«Чайковский — мелодия жизни»

ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО: ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ » Вернуться к событиям
Дата:
Воскресенье
28 октября 18
Время:
18:00
Стоимость:
150-400 р.
Возрастная категория:
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
ул. Победы, 42,
 Абонемент № 12 «Парад дирижеров»
«Чайковский — мелодия жизни»
Светлана ОСТАШКО скрипка
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии

Дирижер — Владислав ИВАНОВСКИЙ

 1 отделение

  • П. Чайковский.   «Марш» и «Гавот» из Сюиты N 1
  • П. Чайковский.  «Мелодия»
    Солист — Светлана Осташко 
  • П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

2 отделение

  • П. Чайковский. Симфония № 5 ми минор, соч. 65 
КУПИТЬ ОНЛАЙН

В воскресенье, 28 октября, в Тольяттинской филармонии весь вечер будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского. Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии под управлением Владислава Ивановского приглашает на программу «Чайковский — мелодия жизни».  Его музыкой восхищаются во всем мире. Он входит в топ самых исполняемых композиторов. Начало концерта в 18.00.

Откроют концерт по-детски очаровательные «Марш» и «Гавот» из Сюиты N 1, знаменитая «Мелодия» Чайковского, солировать в которой будет первая скрипка оркестра Светлана Осташко. Это произведение нечасто можно услышать в сопровождении симфонического оркестра, тем более в аранжировке русского композитора Александра Глазунова. Завершит первое отделение романтическая музыка увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Работу над «Ромео и Джульеттой» П. И. Чайковский начал под сенью несчастной любви к певице Дезире Арто в 1868 году. Премьера уверюры-фантазии состоялась в Москве в 1870 году, затем Чайковский вновь вносил в нее исправления — так появилась третья и финальная версия «Ромео и Джульетты», которую мы услышим на концерте 28 октября.

Во втором отделении прозвучит Пятая симфония – одна из вершин мировой симфонической музыки. Тяжелые раздумья и душевные метания сопровождают композитора в период 1887—1888 гг. Мысль его вращается вокруг «вечных вопросов бытия». В записной книжке появляется запись литературной программы для симфонии: «Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения… Ропот, сомнения, жалобы, упреки к …ХХХ. не броситься ли в объятия веры». Но эти раздумья композитора прерываются другими всплесками эмоций: триумфальной первой гастрольной поездкой в Европу в качестве дирижера. Чайковский возвращается и пишет Пятую симфонию. Симфонию о жизни и судьбе, роковых силах, мешающих человеку, и извечных его устремлениях к свету и радости.

Этот концерт продолжит абонемент «Парад дирижеров». За пультом в этот вечер — дирижер Симфонического оркестра Тольяттинской филармонии Владислав Ивановский. Молодой дирижер, на счету которого уже много интересных проектов. В числе недавних — конкурсный проект Тольяттинской филармонии «Ступени мастерства», участие в международных фестивалях искусств «Классика OPEN FEST» в качестве дирижера Молодежного симфонического оркестра Поволжья, участие в спецпроекте филармонии «Возвращение домой». В 2016 году Ивановский выступил дирижером-постановщиком оперы Б. Бриттена «Маленький трубочист, или Давайте создадим оперу!», в 2014 году принимал участие в постановке оперетты Жоржа Бизе «Доктор Миракль»

Помимо работы в филармонии Владислав Ивановский является дирижером оркестра Детской музыкальной школы N 4 им. В. М. Свердлова. Он успевает управлять двумя оркестрами, делать аранжировки для модных московских коллективов, сочинять и записывать песни, играть и петь в собственном проекте Mint Orange.

Выбор программы принадлежит дирижеру. «Репетиции длятся по несколько часов подряд. Мы пытаемся стать единым целым со сложной музыкой Петра Ильича Чайковского, — рассказал Владислав Ивановский в одном из недавних интервью. — Для того чтобы понять музыку глубже, я много читаю. Помогают изданные письма, дневники, воспоминания современников. Это был удивительно тонкий и глубокий человек, скромный и очень ранимый. Чайковский всегда был недоволен собой и стремился к идеалу».

Интересные факты о Чайковском

П. И. Чайковского по праву называют гением русской музыки , певцом красоты и радости жизни. Монументальная фигура этого композитора, патриота и гражданина стоит над многими великими художниками XIX века. Его музыка завоевала мировое признание.

Полные безграничной любви к людям, творения Петра Ильича покоряют своей простотой, искренностью, задушевностью. В понятной, волнующей художественной форме композитор передаёт пафос борьбы за светлые идеалы свободы и справедливости.

Л.Н. Толстой сказал о композиторе: «Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают всё великое, что дала человечеству Европа».

Чайковский в Кембридже

Первым из русских композиторов почетной степени доктора музыки удостоился наш Петр Ильич Чайковский. Дело было в июне 1893-го года, буквально за несколько месяцев до смерти композитора, в Кембридже. Kомпанию Чайковскому в том году составили Камиль Сен-Санс,  Макс Брух, Арриго Бойто и Эдвард Григ (последний не смог приехать на церемонию из-за болезни).

