История Площади Искусств

Ансамбль Площади искусств. Вид с юго-западной стороны, угол ул. Победы и проезда около сквера. Фото Алексея Потапова. 23.01.2018 г.

Здание Тольяттинской филармонии является частью ансамбля застройки Площади Искусств. Смысл и характер этого общественного пространства складывался постепенно. В статье коротко изложена история проектирования, воплощения и развития одного из наиболее примечательных культурных пространств города Тольятти, обобщены данные различных источников, опубликованы фотоматериалы.

ЗАМЫСЕЛ АРХИТЕКТОРОВ

Проект планировки Ставрополя, 1953 г. [16]

Генеральный план 1951-1953 гг., выполненный группой архитекторов (главный архитектор — А.М. Суборов, авторы проекта — П.Н. Твардовский, Юрий Михайлович Киловатов) из ленинградского отделения государственного института проектирования городов («Ленгипрогор») и неоднократно корректировавшийся в связи с увеличением проектируемой численности населения [15], предусматривал веерно-лучевую (радиально-полукольцевую) планировку: начиная от городского сада (ныне — Центральный парк культуры и отдыха), трехлучие улиц Сталина-Ленина-Коммунистической/Химиков (ныне Карла Маркса — Ленина — Победы) перехватывалось расширяющимися полукольцами улиц Гагарина, Молодёжного бульвара, ул. Комсомольской и т.д. [14]

Архитекторы закладывали в проект взаимосвязь трёх площадей — главной, северо-западной и северо-восточной, причём северо-восточное направление (ныне — ул. Победы), было приоритетным:

«Кроме главной площади проекта, проектом предусматривается создание площадей на северо-восточном и северо-западном лучах. Первая из них войдет в комплекс первоочередной капитальной жилой застройки промышленных предприятий, тяготеющих к восточной части города /завод СК и другие/, вторая будет являться административно-культурным центром, объединяющим большой малоэтажный массив, слагающийся, преимущественно, из переносимой застройки города Ставрополя. Эти площади связаны между собой широким дуговым бульваром.» [16]

В дальнейших проектах в местах пересечения лучей и полуколец проектировались комплексы общественных зданий — кинотеатр «Космос» и школа №19,  стадион «Юность» и Дворец пионеров для улицы Ленина, гостиница «Волга» и магазин «Волгарь» для улицы Гагарина, ансамбль площади Свободы и ансамбль площади Искусств для Молодёжного бульвара, кинотеатр «Буревестник» и магазин «Весна» для ул. Горького и т.д.

Несмотря на то, что в 1950-е годы освоение северо-восточного направления Центрального района происходило сравнительно медленно, замысел ленинградцев был воспринят и развит местными архитекторами. Группа архитекторов ставропольского филиала государственного проектного института «Куйбышевский промстройпроект» (авторы А.Е. Эстулин, Н.М. Червяков) в 1963 году разработала Проект детальной планировки центральной части г. Ставрополя на Волге, одним из частей которого стала планировка района №3 (ограничен улицами Горького-Новозаводской-Комсомольской-Мира-Ленина) площадью (без улиц) 111,6 га на 29323 жителя. Центр района был предусмотрен на пересечении улиц Молодёжный бульвар и Химиков [17] — на месте нынешней площади Искусств.

Развертка по ул. Химиков [17]

Площадь Искусств становилась центром пересечения Молодёжного бульвара и ул. Победы на территории 26 квартала (микрорайон №5), с непосредственно прилегающими к ней более ранними 14-м и 30 кварталами. Для создания архитектурных акцентов проектом предусмотрена пара девятиэтажных домов — в местах пересечения ул. Химиков (Победы) с ул. Мира и Молодёжным бульваром. Был предусмотрен проектом и многофункциональный Дом культуры с залом на 800 мест со спортзалом и прилегающим спортивным комплексом [17].

Отдельное внимание авторы проекта уделили озеленению и взаимосвязи «зелёных устройств»: предусматривалось интенсивное озеленение, в районе нынешней площади Искусств на северо-восточном луче был предусмотрен городской сад, а промышленные территории защищались зелёным поясом (ныне — застроенная территория между  ул. Новозаводская и Новопромышленная).

ВОПЛОЩЕНИЕ ЗАМЫСЛА

Капитальная застройка составившей площадь Искусств территории 26 квартала Центрального района началась в конце 60-х годов XX века. Первыми появились кирпичные жилые дома «хрущёвских» серий: дома №44, 50 и 50А по ул. Победы сданы в 1968 году.

