Анна Шаталова (скрипка)

ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО: ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ » Вернуться к событиям
Дата:
Воскресенье
1 декабря 19
Время:
18:00
Стоимость:
200-500 р.
Возрастная категория:
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
ул. Победы, 42, Тольятти
Абонемент № 5 «Солист + оркестр»
Лауреат всероссийских и международных конкурсов

Анна Шаталова скрипка

Симфонический оркестр филармонии

Дирижер — Алексей Верховен

1 отделение

  • А. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

2 отделение

  • Д. Шостакович. Симфония № 5

КУПИТЬ ОНЛАЙН

Анна Шаталова, Алексей Верховен и популярная музыка советских композиторов

1 декабря в Тольяттинской филармонии концерт, в котором прозвучат произведения, написанные в один из самых тревожных моментов советской истории ХХ века. Что требовала официальная советская идеология от музыкантов? Как им удавалось решать поставленные задачи? Услышим на примере сочинений советских композиторов, которые прозвучат в исполнении  Симфонического оркестра филармонии под управлением Алексея Верховена.

В программе вечера два произведения: Концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна, написанный в 1940 году, и Пятая симфония Дмитрия Шостаковича, появившаяся в 1937-м.

За пятую симфонию Шостакович взялся в апреле 1937 года. А годом ранее – в 1936-м – в «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки». Она разгромила творчество Шостаковича, который к тому времени был известным во всем мире композитором, написал две симфонии, прославляющие идеи революции – «Посвящение октябрю» и «Первомайская» (это был госзаказ), писал музыку для театра и важнейшего из искусств, по мнению Ленина, – кино. Разгромная статья появилась после оперы «Леди Макбет Мценского уезда». «Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевого оригинальничания. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо», – то ли предполагалось, то ли констатировалось в ней. Целый год Шостакович прожил в ожидании ареста, держа наготове чемоданчик со сменой белья и сухарями.

Время авангарда кончилось. Социалистический реализм в музыке предполагал монументальный подход и возвышенную оптимистическую риторику.

В апреле 1937 года Шостакович садится за новое сочинение и в течение двух месяцев создает Пятую симфонию, в которой в классической музыкальной интерпретации с удивительной глубиной и многоплановостью отражает современную жизнь. «Деловой ответ советского художника на справедливую критику», – отреагировал Сталин.

«Финал симфонии в решительном целеустремленном маршевом движении словно отметает прочь все лишнее. Это движется вперед – все быстрее и быстрее – сама жизнь, как она есть. И остается либо слиться с нею, либо быть ею сметенным. При желании можно трактовать эту музыку как оптимистическую. В ней – шум уличной толпы, праздничные фанфары. Но есть что-то лихорадочное в этом ликовании. На смену вихревому движению приходят торжественно-гимнические звучания, которым, однако, не хватает подлинного распева. И снова вступают официальные фанфары, звучащие под двусмысленные – то ли праздничные, то ли траурные – удары литавр. Этими вколачивающими ударами и заканчивается симфония», – считает музыковед Людмила Михеева.

Пятая симфония Шостаковича имела огромный успех, она и по сей день остается одним из наиболее часто исполняемых его произведений. Она встретила положительный отклик как официальных критиков, так и публики. Власти нашли все, что искали в предыдущих сочинениях композитора. Общественность услышала ее как выражение страдания. Симфония явилась художественным изображением времени, в котором она возникла.

Совершенно иной по характеру Концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна. «Я писал музыку словно на гребне какой-то волны счастья, весь пребывая в радости. И потом я ожидал рождения сына. И это состояние окрыленности, упоения жизнью перешло в музыку», – рассказывал сам композитор.

Живописная красочность, яркий национальный колорит, праздничная приподнятость, вызывающая ассоциации с цветущей природой Армении, виртуозная броскость музыки Концерта сразу же покорили и музыкантов-профессионалов и широкую слушательскую аудиторию. Хачатурян завершил новое сочинение за два месяца и освятил его своему другу – скрипачу Давиду Ойстраху. Ойстрах выучил его за три дня и потом уже ничего не менял в исполнении, играл его не однажды. Концерт входит в репертуар выдающихся скрипачей мира и до сих пор остается одним из популярнейших творений советской музыки. В концерте 1 декабря сочинение прозвучит в исполнении Анны Шаталовой и Симфонического оркестра филармонии под управлением Алексея Верховена.

Анна Шаталова – концертмейстер скрипок симфонического оркестра филармонии. Родилась и выросла в Тольятти. Окончила Тольяттинское музыкальное училище и Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова (класс профессора В. И. Вороны).

Во время учебы сформировала камерный коллектив, который впоследствии получил статус Фортепианного квартета им. Ипполитова-Иванова. В составе квартета окончила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по специальности «камерное музицирование» (класс профессора А. З. Бондурянского).

Анна – стипендиат фонда «Русское исполнительское искусство», дипломант и лауреат всероссийских и международных конкурсов как сольно, так и в составе квартета. Инициатор создания струнного квартета Тольяттинской филармонии.

В настоящее время ведет активную концертную деятельность как сольно, так и в составе Струнного квартета Тольяттинской филармонии.

Алексей Верховен – дирижер Симфонического оркестра Тольяттинской филармонии. Один из ярких представителей нового поколения молодых дирижеров России. Успешно выступает с камерными и оперно-симфоническими коллективами.

Обучался дирижированию у таких известных маэстро, как профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории (СПБГК) им. Римского-Корсакова Юрий Симонов, профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Анатолий Левин, профессор Государственной консерватории Узбекистана Владимир Неймер.

Среди коллективов, с которыми сотрудничает Алексей, оркестр Московской государственной филармонии, оркестр Таврической капеллы Санкт-Петербурга, Академический симфонический оркестр филармонии Астаны, Ростовский академический симфонический оркестр и Национальный симфонический оркестр Башкортостана.