Как об этом вспоминает сам Чайковский?

Самое торжество продолжалось целых 2 дня и состояло в 1-й день из концерта, парадного обеда и парадного раута, а во 2-ой день из церемонии возведения в докторский сан, парадного завтрака и приема у супруги канцлера. Церемония состояла в следующем. В 11½ мы собрались в особом помещении и облачились в докторский костюм, который состоит из белой мантии (шелковой), обитой пунцовым бархатом, и бархатного черного берета. В ту же залу собрались все профессора и доктора университета в костюмах, подобных нашему, но другого цвета. В 12 составилась по-печатному церемониалу процессия. Я шел рядом с Бойто позади Сен-Санса. Мы прошли через огромный двор на глазах у многочисленной толпы в университетский Сенат, переполненный публикой. Каждый из нас сел на приготовленное место на высокой эстраде, вышел публичный оратор (так называется господин, специальность коего—говорить речи на этих церемониях) и поочередно каждому из нас сказал латинскую речь, состоящую из возвеличения наших заслуг науке и искусству… Во время речи тот, в честь кого она произносится, выступает вперед и стоит неподвижно. При этом в силу средневековой традиций студенты, наполняющие хоры, свистят, пищат, поют, кричат, и на все это следует не обращать никакого внимания. После речи оратор берет доктора за руку и описывает с ним полукруг по направлению к сидящему на особом месте канцлеру. Этот берет доктора за руку и говорит ему по-латыни: «Во имя о[тца] и с[ын] и св[ята] духа объявляю тебя доктором». Сильное пожатие руки, после коего тебя отводят на место. Когда все кончилось, процессия тем же порядком вернулась в первую залу, и через полчаса все в своих костюмах отправились на парадный завтрак, в конце коего старинная круговая чаша обходит всех гостей. Затем прием у супруги канцлера, и тем все кончается.

Вот эта фотография (кстати, последняя прижизненнaя фотография Петра Ильича), о которой Чайковский говорит в письме брату: «Одет я был роскошно…»

В большом готическом зале университета, основанного ещё в XII веке, будущий доктор продирижировал своей симфонической поэмой «Франческа да Римини».

Интересно, что же сказал оратор перед вручением диплома? Он  произнёс речь по-латыни о заслугах композитора, «возводимого в достоинство доктора музыки»:

— Представляю вам Петра Чайковского! Он счастливый выразитель горячего пыла и грустной мечтательности славянской натуры! Как широко охватывает он душу содержанием своих мелодий, как бесконечно разнообразен он в своих музыкальных формах! Мы восхищаемся талантом таких людей — свободным и чутким, который, как сама природа, безыскусствен и прекрасен.

Пятая симфония

Одно из самых знаковых сочинений Чайковского – его Пятая симфония ми минор , ор 65. Тяжелые раздумья и душевные метания сопровождают композитора в период

1887—1888г.г. Мысль его вращается вокруг «вечных вопросов бытия». В записной книжке появляется запись литературной программы для симфонии: «Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения… Ропот, сомнения, жалобы, упреки к …ХХХ. не броситься ли в объятия веры». Но эти раздумья композитора прерываются другими всплесками эмоций: триумфальной первой гастрольной поездкой в Европу в качестве дирижера. ….Чайковский возвращается и пишет Пятую симфонию. Симфонию о жизни и судьбе, роковых силах, мешающих человеку, и извечных его устремлениях к свету и радости. А возможно ли их достижение? Вот уже более ста лет выдающиеся дирижеры пытаются открыть тайный смысл Пятой симфонии. Что происходит в её финале? Победа роковых сил или человека над судьбой? Эти извечные вопросы и совершенно удивительная, завораживающая красота музыки притягивают слушателей и исполнителей к 5-й симфонии Чайковского и по сей день…

Трагедия любви в музыке

Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта не является зеркальным отражением сюжета Шекспира, но содержит три основных линии пьесы – мир и счастье, которое нашли двое влюблённых, когда их любовь благословил монах Лоренцо, их страсть друг к другу и вражда двух семей, Монтекки и Капулетти, приведшая в конечном итоге влюблённых к трагическому финалу. Драматический диапазон оркестра контрастирует с простыми, но вдохновенно льющимися мелодиями – темами, в которых Чайковский заключил чувства героев. ….В 1868 году молодой Чайковский был увлечён певицей Дезире Арто. Несмотря на взаимную душевную привязанность, певица, уехав на гастроли, вышла замуж, но при дальнейших встречах они сохраняли тёплые отношения. Первая симфоническая поэма для оркестра «Фатум», похоже, отражает его отчаяние и растущую одержимость тем, что он рассматривал как роковую силу, которая пронизывает его творческую и личную жизнь. Под сенью этой несчастной любви он начал работу над «Ромео и Джульеттой». Её премьера состоялась в Москве в 1870 году. Затем он вновь вносил в неё исправления – так появилась третья и финальная версия, которую мы услышим 28 октября.