Общественные здания появлялись позже — первым стал магазин «Синтетика» (основной магазин, продающий синтетические и натуральные ткани) в доме по ул. Победы, 50, на долгие годы давший название остановке общественного транспорта. Овощной магазин заработал на первом этаже дома по ул. Победы, 44. Позже возникли здание детской музыкальной школы (ул. Победы, 46, вставка между жилыми домами), где некоторое время размещалась централизованная бухгалтерия учреждений культуры города, комплекс из гостиницы с встроенным магазином (основной ювелирный магазин города «Изумруд», ул. Победы, 40), здание Тольяттинской филармонии (конец 1975 года, ул. Победы, 42).

В 1978 году музыкальная школа расширяет перечень специальностей, по которым ведется обучение, и становится первой городской экспериментальной школой искусств [12].

Улица Победы, фасад экспериментальной детской школы искусств. Май 1985 года. Фото Алексея Потапова

Интересно, что созданный ансамбль площади был подобием площади у ДК «50 лет Октября» (ныне — театр «Колесо»). Их объединяет не только общий архитектурный проект многофункционального культурного центра 1959 года (модернизированный для более нового здания) [30], не только общие формы благоустройства (фонтан и сквер), но и связь со значимыми праздниками Советского Союза. Если Театральная площадь была сдана к 1967 году (50 лет Октябрьской социалистической революции), то площадь Искусств была в основном завершена в 1975 г. (тридцатилетие Победы в Великой Отечественной войне).

Субботник во внутреннем дворике ДК «Юбилейный». Год и автор фото неизвестны

Планы по строительству дворца культуры (ныне — филармония) были отражены в решении городского комитета партии «О плане развития культуры на 1971–1975 гг.», принятого 14  февраля 1972 г. Дворец стал одним из основных культурных центров района — здесь проходили общественные события, концерты и спектакли, выступали гастролирующие коллективы, работал кинотеатр и множество секций и кружков.

Художественно-декоративная композиция «Музы», вид на ул. Победы со стороны филармонии. Фото Алексея Потапова. Июль 1988 года

Завершением ансамбля площади стало введение в работу фонтана и художественно-декоративной композиции «Музы», созданной в 1982—1987 годах группой грузинских художников И. Иоселиани, А. Китовани, С. Тобаладзе, Г. Адейшвили под общим руководство З. Церетели. Архитектор В. Кузякин. Композиция состояла из скульптурных фигур высотой 1,2 — 1,5 м, выполненных методом выколотки из меди, а также мозаики на подиумах под скульптурами, на дне и по периметру бассейна [8]. Подобные скульптурные работы были установлены в интерьере Тольяттинской филармонии (на парадной лестнице, а также светильники в холле 2 этажа).

На долгие годы площадь (и особенно территория у фонтана) стала излюбленным местом отдыха горожан.  Официального наименования площадь пока не имеет.

ПЕРЕСТРОЙКА И ПОСЛЕДСТВИЯ

http://tanya-baiskih-le.blogspot.ru/2010/09/cultural-life-of-togliatti-theaters.html

Фасад Дворца культуры (ныне — Тольяттинская филармония) в конце 1990-х годов (предположительно, восстановлено по моделям автомобилей). Автор фото неизвестен.

Наступившая перестройка и 90-е годы 20 века стали неблагоприятным временем для этого общественного пространства. Территория у магазина «Изумруд» оказалась занята многочисленными скупщиками золота, криминогенный фон у пространства повысился. Улица Победы получила сомнительную славу местного аналога «квартала красных фонарей». На углу здания школы искусств на ул. Победы заработал круглосуточный пост милиции, располагавшийся в металлической будке.

Площадь искусств, 2012 г. Коммерческие киоски, пост милиции. Фото с портала «Все дома России»

На этом фоне показательно, что по инициативе тогдашнего председателя Совета ветеранов города Михаила Григорьевича Ржевского (1925-2003) на пересечении ул. Победы и Молодежного бульвара установлен мраморный Памятный знак в честь 45-летней годовщины Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Открыт памятный знак 9 мая 1990 г.

Снесенное здание общественного туалета (ул. Новопромышленная, 23А). Фото Фёдора Быстрова

Произошло уменьшение территории общественных пространств. На площади возникали новые виды деятельности: пивные киоски, коммерческие ларьки. В аренду сдавались и помещение дворца культуры — под страховые компании, медицинские лаборатории и многое другое. Первоначально здание нынешней филармония занимало больший земельный участок (здание театра «Колесо» этот участок сохранило), на котором, по воспоминаниям жителей, располагались спортивные площадки, снаряды, общественный туалет, сквер, голубятня [13]. Строительство жилого дома (ул. Новопромышленная, 27) в 2000 году уменьшило этот участок почти в 2 раза.

На некоторое время на перекресток с Молодёжным бульваром переносится остановка общественного транспорта, потом эта территория становится стоянкой такси. Сквозной проезд в створе домов 42 и 44 по ул. Победы перекрывается. Со стороны улицы Победы установлены пешеходные ограждения, прямой переход на бульвар с площади перекрыт.

Напротив филармонии, в бывшем общественном здании по Молодёжному бульвару, 39, в 2000-е годы начало работу казино «Северное сияние». В конце первого десятилетия 21 века на месте бывшего овощного магазина открывается спортивный клуб «Шейп», химчистка-прачечная «Лимпия», косметический салон. Ювелирный магазин уменьшается, часть площадей передается под продовольственный магазин.

Вид на площадь Искусств с Молодёжного бульвара. 2012 год. Автор фото неизвестен

Вандалы постепенно уничтожали скульптуры и декоративную плитку, воровали металл. Композиция «Музы» была демонтирована в 2000 году, после того, как её состояние стало угрожать безопасности людей. Фонтан был отключен. Сквер у фонтана стал местом сбора асоциальных элементов, распития спиртного и мелких правонарушений.

В целом в 1990-е и 2000-е годы площадь Искусств утратила значение как место общественного значения.

НОВАЯ ЖИЗНЬ ПЛОЩАДИ

Возвращение площади в качестве значимого общегородского пространства происходило постепенно, и связан этот процесс во многом был с развитием культурных учреждений.

В 90-е годы экспериментальная школа искусств пополняется сначала учреждением среднего профессионального образования — колледжем (1992 г.), а затем учреждением высшего профессионального образования — Тольяттинским институтом искусств (1998 г.). Стараясь соответствовать статусу, консерватория проводит на своей базе фестивали и конкурсы (в т.ч. международного уровня), становится базой городского научно-методического центра художественного образования. По инициативе ректора института (консерватории) Е.Н. Прасолова проходят конкурсы и мероприятия, в которых звучит название «Площадь искусств». Евгений Николаевич выступает в качестве одного из самых активных инициаторов продвижения названия «Площадь искусств».

Меняется и статус Дворца культуры «Юбилейный» (ранее — цех № 58), переданного в ноябре-декабре 1993 года заводом «Куйбышевазот» городу в обмен на общежитие по адресу ул. Мира, 133.  Город получил в распоряжение вместительный, многофункциональный культурный центр. В 1995 году городской ДК «50 лет Октября» (первоначально занимавший здание по ул. Ленинградской, переданное театру «Колесо»)  преобразуется в муниципальное учреждение культуры «Дворец искусств «Юбилейный».

Дворец продолжает работать как многофункциональная площадка — помимо концертов и спектаклей для разных аудиторий, здесь работают разнообразные кружки и секции. В 1990-е годы немалая часть зданий передается в аренду. Традиционно здесь проводятся торжества и праздники общегородского значения, встречи администрации с населением.  Постепенно из ведомственно-районного центра культуры «Юбилейный» становится местом общегородского значения.

Развитие получает и международное направление Дворца культуры. В 1995-1998 гг. в здании работает Российско-американский культурный центр. Также в здании по поручению Губернатора Самарской области создаётся Центр национальных культур, на несколько лет ставший базой для десятков национально-культурных центров и автономий. На сцене Дворца проходят национальные праздники, фестивали, многие представители диаспор начинают считать место «своим».

Дворец работает и как центр социокультурного проектирования. В целях реализации городской программы «Мозаичная культура» при ДИ «Юбилейный» создан Центр социо-культурных технологий под руководством Татьяны Валерьевны Лещинской (приказ управления культуры № 130 от 15.02.96 г. Городской архив Р-230, д.650). Ряд проектов становится основой для городских праздников и фестивалей. Постепенно возрождается социалистическая традиция праздника улицы (Праздник на улице Победы к 9 мая).

Дворец культуры «Юбилейный» становится приютом не только множества самодеятельных и полупрофессиональных коллективов (ВИА «Константа», ВИА «Пятый элемент», ВИА «Южный Альянс»), но и площадкой для начинающейся в городе самостоятельной филармонической деятельности. Одновременно в одном здании существует 2 организации — дворец культуры «Юбилейный» и Тольяттинская филармония. Постепенно на базе филармонии начинают работу симфонический, джазовый, русский оркестры, хор.

В 2004 году распоряжением первого заместителя мэра города происходит слияние этих организаций, причем главенствующая роль отдана филармонии. В 2004-2005 гг. проходит реконструкция здания Дворца, обновляется фасад и интерьер здания, оно приспосабливается для профессиональной концертной деятельности. Филармония занимает в городе нишу, освобождённую еще одним корпоративным дворцом — ДК «Синтезкаучук» (ныне — ДК «Тольятти»), свернувшим самостоятельную концертную работу. Постепенно площадь Искусств становится центром притяжения любителей классического, профессионального искусства, интеллигенции и молодёжи.

