Фестиваль органной музыки

с использованием уникального электронного органа «Хауптверк» 

Рождественский фестиваль органной музыки

Под какую музыку встречать Рождество?

Филармония приглашает отметить праздник 6 и 7 января на Рождественском фестивале органной музыки. Будет торжественно и смело. Помимо традиционных органных сочинений прозвучат произведения современных авторов, написанные не на библейский сюжет, а также башкирские народные песни, которые исполнят на органе и национальном духовом инструменте курае.

Откуда в Тольятти орган?

Орган «Хауптверк» – частная собственность. Это электронный инструмент нового поколения, который не имитирует орган, а воспроизводит звучание труб реально существующих инструментов.

Орган — старинный и самый большой музыкальный инструмент в мире. Благодаря своим размерам, а также широкому диапазону звуковых частот, богатству тембров и обилию музыкально-исполнительских средств, он заслужил почётное звание «короля инструментов». Далеко не каждый город мог и до сих пор может позволить себе такую роскошь, как собственный орган.

Хороший цифровой электроорган — тоже пока ещё достаточно редкий инструмент, а в России –штучный. Одно из его преимуществ – мобильность: его можно привезти куда угодно и за два часа с помощью специальной погрузочной техники собрать, установить и создать соборное звучание в любом зале. «Хауптверк» сравним по габаритам с многоуровневым фортепиано.

Цифровой инструмент в отличие от духового не требует настройки. У него нет традиционных циклопических труб: музыка льётся из высококачественных динамиков. Компьютерная сущность «Хауптверка» позволяет записать в его памяти «голоса» настоящих органных труб — величественного Нотр-Дама или храма Сакре-Кёр. Электроорган — удивительный синтез старинного и современного инструментов. И хотя скептики, наверняка, заподозрят его в неестественности, слышавшие уверяют: звучит «Хауптверк» так же проникновенно, как и его традиционный прототип. Но каким бы замечательным ни был инструмент, он не раскроется перед публикой без умелых рук музыканта.

День первый. Хвала Создателю, Песня дельфина и Танцы плеяд

В первый день фестиваля концерт Хироко Иноуэ – органистки из Японии, которая училась в Киото в университете искусств, окончила Московскую консерваторию и аспирантуру в Консерватории им. Принца Клауса в Голландии. Живет в Калининграде, работает в филармонии и гастролирует по всему миру.

В концерте 6 января прозвучит шесть сочинений Баха. Без Баха на этом фестивале никак. Его сочинения называют богословствованием в звуках, как иконопись – богословствованием в красках. «Богословствование в звуках» – не изобретение Баха, но его работы наиболее глубоки, а потому грандиозны. Например, три Шюблеровские хоральные прелюдии, которые прозвучат в этот вечер, – «Пробудись, зовет нас голос» BWV 645, «Куда мне унестись/Богу дорогому моему»BWV 646, «О Иисус, с небес снизойдешь ли на землю» BWV 650 – опираются на текст лютеранских духовных песен-молитв, но это самостоятельные музыкальные произведения. Так же как и симфония из кантаты BWV 29 «Мы благодарим Тебя, Боже, мы благодарим Тебя». В этом стихе благодарность за достигнутые успехи сочетается с просьбой о благословении на будущие дела. Что очень тонко позволяет слушателям подумать о мирских мастерах.

Также в концерте заявлены Концерт Соль мажор в 3-х частях BWV 592 и Фантазия и фуга соль минор BWV 542.

Хироко Иноуэ исполнит и симфоническую поэму Камиля Сен-Санса «Пляска смерти».

Сюжет, когда в полночь на кладбище из могил восстают скелеты и начинают веселиться, был распространен в средневековье. В 1873 году (давно не средневековье!) Сен-Сансу понравилось стихотворение французского поэта и врача Анри Казалиса. Оно называлось «Равенство, братство» и говорило, что перед смертью все равны (а вот это было свежо). Вдохновленный стихотворением, Сен-Санс написал свою «Пляску смерти». В Тольятти прозвучит ее транскрипция для органа.

Хороко Иноуэ старается включать в свои выступления произведения современных, в том числе японских композиторов. В этот вечер в Тольяттинской филармонии прозвучат пьеса «Рождество в Сицилии» органиста Пьетро Йона, который жил и работал в церквах США в первой половине двадцатого века. И так же, как коллега Бах, писал гимны во славу Господа. «Песня дельфина» – радостная, светлая – современного одесского композитора и органиста Елены Удрас. И пьесы из сборника «Танцы плеяд» японского автора Такаси Йосимацу, написанные в 1986-87 годах: «Цветочный танец», романс, «Интерлюдия с птицами» и «Маленькая сухая фуга». По словам композитора, они представляют собой «недавно придуманный набор прелюдий для современного фортепиано, в котором материал взят из семи цветов радуги, семи полей церковных гудов и семи метрических единиц от трех до девяти ударов».

День второй. Хвала Создателю, готика, Медитация и башкирские народные песни

В концерте второго дня фестиваля 7 января выступают народный артист республики Башкортостан Владислав Муртазин и главный курай Башкирии Азат Айткулов.

Помимо неоспоримых достоинств самих сочинений, концерт интересен тем, что в нем показано стилистическое разнообразие музыки для органа. Бах – барокко, «Сюита в готическом стиле» Леона Бёльманна и Прелюдия, хорал и фуга Сезара Франка – романтизм, «Медитация» Олега Янченко – реализм. А башкирские народные песни «Таштугай», «Журавлиная песнь», «Шафик» и другие в обработке для курая с органом и а капелла – это современный тренд, в котором смешение стилей, смешение особенностей звучания народных, современных и академических инструментов подчеркивает уникальность звучания каждого. При талантливом исполнении.

В мастерстве исполнителей сомневаться не приходится. Владислав Муртазин знаком тольяттинцам, неоднократно выступал в Тольяттинской филармонии. Он пианист и органист. Будучи профессиональным пианистом, постигал орган в Швейцарии и во Франции. Несколько лет работал органистом в протестантской церкви. Зарубежный опыт оставил свой след: в исполнительском стиле Владислава Муртазина отчётливо прослеживаются традиции европейского искусства.

Азат Миннигалеевич Айткулов – «Курай № 1 Башкортостана», «Капельмейстер первых Кураев» — так с почтением называют его музыкальные критики. Он работает в Башгосфилармонии с 1978 года в качестве солиста-инструменталиста. Прекрасный знаток башкирского музыкального фольклора, один из тех мастеров, которые могут донести не только мелодическую красоту, но и духовное богатство башкирского народа.

7 января в 18.00

Хироко ИНОУЭ орган, Япония

КУПИТЬ ОНЛАЙН

7 января в 18.00

ОРГАН & КУРАЙ

 

Народный артист Республики Башкортостан

Владислав МУРТАЗИН орган

Солист — заслуженный артист России,
народный артист Республики Башкортостан

Азат АЙТКУЛОВ курай
КУПИТЬ ОНЛАЙН