Минин-хор

ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО: ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ » Вернуться к событиям
Дата:
Воскресенье
20 ноября 22
Время:
17:00
Стоимость:
350-1000 ₽
Возрастная категория:
6+
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
Победы, 42, Тольятти

 

Концерт проходит в рамках проекта  «Всероссийские филармонические сезоны»
Министерства культуры РФ

Московский государственный академический
камерный хор

«МИНИН-ХОР»

Художественный руководитель – Тимофей ГОЛЬБЕРГ
Чтец Николай ШАРАПОВ
Тенор Олег КУЛИКОВ
Заслуженный артист РФ Эдуард ХОХЛАЧЕВ гобой
Участники Хора мальчиков «Ладья»
(руководитель – Галина ДЕВЯТКИНА):
Владислав ГОРОШКО и  Георгий РЕШЕТОВ дискант
Константин ГУСЕВ, Александр КОСКИН, Владимир ГРИШАНИН ударные инструменты

В программе:

  • В. Гаврилин. «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина), 1988
    хоровая симфония-действо
    для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца

Московский государственный академический камерный хор — один из самых знаменитых хоровых коллективов России. Безупречный художественный вкус, стилистическая точность, виртуозная вокальная техника с первых же концертов сделали Хор Минина национальным достоянием страны..

Коллектив создан в 1972 году выдающимся дирижером Владимиром Мининым. Он оставался художественным руководителем более 45-ти лет. В 2019-м коллектив возглавил дирижер Тимофей Гольберг; а Владимир Минин стал президентом Хора.

Хор побывал на всех континентах, кроме Австралии, и везде заслужил признание публики и критики. Огромный репертуар включает музыку более чем пяти столетий — от барокко до XXI века. Результатом тесного сотрудничества с современными композиторами (среди них Г.В. Свиридов, В.А. Гаврилин, Р.К. Щедрин, Э.Н. Артемьев другие авторы) стали многочисленные мировые и российские премьеры. Еще в советский период Минин-хор, фактически, возродил духовные произведения русских композиторов — С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова, А.Д. Кастальского

И в России, и в своих зарубежных турне Минин-хор выступал с лучшими оркестрами России: Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы». В разное время коллектив сотрудничал с такими дирижерами, как Евгений Светланов, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет; с такими солистами, как Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Паата Бурчуладзе, Иосиф Кобзон.

Дискография Минин-хора насчитывает более 40 альбомов, Телеканал «Культура» снял фильмы о Хоре «Русские святыни» и «Русская православная музыка». В сентябре 2010 года в подарок всемирно известному певцу Стингу Маэстро Минин с Хором осуществили запись песни Fragile.

Хор постоянно расширяет стилистическую палитру, работает в актуальных форматах (хоровой театр, перформанс), участвует в музыкальных и драматических театральных проектах.. Одно из новых направлений деятельности Минин-хора — создание литературно-музыкальных композиций, в рамках которых коллектив в разное время сотрудничал с такими мастерами, как Алла Демидова, Валентин Гафт, Ольга Остроумова, Светлана Крючкова. 

К 50-летию со дня основания весной и летом 2022 года Минин-хор провел масштабный фестиваль «Хор без границ» с участием  выдающихся музыкантов

Симфония действо «Перезвоны» по прочтении В. Шукшина (1988для хора, солистов, гобоя и ударных

«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» — эти слова композитора Валерия  Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, её любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают.

«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы.

Масштабы сочинения огромны: действо продолжается полтора часа и занимает два отделения концерта. Название «действо» указывает на связь произведения с уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.

Само название «Перезвоны» переполнено многими смысловыми обертонами, многозначными  и переливчатыми, и историческими ассоциациями.

Следуя авторской интерпретации этого образа, человечество «вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти, дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая».

Другое жанровое определение – «симфония» – вызвано определёнными закономерностями симфонического развития. Несмотря на отсутствие оркестра, «Перезвоны» — это эпическая песенная хоровая симфония.

Главное действующее лицо сочинения – хор (из инструментов участвуют лишь гобой и группа ударных). Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова, наконец, подразумевается его сценическое движение и жестикуляция.

«Перезвоны» имеют подзаголовок «По прочтении Шукшина».

Драматическая судьба безвременно скончавшегося талантливейшего писателя, кинорежиссёра, сценариста и актёра Василия Макаровича Шукшина не могла взволновать гражданскую натуру композитора. Ведь линии их жизни во многом схожи: выходцы из российской глубинки, силой своего таланта и трудолюбия, проторившие себе дорогу в большое искусство.

Литературно-поэтической основой «Перезвонов» стали тексты народных песен, пословицы, поговорки, детские считалки, прибаутки, а также стихи Альбины Шульгиной и самого композитора, фрагменты «Поучения Владимира Мономаха» (в переводе со старославянского академика Дмитрия Лихачёва). В некоторых частях использованы словосочетания, напоминающие звучание инструментальной музыки (например, «ти-ри-ри», «туды-сюды»).

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой — обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения — солирующему дисканту.

Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.

Премьера «Перезвонов» состоялась в 1984 году в Ленинграде и отмечена Государственной премией СССР.