Тольяттинская филармония. Вид сверху, из окна гостиницы «Азот». Зима, 2012 г. Автор фото неизвестен

Масштаб событий, происходящих на площади Искусств, становится всё серьёзнее. Приезжают звёзды отечественной и мировой классической сцены, проходят международные фестивали и события. Гостиница «АЗОТ» ОАО «Куйбышевазот» размещает многих артистов и музыкантов. Очевидной становится необходимость преобразования ландшафта, благоустройства пространства. Особое место в этом занимает партнёрство между муниципалитетом и предприятиями города.

Аллея Памяти у Тольяттинской филармонии. Фото Владислава Радькова, 21 июня 2017 года

9 мая 2009 года вокруг главного входа и с северной стороны Тольяттинской филармонии ветераны города при поддержке ООО «Тольяттинский трансформатор» закладывают зелёную Аллею памяти. В 2011 году Общественный Фонд Тольятти на средства холдинга «СИБУР» устанавливает у служебного входа в филармонию велопарковку на 10 мест. Дизайнеры Поволжского государственного университета сервиса (2013) и Тольяттинского государственного университета (2015) выполняют проекты дизайна среды Рахманиновского дворика (внутренний дворик филармонии). На долгое время благоустройство площади и украшение её к новому году берет на себя ОАО «Куйбышевазот».

Рахманиновский дворик. Проект благоустройства. Дипломный проект Юлии Батраковой, руководитель Мария Александровна Степанова, ТГУ, 2015 г.

Но сама площадь остаётся сравнительно неблагоустроенным местом: её украшает лишь несколько деревьев (береза, ель), оставшихся с советского времени, а центром остаётся полуразрушенная чаша фонтана. Освещение по внутреннему периметру площади отсутствует.

В 2014 году Тольятти становится городом-хозяином Всероссийского фестиваля «Студенческая весна». Городские власти решают украсить площадь минимальными средствами, появляются временные скульптуры из пенопласта на раскрашенной основе.

http://reports.travel.ru/reports/2014/07/234213_1.html

Филармония Тольятти, 2014 год. Фото Марии Пузанковой, Travel.ru

В 2013-2015 годах на средства городского и областного бюджетов ведутся серьезные работы по благоустройству площади.  Долго и сложно, с судебными исками [26] запускается освещение по периметру озелененного пространства, несколько раз меняется проект фонтана и переносится его запуск. Площадка примерно на год оказывается огороженной строительным забором.

Забор на стройплощадке Площади Искусств. Фото Олеси Гладких, весна 2015 г.

Тем не менее, 24 июля 2015 года происходит официальное открытие фонтана «Звезда», созданного по проекту тольяттинского архитектора Виктора Зубкова.

Идея нового, современного фонтана на площади Искусств появилась в 2007 году у известного тольяттинского архитектора Виктора Зубкова. Автор «Звезды» назвал площадь Искусств знаковым местом. Эта символичная площадь завершает Молодежный бульвар, тут же находятся филармония и консерватория — учреждения, пропагандирующие высокое искусство. По замыслу автора, фонтан метафорически можно сравнить с приземлившейся звездой. Это композиция из камня, струй воды и металла. Вечером здесь будет включаться оригинальная подсветка. Обновленная и преображенная площадь Искусств может стать интересной концертной площадкой под открытым небом — в хорошую погоду, конечно. Виктор Зубков надеется, что фонтан «Звезда» станет любимым местом отдыха горожан. Фонтан «Звезда» — это автоматизированный водный каскад, состоящий из 56 струй, оснащенный современной системой фильтрации воды. В центре композиции установлена скульптура, которая одновременно является своеобразной чашей фонтана, куда и уходит вода. По внешнему периметру бьет 32 струи, по внутреннему — 24. Дно фонтана выполнено из серого гранита, также здесь присутствует подсветка — это восемь светильников, бьющих в небо [2].

Открытие фонтана «Звезда». 24.07.2015 г. Фото: газета «Площадь Свободы»

В 2016 году решением Думы г.о. Тольятти остановка «ДК Юбилейный» переименована в остановку «Площадь Искусств» по ходатайству, подписанному 550 горожанами [23, 29]. Пространство подключено к городской системе «Безопасный город», установлено видеонаблюдение с выводом на дежурный пульт.

Посадка деревьев на площади Искусств. 27.04.2017 г. Фото: «Городские ведомости»

27 апреля 2017 года при поддержке и участии сотрудников городских предприятий была выполнена посадка растений на площади Искусств.

