Опера «Моцарт и Сальери»

Концертный вариант одноактной оперы «Моцарт и Сальери» готовит Молодежный симфонический оркестр, дирижеры заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Тимур Зангиев, заслуженный артист России Анатолий Левин. Солисты: Анатолий Невдах – солист Самарского академического театра оперы и балета, Павел Кудинов (Россия-Австрия) – приглашенный солист европейских театров.
Почему эта опера
Исполнение этой оперы приурочено к юбилеям ее создателей: в 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения Александра Пушкина – автора цикла коротких пьес для чтения «Маленькие трагедии», и 175 лет со дня рождения композитора Николая Римского-Корсакова. За основу либретто Римский-Корсаков взял одну пьесу из «Маленьких трагедий» – «Моцарт и Сальери».
О чем история
Сегодня приходится специально подчеркивать, что Сальери не травил Моцарта. Сальери был старше Моцарта всего на 6 лет, они жили в одно время – последняя половина 18 века, в одном месте – в Вене, оба участвовали в музыкальных поединках, в том числе друг с другом. Но в отличие от Моцарта, который оставил службу, жил только частными заказами и знавал нужду, Сальери от должности не отказывался и имел более стабильный доход. Сальери сохранял благосклонность публики, Моцарт же переживал и провалы. Испытывали ли они зависть к судьбе друг друга, неизвестно. Зато известно, что оба интенсивно работали – сочиняли, выступали, давали уроки.
Миф о том, что Моцарта отравил Сальери, пришел в Россию из Европы. Его снова начали вспоминать после смерти Сальери в 1825 году (Моцарт скончался в 1791-м). Снова было опровержение этих домыслов, но легенда уже жила своей жизнью. Внимание Пушкина к этой истории, возможно, привлекло и то, что в 20-х годах 19 века в России царил культ Моцарта. Некоторые музыкальные критики противопоставляли гений Моцарта «на все времена» талантам других композиторов, каковых современники причисляли всего лишь к «гениям своего времени». Логично предположить, что подобные сопоставления могут вызывать в людях зависть. Когда в 1826 году Пушкин обдумывал сюжеты для будущих «Маленьких трагедий», тема «конфликта» Моцарта и Сальери была на слуху. И он использовал ее, так как в «Маленьких трагедиях» хотел исследовать человеческие страсти, сводя в конфликте два контрастных характера известных исторических персонажей.
Исполнители
Николай Римский-Корсаков обратился к этой пьесе из «Маленьких трагедий» в 1897 году. Первый показ оперы состоялся у композитора дома: такие «предпоказы» для своего круга друзей и почитателей тогда были распространены. К тому же камерный формат произведения подходил для домашнего концерта. Второй показ был устроен в подмосковном имении оперной певицы Татьяны Любатович. Все произведение целиком исполнял Федор Шаляпин, за роялем ему аккомпанировал Сергей Рахманинов. Присутствующим все очень понравилось.
Публичная премьера состоялась в 1898 году. Партию Сальери исполнял Федор Шаляпин, эта роль стала одной из его любимых.
Многие музыкальные критики и слушатели сходятся во мнении, что главным действующим лицом оперы является не Моцарт, а Сальери – именно этот образ психологически четко выверен музыкальной палитрой композитора. Музыкальный критик Абрам Гозенпуд говорил: «Сальери Пушкина и Римского-Корсакова – не мелкий преступник, он жрец узкой идеи. Для неё и во имя её он идет на убийство, но с такой же убежденностью пойдет и на самоубийство».
В разное время партию Моцарта исполняли Сергей Лемешев, Иван Козловский, Сальери помимо Шаляпина пели Марк Рейзен, Борис Гмыря. В представлении МСО Поволжья роль Моцарта у Анатолия Невдаха – солиста Самарского академического театра оперы и балета, а Сальери – у Павла Кудинова – приглашенного солиста европейских театров. Обе певца – выпускники Тольяттинского музыкального училища (ныне – Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина).
***
Концертное исполнение оперы «Моцарт и Сальери» состоится в рамках сессии Молодежного симфонического оркестра Поволжья и фестиваля искусств «Классика Open Fest», поддержанного Фондом Президентских грантов на развитие гражданского общества.
Опера «Моцарт и Сальери» прозвучит:
16 августа, 20.00, Тольяттинская филармония, ул. Победы, 42. Вход свободный. Требуется регистрация на сайте
17 августа, 15.30, Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в Винновке. Вход свободный, но количество мест ограничено. Так как концерт будет проходить в естественных условиях, зрителям имеет смысл взять с собой коврик или плед или складной стульчик, зонтик.
25 августа, Чебоксары
Организаторы сессии МСО Поволжья и фестиваля «Классика Open Fest»:
· Администрация городского округа Тольятти,
· Ассоциация «Молодежный симфонический оркестр Поволжья» (Ассоциация «МСО Поволжья»),
· Муниципальное бюджетное учреждение искусства и культуры городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония» (МБУИиК г.о.Тольятти «Тольяттинская филармония»),
· Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский музыкальный колледж им .Р.К. Щедрина» (ГБПОУ СО ТМК им. Р.К.Щедрина),
· Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова.
Генеральный партнер фестиваля – ПАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ).