- Дата:
- Время:
- Возрастная категория:
- Место:
- Телефон:
-
Адрес:
Концерт проходит в рамках программы
Министерства культуры Российской Федерации
«Всероссийские филармонические сезоны»
К 100-летию Капеллы России имени А. А. Юрлова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ
ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ ИМЕНИ А.А. ЮРЛОВА
Художественный руководитель и главный дирижер —
заслуженный деятель искусств России,
народный артист России,
профессор Геннадий ДМИТРЯК
Главный хормейстер: заслуженная артистка России Марина Балянская
Хормейстер: Александр Финашев
Солисты:
Виктория ГЛАДКОВА сопрано
Анна ГАЛУЩЕНКО сопрано
Екатерина ШАМИНА сопрано
Екатерина РОЖДЕСТВИНА сопрано
Надежда СМИРНОВА сопрано
Калерия КОВАЛЕНКО меццо-сопрано
Сергей СИЛАКОВ тенор
Алексей РЕПИН бас
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Тольяттинской филармонии
Легендарная Хоровая капелла Юрлова
исполнит Реквием Моцарта в Тольятти!
В воскресенье, 15 апреля в 18.00, впервые на сцене Тольяттинской филармонии выступит Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова – легендарный хоровой коллектив, который в 2019 году отметит свое 100-летие! Концерт состоится в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры РФ. Выступление коллектива такого уровня в Тольятти — выдающееся событие!
Вечер откроет русская хоровая музыка 19-20 вв. Прозвучат российский кант «Радуйся, росско земле», «Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» С.Рахманинова, фрагменты из хорового концерта «Пушкинский венок» Г.Свиридова, «Незнакомка» Ю.Фалика на слова А.Блока, русская народная песня «Трубушку трубят» и другие произведения. Продолжит программу гениальный Реквием Моцарта – последнее вдохновенное творение Вольфганга Амадея, окутанное множеством мифов и тайн. Реквием исполнят Капелла им. Юрлова и Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии. Дирижировать будет художественный руководитель капеллы, заслуженный деятель искусств Геннадий Дмитряк, недавно удостоенный звания народного артиста России.
Государственная хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – один из старейших художественных коллективов нашей страны. Его история восходит к периоду расцвета русского искусства начала XX века, времени зарождения прославленных творческих объединений – Московского художественного театра, Народного хора Митрофана Пятницкого. Под управлением первого руководителя – регента Ивана Юхова – в дореволюционные годы хор достиг высокого уровня мастерства, исполняя духовную музыку, народные песни, произведения русских и западноевропейских композиторов.
В 1918 году хор был национализирован, а 1 января 1919 года реорганизован в Первый государственный хор. С этого дня начинается официальная история коллектива.
Судьбоносным событием в истории Капеллы становится назначение на должность ее руководителя Александра Юрлова (1927-1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов СССР. Хор – первый исполнитель сочинений В. Рубина, Р. Щедрина, многие годы сотрудничает с прославленными русскими композиторами Г. В. Свиридовым и Д. Д. Шостаковичем. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения уникальной традиции концертного исполнения русской духовной музыки, которая в советские годы находилась под суровым запретом.
С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, глубоко и искренне преданный делу развития русского вокально-хорового искусства, Геннадий Дмитряк добился качественного роста исполнительского мастерства Капеллы, расширил сферу ее концертной и просветительской деятельности, выступил инициатором важных культурных проектов. Вклад дирижера отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также высокой наградой Русской православной церкви – орденом святого благоверного князя Даниила Московского.
География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Польше, Северной Корее, Испании, Греции, Англии, Беларуси, Армении, в странах Прибалтики, на Украине. Коллектив является постоянным участником Московского Пасхального фестиваля, международных фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве.
Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Ю. Башмет, В. Гергиев, К. Зандерлинг, П. Коган, Т. Курентзис, М. Плетнев, С. Скрипка, А. Сладковский, Д. Юровский. Коллектив равно свободно чувствует себя, исполняя хоровые миниатюры и развернутые оперные сцены, народные песни (в классических и современных обработках) и сочинения духовной музыки.
Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Кастальского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, С. Рахманинова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы И.С. Баха до сочинений Б. Бриттена, Л. Бернстайна, А. Шнитке, Г. Канчели, Дж. Тавенера.
Капелла возрождает образ соборности в русском хоровом искусстве и смело сочетает мощный, тембрально богатый колорит с интонационной пластикой и виртуозной подвижностью звучания.
Официальный сайт коллектива — http://choir-capella.ru/.