Сквер украсили кленами и кустарниками спиреи. Возле Памятного знака в честь Победы в Великой Отечественной войне на Молодежном бульваре разбили клумбу с многолетними цветами. Растения были приобретены членами экологического Совета, а так же предприятиями ОАО «Тольяттиазот», ПАО «КуйбышевАзот», ООО «СИБУР Тольятти», ГК «ЭкоВоз». [24]

2 июня 2017 года при участии мэра г. Надьканижа (Венгрия) Шандора Денеша, депутатов Думы городского округа Тольятти и сотрудников ГИБДД проходила досадка кустарников спиреи на площади. Кустарники не вынесли летней жары и погибли.

Международный День Джаза в Тольятти. 30.04.2018 г. Фото Александра Лаврова

Учреждения культуры продолжают наполнять пространство активностями и событиями. Тольяттинская консерватория (в 2018 году здание передано созданной школе искусств Центрального района) проводит на крыльце концерты студенческих коллективов.
Несколько лет подряд с участием оркестров Тольяттинской филармонии, проекта филармонии «Народная хоровая академия» перед филармонией проходил праздник улицы Победы. 30 апреля 2018 года Тольяттинская филармония впервые проводит на площади Искусств Международный день джаза.
С 2015 года площадь становится одной из точек остановок городских пешеходных и велосипедных экскурсий [27], точкой старта районных первомайских демонстраций, автобусных туров.
С 2016 года площадь включена в маршрут экомобиля компании «Эковоз», принимающего  у горожан различные виды отходов для их последующей переработки.
В 2017 году от юго-западного угла здания по ул. Победы, 46 в створ домов по ул. Победы, 42-44 перенесен киоск, продающий восточную еду быстрого приготовления (шаурма). Парапет у филармонии является излюбленным местом катания велосипедистов и скейтеров. Фонтан остаётся точкой притяжения, местом летнего купания и отдыха горожан.

КУЛЬТУРНАЯ МАТРИЦА ПРОСТРАНСТВА

Как видно из краткой исторической справки, характер общественного пространства складывался постепенно. Замысел архитектора воплотился не сразу, потребность в культурном центре долгое время удовлетворяли другие общественные пространства района. Жители окружающих площадь кварталов (в основном бывшие работники заводов Северного промышленного узла, пенсионеры) со временем утратили потребность в местном культурном центре. Изменить ситуацию позволило лишь  придание культурным учреждениям городского статуса, образование узнаваемого «лица», выделяющего их в довольно насыщенном городском культурном пространстве. Большая заслуга в этом принадлежит  инициативе сотрудников учреждений культуры.  Проведём краткий анализ сложившегося пространства по модели культурной матрицы, предложенной И. Шумской [28].

Запреты
За годы работы пользователи пространства приняли запрет на вандализм. Случаи вандализма на площади Искусств относительно редки.
Распитие спиртного также является одним из табу площади. Несмотря на большое количество магазинов, торгующих спиртными напитками вокруг площади, распитие спиртного стало здесь довольно редким занятием.
Насилие и преступность также покинули это пространство.

Ценности
Вода, воплощённая в фонтане, является одной из главных ценностей тольяттинцев в условиях засушливого лесостепного климата. Она притягивает к себе людей, детвора и взрослые с радостью купаются в струях фонтана.
Перекрёсток культур — в силу ряда обстоятельств, кварталы вокруг площади заселены этнически разнообразным населением — волжские народности (славяне, татары, мордва, чуваши), цыгане, выходцы из стран Средней Азии и Кавказа. Площадь становится местом их мирного общения и взаимодействия. Деятельность филармонии и гостиницы расширяет этнический ряд людей, отдыхающих на площади Искусств.
Природные ландшафты — зелёные островки у филармонии — являются популярным местом отдыха и фотосъёмок жителей и гостей города.

Обряды
Относительно традиционными для площади являются первомайские демонстрации и концерты к Дню Победы, что связано с названием улицы.
Учреждения культуры прикладывают усилия к организации событий в тёплое время года — экскурсий, концертов. Неблагоприятным фактором становится высокий уровень шума на площади, создаваемый автомобильным транспортом.
Зимние торжества (Новый год, Масленица) на площади отмечать не принято.
В тёплое время года учащиеся художественного отделения школы искусств выходят на пленэр.

Поведение
Пространство площади задаёт спокойное, плавное поведение, способствует пассивному отдыху, посиделкам, беседам. Естественным является велопешеходный прогулочный маршрут по Молодёжному бульвару до площади Свободы.

