#мсо2019изнутри

Мы все здесь ради практики

Около 150 человек участвовало в сессии Молодежного симфонического оркестра Поволжья-2019. Новичков чуть меньше половины, тех, кто уже участвовал в сессии в предыдущие годы, – чуть больше. Ребята рассказали, как они оказались на сессии, какой полезный опыт им дала работа в МСО Поволжья.

Александр Маломожнов, скрипка, Уфа-Москва, артист Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова.

Почему я вдруг захотел участвовать в сессии МСО Поволжья? Да, жертвую своим отпуском, да, это психические, эмоциональные затраты. И были сомнения: ехать или не ехать. С годами уже на каждую такую авантюру подписываешься сложнее. К тому же она не оплачивается.

Но меня всегда сюда тянуло. Когда ты приезжаешь сюда постоянно или через сессию, обрастаешь знакомствами, дружескими связями, контактами, кто-то становится тебе другом на всю жизнь. А потом, здесь невероятные дирижеры! Когда я первый раз увидел Максима Емельянычева, —а за пульт дирижера встал какой-то худой мальчишка — я подумал: что происходит? кто это? Но буквально за один день я понял, что Максим – человек гениального дарования!

Ностальгия по МСО у меня появилась где-то года три назад. Последний раз в МСО я был в 2012 году. С тех пор я много чего видел и в оркестровой практике, и в сольной. У нас главный дирижер (в ГАСО) – Владимир Михайлович Юровский, один из лучших дирижеров в мире. Я понимаю, что мне есть, что сказать ребятам – вещи, которые никто никогда не скажет, они просто не проговариваются.

Но прежде всего меня подкупила возможность поиграть камерную музыку.

Мои ожидания от сессии более чем оправдались. Я понимал, что будет сложно. Мелькали мысли: зачем я здесь? Но после первой репетиции все прошло. Я послушал ребят, пообщался с ними и понял, что в оркестровом плане тут ого-го сколько всего можно! И я могу поделиться своим опытом. Когда мы стали заниматься, я сразу сказал ребятам: спрашивайте! Задавайте любые вопросы – от штрихов до жизненных. Такое открытое обсуждение очень важно!

Здесь я получил возможность сольной игры. И понял, что у меня неплохо получается. Об этом забываешь, когда сидишь в оркестре. У сольной и оркестровой игры разная специфика. В оркестре интонация должна быть немного усредненной, штрихи унифицированные, все инструменты должны звучать вместе, и какой бы солист ты ни был, ты должен звучать в унисон с тем, кто, допустим, слабее тебя. Как? Надо найти общий язык. Многие подобные вещи не проговариваются ни во время учебы, ни в начале работы.

Занимаясь с ребятами в юношеском составе, я видел: этому надо обратить внимание на ведение смычка, другому постановка мешает выполнить то, что написано в нотах. Даже если в их головах останется хоть десять процентов того, что я говорил и показывал, это уже будет хорошо. Они же на тебя тоже смотрят: как ты это делаешь, что ты делаешь с музыкальным временем.

Когда ты выходишь на сцену, ты не один. На сцене может произойти все, что угодно: можно забыть пассаж, может вылететь палец, смычок задрожать – много всего. Но ведь есть еще люди, которые играют с тобой. Да, конечно, на репетициях музыканты договариваются между собой, но всякое бывает. И вот тут надо понимать, что где-то ты должен оттянуть время, где-то ускорить, чтобы все непредвиденные обстоятельства сгладить, чтобы слушатель ничего не заметил. Когда ты сидишь в квартете, что подкупает зрителя? Не когда все здорово играют – да, это круто! – но когда есть взаимодействие музыкантов. Глазами. Это «командная игра». В оркестре часто говорят фразу: «Не играйте как в квартете». Почему?! Большой оркестр – это расширенный маленький. Почему ж там не нужно понимание между музыкантами во время игры? Ведь почему приветствуется, когда многие музыканты большого оркестра играют в камерном составе? Потому что появляются эти сцепки между музыкантами-партнерами. Камерное музицирование очень полезно и дает хороший прогресс в развитии музыканта.

