойе, ещё играли полчаса или больше камерную музыку. И было ощущение музицирования для себя, в удовольствие! Это стало традицией.
И, кстати, на моём первом серьёзном месте работы, 11 лет назад, в Театре оперы и балета в Перми, где я 8 лет работал ассистентом Теодора Курентзиса, было что-то подобное по атмосфере. Я помню, что я туда приехал на мой первый сезон сразу после сессии в Тольятти, и мы тут же тоже стали делать что-то похожее с камерным музицированием. И у меня было ощущение дежавю, что я из одного Поволжья переехал в другое (смеется).
Все это – отголоски опыта, полученного в любимом МСО Поволжья.
«Я желаю…»
В. У.: Все эти дни юбилейной сессии, мы с ребятами говорим об одном –хотим, чтобы много-много-много юбилеев было ещё впереди, чтоб эти 20 лет были бы не окончанием, не подведением итогов, а началом новой истории. Очень хочется на это надеяться.
Музыкальный обозреватель фестиваля Елена Истратова, музыковед, журналист
А вы МСО создать могли бы?
Рассказ о юбилее Молодежного симфонического оркестра Поволжья и приглашение к размышлению
Е. И. Лидия Валентиновна, какие цели вас вдохновляли на создание МСО Поволжья?
Л. С.: При создании МСО Поволжья мы исходили из наблюдения и понимания, что в России существуют определенные недостатки в подготовке оркестровых музыкантов: незнание репертуара, слабые оркестровые навыки, неумение быстро реагировать на дирижерские указания, недостаточная теоретическая и практическая подготовка и т.д. Мы считаем, что в дополнение к усилиям учебных заведений искусств исправить ситуацию можно, создавая молодежные и юношеские оркестры — постоянные, сессионные. И их число в последние годы в регионах увеличивается.
Е. И.: Что вы считаете главными результатами двадцатилетнего существования МСО Поволжья?
Л. С.: Во-первых, мы гордимся тем, что из более тысячи участников сессий, сотни уже работают в ведущих оркестрах страны – НФОР, ГАСО, ЗКР СПб, НСО республик Поволжья (Казань, Уфа), региональных филармоний России — Тольяттинской филармонии, Самарской, Ульяновской, Саратовской и других, в симфонических оркестрах музыкальных театров: Большом, Мариинском, САТОБ и мн. др. Это –высококлассные, профессионально оснащенные музыканты. Кстати, этому способствует и огромное внимание, которое у нас уделяется помимо оркестрового, камерному музицированию.
Е. И.: Да, я могу засвидетельствовать высочайший уровень камерного исполнительства! Я давно уже не видела такой концентрации в одном месте талантливых, ярких молодых исполнителей. Разнообразный, не банальный репертуар камерных программ и неподдельное вдохновение музыкантов! Многие из солистов (а в камерной музыке – солист каждый!) меня просто покорили –Елена Корженевич, Айсылу Сайфуллина, Артем Ванян, Федор Безносиков, Павел Романенко, Антон Павловский, Александр Маломожнов, Анна Комарова, Герман Бюллер и очень многие другие. Причем, среди них и уже «ветераны» оркестра, и новички.
Л. С.: Самое главное, что ребята рвутся участвовать в камерных концертах, их не остановить! В этот раз в камерных ансамблях выступили больше 80 человек. Наш главный дирижер Анатолий Абрамович Левин считает, что дирижер должен быть сам хорошим исполнителем, тогда он лучше понимает оркестрантов и вызывает большее доверие с их стороны.
Е. И.: Кстати, о дирижерах! Это же главная отличительная особенность вашего проекта!