Имена
Пространство площади имеет отчётливую связь с советским периодом истории России, пятилетками промышленного роста и развития. Показательно движение от идеологизированного и узкоотраслевого смысла названия улицы к более общему смыслу. Улица Победы до 1961 года называлась ул. Коммунистическая, с 1961 по 1965 г. — улицей Химиков (решение №266 от 17 ноября 1961 года). Переименована в 1965 году в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Название «Юбилейный» было дано дому культуры в честь 30-летия Победы.
От площади Свободы/улицы Карла Маркса исторически застройка двигалась к площади Искусств на пересечении улицы Победы и Молодёжного бульвара: от Свободы (по Марксу) через молодёжное движение к Победе Искусства  (возможно и обратное прочтение — от Искусства к Свободе, от современной городской застройки в сторону исторической застройки и городских лесов). Название магазина «Синтетика» может быть прочитано и в смысле синтеза искусств, синтеза природы, промышленности и культуры.
Название «Площадь Искусств» связывает Тольятти с аналогичным пространством в г. Санкт-Петербурге. Примечательно, что спроектировали тольяттинскую площадь ленинградские архитекторы.

Знаки
Архитектура площади выполнена в духе советского конструктивизма — функциональные элементы зданий не прячутся за отделкой, объём и функция подчёркнуты. Для отделки фасада филармонии применены плиты местного известняка, что характерно для множества других культурных учреждений (и подчёркивает связь с местной палео-историей). Отделка части фасада в 2004-2005 гг. выполнена зелёным искусственным камнем, что также подчеркивает природную, зелёную составляющую площади (известно также, что слух становится острее, когда взгляд обращён на зелёный цвет).
Пространство содержит довольно много неправильных, искусственных форм — начиная от общего контура площади до формы фонтана. Четырехугольник и трапеции доминируют также в новом оформлении площади (в отличие от исторической композиции «Музы», где преобладали бионические, природные формы). Несвязность, нерегулярность крупных элементов озеленения (деревья, кустарники) подчёркивает этот характер.
Большое место занимает символика и атрибутика Великой Отечественной войны (звезды на столбах-опорах, форма фонтана «Звезда», Аллея памяти, памятный знак на Молодёжном бульваре).

БУДУЩЕЕ ПЛОЩАДИ ИСКУССТВ

При взгляде на спутниковые снимки местности становится ясно, что характер капитальной застройки площади уже сложился. В достаточно длительной перспективе (учитывая, что старый жилой фонд подвергается капитальному ремонту, а не сносу) радикальные изменения маловероятны, хотя проект детальной планировки пространства не обновлялся с 1960-х годов.

Очевидно и то, что антропогенная нагрузка на пространство довольно велика, и дальнейшее уплотнение застройки только ухудшит характер одного из немногих общественных пространств среднего размера, оставшихся в этой части города. Есть возможности повысить экологическую устойчивость пространства, учитывая довольно большое загрязнение атмосферы и шумовое загрязнение.

Развитие транспорта
Изначально комплекс обеспечен примерно 60 парковочными местами. Пространство спроектировано для пешеходов и использования общественного транспорта, имеет хорошую связность со всеми районами города. Относительная удалённость остановок общественного транспорта и неудобный график его работы стимулирует многих горожан выбирать личный транспорт. Подача общественного транспорта по чёткому, известному расписанию прямо к зданию филармонии могла бы привлечь многих слушателей к использованию этого вида транспорта.
Учитывая хорошую пешеходную связность территории с другими частями района, внутри района целесообразно поощрять использование малого индивидуального транспорта (велосипеды, электровелосипеды, электросамокаты, гироскутеры).

Новые смыслы пространства
Возможными резервными территориями для развития общественных пространств и озеленения выступают угловые территории нечётной стороны ул. Победы — Молодёжного бульвара (по нечётной его стороне уже занято неухоженным сквером, по чётной — пивным киоском). Возможными площадками для иных смысловых пространств могут становиться также участок с южной стороны филармонии (ныне покрыт газонной травой, используется как стоянка транспорта, для размещения голубятни), участок между ул. Новозаводская и Новопромышленная (ныне используется под размещение автозаправки и индивидуальных гаражных боксов).
Интересным пространством может стать открытая веранда над магазином «Изумруд» — она подходит для летних кафе, небольших концертных и смотровых площадок.
Важным является создание места для занятий массовым спортом, например, компактной спортивной площадки. Это позволило бы воплотить первоначальный замысел архитектора и завершить формирование пространства площади Искусств в соответствии с античными канонами красоты — «в здоровом теле — здоровый дух».
Интересным проектом с возможным регулированием доступа (и коммерческим потенциалом) является Рахманиновский дворик внутри филармонии.

Раздельный сбор и переработка отходов
Наличие свободных пространств позволяет установить на площади постройку для сбора компоста, который бы стал основой для обновления почв площади. Размещение емкостей для раздельного сбора бытовых отходов (стекло, пластик, бумага, текстиль) также является целесообразным. Возможна установка на площади контейнеров для приёма одежды и обуви.