Здесь невероятная атмосфера! Да, здесь интенсивная работа, и фразу «Я устал» произносят все. Но ты четко понимаешь, ради чего это все. Концентрация творческой энергии просто зашкаливает, и ты занимаешься как бешеный.

На этой сессии МСО было несколько концертов, где я играл сольно с оркестром. У меня ушло ощущение, что я не солист. Я почувствовал, наконец, полный контроль над ситуацией и абсолютное погружение в материал.  За это я, конечно, благодарен.

И новые знакомства! Тут полно талантливой молодежи, которая просто жаждет играть все и вся. Это здорово!

Хочется поблагодарить Лидию Валентиновну за то, что она дала мне такую возможность и доверие быть здесь и делиться с ребятами опытом.

Анатолий Невдах, тенор, солист Самарского театра оперы и балета, пел партию Моцарта в опере «Моцарт и Сальери», исполненную на сессии МСО Поволжья:

– Я уже не первый раз участвую в сессиях МСО. От предложения поддержать концертные выступления ребят из молодежного оркестра просто невозможно отказаться. Мы работаем тут с прекрасными дирижерами, от них всегда что-то полезное для себя почерпнешь. Это талантливые люди!

Возможно, мы выглядим немножко чудаками, как и все те, кто приезжает сюда в свои каникулы и вкалывает по полной программе. Но если не делать такие вещи, которые основываются не только на извлечении прибыли, то мы забудем о чем-то настоящем…

Практическая польза – это новые партии. И Павел Кудинов, и я учили их с нуля. У каждого певца есть копилка: список партий, которые он исполняет. Есть партии, исполняемые ежедневно, ежемесячно, есть те, что лежат в столе, но наготове – уже разученные. Чтобы их вспомнить, понадобится несколько дней. На этой сессии у нас состоялась премьера – появление новой партии в копилке – для нас это всегда праздник.

 

Николай Тихомиров, валторна, Тольятти

– Я первый раз на сессии МСО. К нам в колледж пришли с предложением поучаствовать в таком проекте, и я подумал: «Хорошая возможность получить интересный опыт!»

Мне было очень интересно. Много моих ровесников тут играет, с ними можно посоветоваться, спросить о некоторых тонкостях игры на инструменте, узнать какие-то приемы. У меня появился азарт к игре.

 

 

Михаил Николаев, контрабас, Владимир – Москва

– Я учусь в академическом музыкальном училище при Московской консерватории. Анатолий Абрамович Левин работает у нас дирижером. Он и позвал меня поучаствовать в сессии.

Я первый раз в Тольятти. Мы здесь изучаем хорошую программу, которая нам пригодится в профессии, работаем над нюансировками, деталями произведений. Конечно, встречаемся со сложностями, разбираем их. Но прежде всего – общаемся, знакомимся, сыгрываемся. Все из разных уголков России, из других стран – это интересно! Мне нравится.

Я концертмейстер группы контрабасов, нас 7 человек. У каждого свой педагог, который учил по-своему. И от каждого из участников группы ты можешь чему-то научиться. Тонкостей в нашей профессии – миллион, хорошо научиться максимальному количеству мелочей.

Что полезного дала сессия? Прогресс.

Илья Горшков, контрабас, Луганск

Я участвовал в сессии МСО в прошлом году, мне все очень понравилось. И когда появилась возможность приехать еще раз, я ею воспользовался. Я тут получил очень хороший опыт работы с сильными музыкантами и дирижерами, познакомился с разными российскими школами. Самое главное – это общение, новые знакомства – это то, что необходимо в жизни и в профессии.

На этой сессии я получил новых друзей и профессиональный опыт.

 

 

 

Дарина Бикмиева, скрипка, Тольятти

– Я участвую в сессиях МСО Поволжья с 12 лет, сейчас мне 20. Учусь в Москве. Этот проект дает очень хороший опыт.