Л. С.: Да, это правда. Помимо подготовки оркестрантов, МСО Поволжья стал площадкой для роста молодых дирижеров. Причем, идею-то можно придумать, но важен результат. А он у нас есть, и мы им очень гордимся. Несколько молодых российских дирижеров европейского уровня, имена которых сегодня известны всему профессиональному сообществу и любителям музыки в нашей стране, являлись постоянными участниками сессий МСО Поволжья. Не только мы, но и они сами считают, что МСО сыграл очень важную роль в их карьере. Это: Азиз Шохакимов (обладатель второй премии Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера, является руководителем Страсбургского филармонического оркестра), который приехал к нам совсем юным, невероятно талантливым дирижером вместе со своим педагогом Владимиром Борисовичем Неймером из Узбекистана. В свое время я пригласила 14-летнего дирижера Максима Емельянычева, который получил здесь огромный опыт. Сегодня он – лауреат конкурса пианистов-дирижеров имени Ганса фон Бюлова в Майнингене (Германия), главный дирижер Шотландского камерного оркестра. Тимуру Зангиеву было всего 12 лет, когда они впервые приехал на сессию МСО, а сейчас он дирижирует в Мариинском театре, Большом театре России, является дирижером Московского академического музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, много работает за рубежом, в частности в театре Ла Скала. Здесь впервые встал за дирижерский пульт блестящий дирижер Валентин Урюпин, ставший лауреатом не только малеровского конкурса, но и самого престижного Конкурса дирижеров имени сэра Георга Шолти, работающий сегодня со всеми лучшими оркестрами страны и за рубежом.
Е. И.: Лидия Валентиновна, скажите несколько слов о вашей команде, тех, кто все 20 лет рядом с вами и способствует огромному успеху этого проекта.
Л. С.: Все эти годы оркестром руководит профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный артист РФ Анатолий Левин. У нас был еще один друг, коллега, единомышленник – Владимир Борисович Неймер, профессор Государственной консерватории Узбекистана, дирижер Национального симфонического, молодежного и юношеского оркестров Узбекистана. Его не стало в конце 2021 года. Во время этой сессии мы подготовили концерт, посвященный памяти Неймера. И меня очень тронуло, с каким глубоким чувством благодарной памяти о любимом Маэстро играли ребята.
Е. И.: Это был пронзительный вечер. Ни секунды фальши и формальности, феноменальная точность подбора произведений, разнообразие которых объединялось так или иначе прорывавшимися интонациями лакримозности. Квинтет для кларнета и струнных И. Брамса потрясающе исполнили Валентин Урюпин (кларнет, Москва), Федор Безносиков (скрипка, Москва), Айсылу Сайфуллина (скрипка, Уфа-Санкт-Петербург), Павел Романенко (альт, Казахстан-Москва), Антон Павловский (виолончель, Уфа-Москва). Валентина и Айсылу можно назвать воспитанниками Неймера, они многие годы общались с ним во время сессий в Тольятти и гастрольных поездках оркестра. Кстати, символично то, что четыре исполнителя Квартета являются еще и дирижерами. Прием сопровождения номеров проекцией на экран фотографий Неймера, в том числе с участниками МСО, сообщал особую семейную трогательность происходящему. Совершенно потрясающей находкой стало исполнение произведения друга Владимира Борисовича, композитора Д. Янов-Яновского «Слушай, мой друг, тишину», когда за дирижерским пультом стоял внук Неймера Антон Яковлев, а на экране шла видеозапись, где этим же сочинением дирижирует его дед.
Л. С.: Анатолий Абрамович перед исполнением Танго из к/ф «Запах женщины» К. Гарделя рассказал забавную историю о том, как это танго стало любимым в репертуаре Молодежного симфонического оркестра Поволжья, и очень точно передал атмосферу этого концерта: «Все, что сегодня звучало в программе абсолютно созвучно душе Владимира Борисовича, любимо им и от этого весь вечер казалось, что он был с нами».
Е. И.: Лидия Валентиновна, каждый год вы определяете для себя какие-то новые горизонты, придумываете что-то необычное, повышаете интенсивность работы.
