Симфонический оркестр

ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО: ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ » Вернуться к событиям
Дата:
Суббота
19 марта 22
Время:
18:00
Стоимость:
200 – 700 ₽
Возрастная категория:
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
Победы, 42, Тольятти
[aio_button align=»left» animation=»pulse» color=»green» size=»small» icon=»none» text=»ПОСЕТИТЬ БЕСПЛАТНО ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s66″]

Абонемент № 2 «Симфоническое путешествие»

Музыкальная Европа: ИСПАНИЯ

Внимание! Замена исполнителя и программы

К 30-летию Симфонического оркестра филармонии

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии

Главный дирижерлауреат международного конкурса дирижеров
Makris Conducting Competition
Игорь МОКЕРОВ

Солисты:

Виталий ВАНЬКОВ  гитара, Москва

Анна ШАТАЛОВА скрипка
Анна ЛЫСЯКОВА скрипка

[aio_button align=»center» animation=»pulse» color=»green» size=»medium» icon=»none» text=»КУПИТЬ БИЛЕТ» relationship=»dofollow» url=»https://quicktickets.ru/tolyatti-filarmoniya/s66″]

1 отделение

  • Х. Хименес. «Свадьба Луиса Алонсо»
  • П. Сарасате. Наваррская хота
    Солисты — Анна Шаталова и Анна Лысякова
  • Х. Родриго. Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром
    Солист — Виталий Ваньков
2 отделение
  • М. Глинка. Арагонская хота
  • М. Равель. Болеро

В Испании Амур не чужестранец,

Он там не гость, но родственник и свой,

Под кастаньет с веселой красотой

Поет романс и пляшет как испанец.

Его огнем в щеках блестит румянец,

Пылает грудь, сверкает взор живой,

Горят уста испанки молодой;

И веет мирт, и дышит померанец.

Антон Дельвиг, 1823

 

Испания!  Страна экзотической природы, страсти и любви и издавна служит источником вдохновения для многих художников, поэтов и музыкантов. Действительно, кто сможет устоять перед чарами красавицы в мантилье и звуком кастаньет? И кто в детстве не зачитывался увлекательными приключениями «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» и амурными победами Дон Жуана?… Испанский язык изучал Пушкин, гостями этой страны были Глинка, Айвазовский, Репин и Бальмонт. Прикоснуться к культуре Испании и ощутить ее пленяющую красоту мы предлагаем на концерте.

В первом отделении прозвучат сочинения испанских композиторов:

Херонимо Хименес (1854–1923) – испанский композитор и дирижер. Уже в 17 лет был назначен дирижером Севильской оперы. В 1885 году Хименес возгласил оркестр Театро де ла Сарсуэла, где впервые в Испании поставил оперу Бизе «Кармен». Творческое наследие композитора составляет оркестровая, камерная музыка, а также одноактная сарсуэла (“сарсуэла” – испанский музыкально-драматический жанр). Источниками его вдохновения по праву считаются ​​испанские народные песни и танцы. В историю европейской музыки Хименес вошел как изобретатель новых колористических и драматических эффектов. Оркестровая музыка Хименеса из сарсуэл De vuelta del vivero, La tempranica и La boda de Luis Alonso поныне украшает концертные залы и пользуется большой популярностью.

Пабло Сарасате – испанский скрипач и композитор (1844–1908). Родился в семье военного капельмейстера. Благодаря поддержке королевы Изабеллы получил  образование в Парижской консерватории. Концертные выступления Сарасате проходили на лучших площадках Европы, Северной и Южной Америки. Ему посвящали свои произведения Сен-Санс, Лало, Иоахим, Венявский, Дворжак и другие. Игра Сарасате отличалась приятностью и чистотой интонации, ее украшало легкое, быстрое вибрато. Также Сарасате прославился как автор виртуозной скрипичной музыки. Среди его сочинений особой любовью пользуются «Цыганские напевы», «Испанские танцы» и фантазия на тему «Кармен» – настоящие жемчужины в репертуаре скрипичной виртуозной музыки. После смерти Сарасате остались две скрипки Страдивари. Первая из них, – самая любимая артистом, – была завещана Парижской консерватории, вторая (так называемая «Буасье») – Мадридской.

Хоакин Родриго – испанский композитор (1901–1999). Ослеп в три года. Учился в Валенсии, затем в Парижской консерватории и Сорбонском университете. По окончании гражданской войны в Испании вернулся в Мадрид. Премьерное исполнение Аранхуэсского концерта для гитары в 1940 году принесло музыканту славу одного из ведущих композиторов Испании. В течение последующих лет Родриго совершил несколько гастрольных туров по Испании, Европе, Америке и Японии. Как наследник принципов Мануэля де Фалья, Родриго создавал свои сочинения контексте традиционной испанской культуры. Всего им было написано около 170 сочинений (в их числе 11 концертов). С самого начала карьеры творчество Родриго встречало благосклонное отношение критиков, артистов и публики. Особую популярность приобрели его концерты для гитары, симфоническая поэма Ausencias de Dulcinea, фортепианная сюита Cinco sonatas de Castilla, блестящий мадригал Concierto для двух гитар, основанный на любовной песне эпохи Возрождения и другие.

Во втором отделении концерта прозвучат сочинения, навеянные образами Испании.

В их ряду особое место занимает «Арагонская хота» русского композитора Михаила Глинки (1804–1857). Композитор написал ее во время заграничного путешествия. В основе сочинения – самый популярный испанский танец-хота. Мотив этого танца был сразу же записан композитором в рабочую тетрадь, как только он вступил на испанскую землю осенью 1845 года. Открывает «Арагонскую хоту» образ торжественных фанфар: они словно сзывают народ на праздник. Их сменяют наигрыши гитары, героические и волевые образы, которые в завершении превращаются в торжественный победный танец. Так, в сочинении русского композитора смело и свободно отразилась энергия испанской хоты – ее стремительный порыв к радости, к солнцу и к победному ликованию.

Морис Равель — французский композитор  (1875–1937) по праву считается одним из самых самобытных музыкантов начала XX века. Равель интересовался испанской культурой с детских лет, так как его родная мать была испанкой и происходила из рода басков. Равель любил и знал народную испанскую музыку, образам этой страны он посвятил оперу «Испанский час», а также свое первое оркестровое сочинение – «Испанскую рапсодию».  Знаменитое «Болеро» также навеяно духом Испании. Равель говорил об этом сочинении: «В 1928 году, по просьбе госпожи Иды Рубинштейн я сочинил “Болеро” для оркестра. Это – танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непременно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». Простой на первый взгляд прием вариаций (повторение одной и той же мелодии) произвел ошеломляющий эффект. Его можно сравнить с чувством восхождения на горную вершину: все шире и шире разворачивается панорама далеких и близких хребтов, все величественнее вырастают окрестные горы… Наконец, оглянувшись, вдруг видишь все в новом свете, и трудно выразимое, но вполне реальное чувство радости преодоления полностью охватывает тебя.