1 отделение
Русская хоровая музыка XIX – XX веков
- Российский кант «Радуйся, росско земле», обработка А. Ларина
- С. Рахманинов. «Богородице, Дево, радуйся» из Всенощного бдения
- С. Танеев. «Развалину башни жилище орла» из цикла «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского
- Г. Свиридов. Фрагменты из хорового концерта «Пушкинский венок»
«Зорю бьют»
Солисты – Алексей Репин, Виктория Гладкова, Калерия Коваленко
«Стрекотунья, белобока»
Солисты – Анна Галущенко, Екатерина Шамина, Екатерина Рождествина
- Ю. Фалик – А. Блок. «Незнакомка»
- Ю. Фалик – Т. Кэмпион. «Благословим любовь» из Книги канцон
- Русская народная песня «Трубушку трубят», обработка А. Ларина
Солисты – Виктория Гладкова, Анна Галущенко, Надежда Смирнова,
Екатерина Рождествина, Екатерина Шамина
2 отделение
- В. Моцарт. Реквием ре минор
- Introitus: Requiem æternam / Вечный покой
- Kyrie eleison / Господи, помилуй
- Dies Iræ / День гнева
- Tuba mirum / Труба предвечная
- Rex tremendæ majestatis / Царь грозного величия
- Recordare / Вспомни
- Confutatis /Сокрушив
- Lacrimosa dies illa / День слез
- Domine Jesu / Господи Иисусе
- Hostias et preces / Жертвы и молитвы
- Sanctus / Свят
- Benedictus / Благословен
- Agnus Dei / Агнец Божий
- Lux aeterna / Вечный свет
Солисты — Анна Галущенко, Калерия Коваленко, Сергей Силаков, Алексей Репин
С участием Симфонического оркестра филармонии
[Best_Wordpress_Gallery id=»138″ gal_title=»Хоровая каппелла им. Юрлова»]
Реквием Ре минор, K.626 (лат. Requiem — заупокойная месса) — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой смерти, — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. После смерти сочинение завершили Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер. Тем не менее, Реквием является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
[expand title= «читать далее»]
В июле 1791 года Моцарт получил необычный заказ: к нему в дом пришел неизвестный посланник в чёрном, и на условиях секретности сделал заказ на заупокойную мессу — Реквием. Моцарт согласился на работу, и получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов. Столько же Моцарт должен был получить по окончании работы.
Как выяснилось позже, Реквием был заказан графом Францем фон Вальзеггом для исполнения в память о своей супруге, Анне фон Фламберг, умершей в феврале 1791 года. Выяснилось и имя посредника, непосредственно сделавшего заказ Моцарту: им был управляющий графа Лойтгеб. Граф фон Вальзегг был любителем музыки, и сам играл на флейте и на виолончели. Граф часто исполнял у себя дома различные сочинения и театральные представления разных авторов, однако ему хотелось, чтобы его тоже считали композитором, и поэтому он неоднократно выдавал заказанные у разных композиторов сочинения за собственные: граф переписывал собственной рукой партитуры, полученные от автора, и уже потом отдавал их расписывать на партии. При первом исполнении Реквиема Вальзеггом 14 декабря 1793 года на партитуре было указано: «Реквием сочинения графа фон Вальзегга» (Requiem composito del conte Walsegg).
Начав работу над Реквиемом, Моцарт в дальнейшем неоднократно её прерывал ради других сочинений: в августе, то есть тогда, когда Моцарт не успел серьёзно продвинуться в работе над Реквиемом, он получил срочный заказ на оперу «Милосердие Тита», представление которой приурочивалось к коронации Леопольда II в качестве короля Богемии. По возвращении из Праги Моцарту сначала пришлось работать над «Волшебной флейтой»[3], а потом над кларнетовым концертом (K.622) для Штадлера и Масонской кантатой (K.623). После премьеры «Волшебной флейты» 30 сентября 1791 года, Моцарт основательно занялся работой над «Реквиемом». Его рвение было настолько сильно, что он собирался даже до того, пока не закончит Реквием, не брать учеников. По утверждению Констанцы, в это время Моцарт часто жаловался на здоровье, и она даже вынуждена была забрать у него партитуру Реквиема, так как работа над ним пагубно влияет на его здоровье. Констанца рассказывала, что во время одной из прогулок в Пратере Моцарт со слезами на глазах сказал, что пишет Реквием для себя. Кроме того, он говорил: «Я слишком хорошо чувствую, что долго не протяну; конечно, мне дали яд — не могу отделаться от этой мысли». Впрочем, современные исследователи с большой осторожностью относятся к информации, распространяемой вдовой Моцарта, особенно если это касается последних месяцев жизни композитора. Во всяком случае, ни в одном из писем Моцарта, написанных незадолго до смерти, нет никаких упоминаний ни о депрессии, ни о плохом самочувствии. 18 ноября, за 3 недели до смерти, Моцарт даже дирижировал своей Масонской Кантатой, и лишь 20 ноября он слег в постель. По свидетельству окружающих, Моцарт продолжал работу над Реквиемом лёжа, вплоть до своей смерти 5 декабря.
Известна история о том, будто бы днём накануне смерти, 4 декабря, лежащий Моцарт, а также его друзья Шак, Хофер и Герль пропели Реквием, при этом, когда они дошли до первых тактов Lacrimosa, Моцарт якобы заплакал и сказал, что не закончит эту часть. Этот факт пришёл из так называемого «сообщения Шака» и закрепился во многих биографиях композитора. Многие музыковеды сходятся во мнении, что это сообщение не соответствует действительности, ведь само по себе такое исполнение при участии умирающего Моцарта могло пройти только при улучшении его состояния, однако, согласно воспоминаниям свояченицы Моцарта Софи Хайбль, в этот день Моцарт был уже при смерти. Тем не менее, этот сюжет стал популярен среди художников — почти на всех картинах, отражающих последние часы жизни Моцарта, изображается исполнение «Реквиема».
[/expand]