Л. С.: Стараемся. В этом году из 250 заявок мы одобрили 150 География огромна – Москва, Санкт-Петербурга, Казань, Уфа, Самара, Ульяновска, Саратова, Рязань, Калининград, Петрозаводск, Екатеринбург, Тверь, Нижний Новгород, Тюмень, Оренбург, Донецк, Волгоград и т.д. В связи с юбилейной датой мы сформировали два оркестровых состава: фестивальный, куда приехали поиграть наши «старички» и основной, преимущественно с новыми участниками. В Гала-концерте, посвященном юбилею, дирижировали самые именитые – Валентин Урюпин, Тимур Зангиев. Отдельную программу с камерным составом подготовил Максим Емельянычев. А с основным составом у нас в этом году работало сразу 7 (!) дирижеров-стажеров. Двое из них – представители уникальной школы симфонического дирижирования учителя Тимура Зангиева Тамерлана Хосроева из Владикавказа. Дане Муриевой 22 года, она еще учится на факультете симфонического дирижирования в Московской консерватории у А. А Левина, но уже выступала с оркестром Мариинского театра и многими другими коллективами. Хетагу Тедееву всего 26 лет, он выпускник Санкт- Петербургской консерватории (класс профессора Ю. Н. Симонова), лауреат Всероссийского конкурса дирижеров. Весной этого года стал новым дирижером театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Александр Маринеску (Кишинев-Санкт- Петербург) – выпускник Московской консерватории по классу флейты, солист–регулятор оркестра Мариинского театра. Антон Павловский (Уфа – Москва) – выпускник Московской консерватории по классу виолончели, долгие годы работающий концертмейстером группы виолончелей в Госоркестре им. Е. Ф. Светланова. Не первый раз участвует в сессии МСО Поволжья выпускник Московской консерватории по классу симфонического дирижирования Антон Лемехов. Еще один выпускник Московской консерватории, Павел Романенко, имеет большой опыт оркестровой работы в качестве концертмейстера группы альтов в ГАСО под руководством Павла Когана и оркестре Московского театра «Новая Опера». В 2021 году музыкант создал и возглавил Московский оркестр «Новая камерата». Федор Безносиков – выпускник, а ныне преподаватель по классу скрипки Московской консерватории, учится на факультете оперно-симфонического дирижирования в классе Ф. П. Коробова и работает ассистентом дирижера в театре им. Станиславского и Немировича – Данченко. Ну, и, конечно, во всех концертах дирижировал Анатолий Абрамович Левин.
Е. И.: Не могу не сказать о своих впечатлениях от работы с оркестром самого Анатолия Абрамовича. Отмечу два произведения, которыми дирижировал Левин. Они стали для меня воплощением двух идей, лежащих, как мне кажется, в основе его взаимоотношений с ребятами – он умеет понимать молодежь и мягко, уважительно осуществлять духовное наставничество. Когда Анатолий Абрамович дирижировал «Петрушкой» Стравинского он словно высвобождал молодую энергию музыкантов. Они с таким азартом, озорством в ритмах, штрихах, акцентах, играли «Русский танец», тему «Вдоль по Питерской», с таким удовольствием, прорывавшимся в улыбках, жестах, что музыка начинала звучать абсолютно современно, немного даже с роково-рэперской подачей. В нее врывалась через них энергия города XXI века. Молодые исполнители, словно «присваивали» себе музыку, получив доверительное «добро» от дирижера на свободу чувств и искреннего самовыражения в ней. И совершенно иная грань – знаменитое Адажиетто из Симфонии №5 Малера. Левин дирижировал почти не дирижируя, как актер, который без слов, только глазами, внутренним действием может передать весь спектр переживаемых чувств, загипнотизировать и повести музыкантов за собой в сопереживание. Музыка звучала очень исповедально. Он словно с огромной любовью говорил этим девочкам и мальчикам о чем-то очень-очень важном, сокровенном, высоком и они понимали его с полу-взгляда, полу-жеста, благодарно ловя каждый посыл дирижера и возвращая музыкой, рождающейся от этого удивительного чувства единения и взаимопонимания.