Первый раз, когда поехала на сессию, очень нервничала: мне было 12 лет, я ни разу не сидела в оркестре, для меня это было чем-то необычным. Но сессия прошла так здорово, что стала для меня настоящим праздником!

И я продолжала участвовать. Подкупал профессионализм педагогов и ребят из оркестра – музыкантов, дирижеров. Я считаю, это очень ценно.

На этой сессии МСО я научилась считать такты. Такты считает концертмейстер. А когда концертмейстером становишься ты, ведешь всю группу и считаешь такты, то ответственности больше.

Роман Татарханов, скрипка, Энгельс — Саратов

– Об МСО Поволжья я знал от своего педагога. В прошлом году я заявку отправил, но не прошел, а в этом получилось. Я думал, что буду играть тут в оркестре достаточно высокого уровня, потому что здесь собирается намного больше людей из разных городов, и уровень наставников очень высокий. Мои ожидания оправдались. Польза от участия в сессии в том, что я научился работать в оркестре, научился устанавливать контакт с оркестрантами – это очень важно для работы. Познакомился с новыми людьми, в том числе и наставниками из других городов – это ценно. Они научили многим полезным мелочам – это тоже очень важно. Все, кто здесь побывал, приезжают обратно на уровень выше, они в любом случае получили многое.

 

Мария Самылкина, скрипка, Саратов

– Об МСО Поволжья я узнала от ребят из нашего колледжа: они в прошлом году ездили, им здесь понравилось. Теперь мы сюда поехали. Я хочу сюда еще приезжать. Я планировала поднабраться тут опыта, познакомиться с другими музыкантами. Да, целый учебный год у себя в колледже мы делаем то же самое, но тут все по-другому: общения больше, оно интенсивнее.

Польза от сессии? Тут у меня хорошо пошла читка с листа. Когда приеду в Саратов, буду с легкостью читать партии на наших занятиях по оркестру.

Олеся Князева, скрипка, Саратов

– Мне порекомендовала МСО мой педагог. Я здесь второй раз. В прошлом году мне очень понравилось! У нас очень много дирижеров, все они разные, учишься приспосабливаться к их требованиям, быстро понимать, что надо сделать. Это очень важно для музыкантов, которые планируют работать в оркестре.

На сессии в прошлом году у меня был первый опыт работы в большом коллективе — в нашем городе небольшой оркестр. Кроме того, здесь такие дирижеры, от которых можно взять очень много полезного и как солисту, и как оркестранту. Это очень интересные люди.

Приехав на сессию в этом году, я поняла, что с прошлого года приобрела определенные качества, которые мне помогают. Быстрее ориентируюсь, у меня развилась читка с листа, очень много произведений мы разбираем сразу на занятиях. Я стала понимать дирижеров.

Климентий Катенин, фагот, дирижер, Москва

– Я студент московской консерватории, первый раз участвовал в этом проекте. Меня пригласил Анатолий Абрамович Левин, сказал, что будет много работы. И я очень рад приглашению. У меня есть небольшая практика дирижирования ученическим оркестром. Но за неделю, что я провел с юношеским оркестром, я значительно прибавил профессионально. Мы собрали с юношеским составом программу и очень даже здорово ее сыграли, хотя обычно такая программа готовится полгода. Ребята из оркестра меня хорошо приняли, и я с ними нашел общий язык. У нас получилась такая оркестровая семья. Надеюсь, в следующем году я смогу приехать, и со многими мы встретимся. Я абсолютно доволен!

Что полезного для себя взял? Мы здесь все в основном ради практики. У меня элементарно не было такого количества репетиционного процесса. Я тут работал по 6 часов в день с разными группами оркестра. Больше стал разбираться в технике оркестровой игры,  в управлении: как работать с коллективом, как на него влиять – словом, руками. И, конечно, концертная практика – это тоже очень важно: нечасто пока еще случаются выходы на сцену, а тут я смог в разных залах поработать. И я рад, что смог эту практику получить.