Современное озеленение
Многоуровневое озеленение площади может быть выполнено через сочетание деревьев и кустарников разной высоты. Применение местной флоры для озеленения желательно, хотя формирование устойчивого биогеоценоза сталкивается с объективными ограничениями:

Вы правы, площадь всё-таки очень мала. Но главная её сложность в том, что пространство жёстко зажато регулярной архитектурной планировкой, да ещё к тому же с ориентиром на симметрию: «шаг вправо, шаг влево  —  расстрел».  Это смертельно для любого ландшафтного решения, особенно на таком малом пространстве, где мы не можем хотя бы зрительно выйти из-под влияния геометрии.
Вторая ожидаемая сложность  —  это относительная  «непрезентабельность» местных растений  — они скромны неброской, тонкой красотой, которую будет сложно понять и оценить в городской сутолоке. Период декоративности у них очень ограничен сезонностью, а в нашей зоне растению дан очень короткий срок для комфортного самочувствия.
Вот два главных, по моему мнению, препятствия, которые, впрочем, наверняка можно преодолеть.  Но для этого нужны нетривиальные решения,  ОЧЕНЬ  большие желания и упорство. Впрочем, именно при столкновении трудностей (казалось бы  — непреодолимых) с  таким же непреодолимым желанием и при наличии определённой доли таланта иногда и появляются интересные решения.

[Из переписки В.Радькова с Татьяной Георгиевной Евфратовой, известным тольяттинским ландшафтным дизайнером, 2014 год]

Вертикальное озеленение — озеленение фасадов домов имеет примеры в квартале (см. детские сады, жилые дома), а вот опыта применения «зелёных крыш» в квартале ещё не наработано, хотя имеется опыт других городов (например, Санкт-Петербург).

Мансардное строительство и солнечные батареи
Опыт устройства верхнего мансардного этажа в «хрущёвском» доме в квартале уже есть — это дом по ул. Победы, 39. Распространение этого опыта с известными ограничениями возможно. Плоские крыши (музыкальная школа, филармония, гостиница) могут стать носителями солнечных коллекторов или батарей, площадь обильно освещается солнцем.

Событийное наполнение пространства
Залогом успешного развития площади становится круглогодичное наполнение её событийным содержанием как внутри учреждений искусства и культуры, так и непосредственно на самой площади. Инструментом работы может стать план событий, сверстанный при участии городской администрации. Примеры таких событий приведены в настоящей статье.


Материал подготовил заместитель директора филармонии по маркетингу и развитию Радьков В.В. (11 мая 2018 г.) в рамках международной недели #MuseumWeek

ВНИМАНИЕ! Мы призываем горожан и друзей площади делиться документами, фото- и видеоматериалами, дополнять и исправлять текст материала.



ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Потапов Алексей. Подборка «Вокруг Площади Искусств». Публикация в блоге. 23.01.2018 г. https://potapov-tlt.livejournal.com/263376.html
2. Потапов Алексей. Потерянное. «Музы». Публикация в блоге. 22.10.2014 г.  https://potapov-tlt.livejournal.com/31589.html
3. Многоквартирный дом по ул. Победы, 44. Запись в реестре объектов жилищного фонда РФ. https://dom.gosuslugi.ru/#!/house-view?guid=8c261ba1-4276-4515-8ce5-c7378334bb8d&typeCode=1
4. Многоквартирный дом по ул. Новопромышленной, 27. Запись в реестре объектов жилищного фонда РФ. https://dom.gosuslugi.ru/#!/house-view?guid=0df92903-0138-443c-946e-b8ec38893b92&typeCode=1
5. Любославова Лидия. 55 лет назад в новом Ставрополе заложили городской парк. «Волжская коммуна», 14.09.2013 г., http://tlt.vkonline.ru/content/view/134669/55-let-nazad-v-novom-stavropole-zalozhili-gorodskoj-park
6. Решение исполкома тольяттинского горсовета № 97/3 от 14.02.72 г. Городской архив Ф.Р94, оп.1, д.468. Цитируется по: http://www.libavtograd.ru/search.php?page_id=2534
7. Мельник Сергей. Бронзовые слезы. Журнал «RELGA». №1 [103] 18.01.2005. http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=316&level1=main&level2=articles
8. Постоногов Ю. И. Памятники г. Тольятти. — Самара: Самарский государственный педагогический университет, 1999. — 92 с. — 100 экз. — ISBN 5-7699-1330-8.
9. Гладких Олеся. Восстановление фонтана у филармонии приурочили к 70-летию Победы. Радио «Август», 13.04.2015. http://august.ru/news/vosstanovlenie-fontana-u-filarmonii-priurochili-k-70-letiju-pobedy
10. http://tltmuseum.ru/news/892-kamni-v-budushhee-goroda.html
11. https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/4082/1/Гладков%20А.А._ИСТб_1301.pdf
12. Ходырева Виктория, Иванова Марина. Тольяттинский институт искусств. 50 лет художественному образованию Ставрополя-Тольятти Вестник Департамента культуры, 2005 г. http://libavtograd.ru/search.php?page_id=1777
13. Быстров Фёдор. Мэрия и туалет. ПРЕСС-ВОЛГА Публикация в электронном СМИ.   11.11.2013, 10:01 http://www.press-volga.ru/2013-11-11/1/
14. Сергеева Виктория Михайловна. Строительство ГЭС и перенос города. Информационный портал «ТЛТгород.ру«. Публикация в электронном СМИ. http://tltgorod.ru/history/?theme=13&page=2&history=172
15. Солодилов Михаил Владимирович. Архитектурно-пространственная трансформация моногорода для преодоления кризисных явлений (на примере г.Тольятти). Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры (на правах рукописи) //http://www.nngasu.ru/science/dissertation_advice/information_of_defense/dm_212_162_07/10_03_16_solodilov/Диссертация%201,%202%20тома.pdf
16. Новый город у плотины Куйбышевской ГЭС. Проект планировки и застройки / разраб. ГИПРГОР, Ленинградское отделение; гл арх. проекта А.М. Суборов; авт. проекта архитект. П.Н. Твардовский, архитект. Ю.М.Киловатов. – Ленинград, 1953. – 128 с.  http://tltmuseum.ru/images/k2/attach/3.1-7.pdf
17. Город Ставрополь на Волге. Проект детальной планировки центральной части г. Ставрополя на Волге: пояснительная записка, 1963. разраб. госуд проектный ин-т Куйбышевский Промстройпроект, Ставропольский филиал; авт. архитект. Н.М. Червяков, архитект. А.Е. Эстулин. – Ставрополь н/ Волге  http://tltmuseum.ru/images/k2/attach/3.1-10.pdf
18. О преобразовании городского ДК «50 лет Октября» в муниципальное учреждение культуры «Дворец искусств «Юбилейный». Постановление администрации города Тольятти №911 от 28.06.1995.
19. Постановления Администрации г. Тольятти от 29.11.1993 г. № 1847 и от 02.12.1993 № 1891
20. Кондратьев Вадим. Фотоальбом ДК «Юбилейный» г. Тольятти 1976-1977 годов (предоставлен Галиной Галыгиной). Публикация в блоге. 19.03.2017 г. https://chronograph.livejournal.com/288776.html
21. О реорганизации муниципального учреждения искусства — концертной организации «Тольяттинская филармония» в форме присоединения к нему муниципального учреждения культуры — Дворец культуры «Юбилейный». Распоряжение первого заместителя мэра г. Тольятти №628-2/р от 26.03.2004 г.
22. Пимантьева Ольга. Звезда засияет в темноте.  Газета «Площадь Свободы», 27.07.2015 г.  Цитируется по https://augustnews.ru/zvezda-zasiyaet-v-temnote/
23. О переименовании элементов улично-дорожной сети в городском округе Тольятти. Решение Думы городского округа Тольятти от 20.01.2016 №952 http://dumatlt.ru/deytelnost/rs/reshenija/rs_2010/rs_2012/Proekt_16/rs_2016/rs952.rar
24. Посадка деревьев у Тольяттинской филармонии. Газета «Городские ведомости». 27.04.2017 г. http://vdmst.ru/?p=28299
25.  Гладких Олеся. О работе новых фонарей на площади Искусств. Обращение гражданина. 15.02.2015 г.  http://open.tgl.ru/icity/view/signal?id=540801
26. Кошеров Егор. Жёсткая позиция. Газета «Хронограф». №11 (621) от 10 апреля 2017 г.http://chronograf.ru/articles/?num=507&a=18425
27. Козловская Наталья. Экскурсия по Тольятти на велосипедах. Публикация в блоге.  04.10.2015 г. https://radomirkka.livejournal.com/112470.html
28. Шумская Ирина. Культурная матрица как способ выявления национальной ментальности http://www.istpravda.ru/bel/research/6551/
29. Пяти новым остановкам в Автозаводском районе будут присвоены имена. Сайт Думы городского округа Тольятти, 15.01.2016 г. http://dumatlt.ru/news/?ELEMENT_ID=4520
30. «Не узнаю вас в гриме». Откуда в Белгороде здания-клоны. Сайт «БелПресса», 30.01.2018 г. https://www.belpressa.ru/news/news/ne-uznayu-vas-v-grime-otkuda-v-belgorode-zdaniya-klony20005/