Л. С.: Да, вы правы. Ребята безмерно уважают, любят Анатолия Абрамовича. Многие считают его своим Учителем и после встречи с ним в МСО Поволжья часто становятся его студентами в консерватории.
Е. И.: Лидия Валентиновна, прочитала в вашем буклете: «Ведь это совсем непросто объяснять чиновникам для чего и зачем это нужно. Браво, Лидия Валентиновна! Но вам оказалось мало «тянуть» грандиозный проект МСО Поволжья, вы ношу свою увеличили в три (!!!) раза!
Л. С.: Действительно, при поддержке Фонда президентских грантов (проект «Летняя молодежная оркестровая академия на Волге») и Президентского фонда культурных инициатив (проект «Фестиваль оркестровых музыкантов «Классика OPEN FEST») мы создали этим летом в Тольятти помимо МСО, еще два сессионных оркестра – Джазовый и Русский молодежные оркестры. Сессия Русского молодежного оркестра Поволжья прошла с 22 июля по 7 августа, Джазового молодежного оркестра Поволжья с 12 по 27 августа. Они приурочены к двум крупным событиям 2022 года – проведение в Российской Федерации Года народного искусства и культурного наследия народов России и 100-летие российского джаза. Русским молодежным оркестром руководили Заслуженный артист Самарской области Василий Кормишин и Заслуженный артист Республики Карелия Михаил Тоцкий. Молодежным джазовым оркестром – лауреат международных конкурсов и джазовых фестивалей, руководитель детского биг-бенда джазовой школы им. К.Назаретова и музыкальный руководитель муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова в Ростове-на-Дону Андрей Мачнев.
Е. И.: Ваши оркестры – это такой колоссальный ресурс для развития музыкальной жизни не только в Тольятти, но и в регионе!
Л. С.: Конечно! Каждое лето МСО дает очень много концертов, а в связи с появлением в этот раз еще двух оркестров – это просто невероятное музыкальное пиршество. Симфонический дал десять концертов в Тольятти, Самаре, Димитровграде, среди которых традиционный концерт симфонического оркестра Тольяттинской филармонии с дирижерами- стажерами. Оркестры-дебютанты были тоже очень результативны. Молодежный русский оркестр Поволжья сыграл шесть концертов в Тольятти, Жигулевске, Самаре, Ульяновске. Кстати, с русским оркестром мы тоже сделали эксперимент, создав сводный состав с филармоническим оркестром русских народных инструментов. Джазовый дал четыре концерта в Тольятти, Самаре, Альметьевске.
Е. И.: Кстати, я поизучала географию участников оркестров. Почему в них практически не представлены ребята из Сибири и Дальнего Востока?
Л. В. С.: Честно говоря, здесь есть финансовая причина. Мы ведь оплачиваем проезд ребятам, а в этом году очень сильно подскочили цены на билеты и сибирский регион было нам не потянуть.
Е.И.: Ну, что же, это лишний раз доказывает мою мысль, что, учитывая огромность нашей страны, таких проектов должно быть больше и почему бы не изучить опыт МСО Поволжья и не применить его, допустим, в Сибири? Хочу задать вопрос коллегам: видите ли вы проблемы в подготовке молодых оркестровых исполнителей и дирижеров и обеспеченности ими оркестров зауральского региона нашей страны? Буду рада, если примите участие в разговоре. Очевидно, что пришло время смены поколений! Нужно думать, как качественно передавать Эстафету!
Музыкальный обозреватель фестиваля Елена Истратова, музыковед, журналист
________________________________________________________________________________________________
Организаторы фестиваля 2022:
— Ассоциация «Молодежный симфонический оркестр Поволжья»
— Тольяттинская государственная филармония
— Министерство культуры Самарской области
— Администрация городского округа Тольятти
при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Фонда президентских грантов
|
Генеральный партнер – ПАО «Тольяттиазот» |
Генеральный информационный партнер – ООО «ЛАДА-МЕДИА» |
|
Партнер фестиваля — ООО «Лада Фуд Технолоджи» |