«Италия: от Глинки до Чайковского»

» Вернуться к событиям
Дата:
25 ноября 2018
Время:
15:00
Стоимость:
150-350 р.
Возрастная категория:
12+
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
ул. Победы, 42,
Абонемент № 18 «Музыка для души»

«Италия: от Глинки до Чайковского»

Ольга АНТОНОВА
сопрано
Юлия КОЧЕВА
сопрано  
Роман АББАСОВ
бас 
СТРУННЫЙ КВАРТЕТ
филармонии
Анна ШАТАЛОВА скрипка
Наталья СЕЛЯТКИНА
фортепиано
Марк СВЕЧНИКОВ флейта
Георгий ИВАНОВ гитара
Екатерина КАБАНОВА альт
Алексей ДОРОФЕЕВ контрабас
КУПИТЬ ОНЛАЙН

1 отделение

  • Русская народная песня «Ах ты, ноченька»
    Исп. Р. Аббасов (a-capella)
  • М. Джулиани. Gran duetto cincertando, ор. 85
    Исп. М. Свечников, Г. Иванов
  • М. Глинка — И. Козлов. «Венецианская ночь»
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова. Н. Селяткина
  • Мелодекламация
    В. Бенедиктов. «Италия», читает И. Супрунов
    Народная неаполитанская песня Santa Lucia (инструментальная версия)
    Исп. Струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов
  • М. Глинка, Е. Баратынский. «Не искушай меня без нужды»
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Н. Селяткина
  • В. Беллини. «Каватина Нормы» из оперы «Норма»
    Исп. М. Свечников, Н. Селяткина, А. Дорофеев
  • М. Глинка. Блестящий дивертисмент на тему из оперы В. Беллини «Сомнамбула»
    Исп. Струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов
  • Мелодекламация. Ф. Тютчев. Четверостишия
    читает М. Кириллова
    М. Балакирев. «Экспромт»
    Н. Селяткина, А. Шаталова 
  • М. Балакирев, М. Яцевич. «Взошел на небо месяц ясный»
    Исп. О. Антонова, Н. Селяткина
  • Ц. Кюи – В. Немирович-Данченко. «Коснулась я цветка»
    Исп. Ю. Кочева, Н. Селяткина
  • Ц. Кюи. Струнный квартет № 3, ч. 2 — Скерцо
    Исп. струнный квартет
  • А. Бородин – А. Пушкин. «Для берегов Отчизны дальной»
    Исп. Р. Аббасов, Н. Селяткина
  • А. Бородин. «Половецкие пляски». Фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» — «Улетай на крыльях ветра»
    Струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов, А. Дорофеев,
    Ю. Кочева, О. Антонова

2 отделение

  • М. Мусоргский. «Прогулка» из цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки»
  • М. Мусоргский. «Раёк»
    Исп. Р.Аббасов, Н. Селяткина
  • Н. Римский-Корсаков – М. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»
    Исп. Ю. Кочева, Н. Селяткина
  • Н. Римский-Корсаков. «Ария варяжского гостя» из оперы «Садко»
    Исп. Р. Аббасов, Н. Селяткина
  • П. Чайковский. «Неаполитанский танец
    Исп. М. Свечников, Г. Иванов, Н. Селяткина»
  • П. Чайковский. «Дуэт Прилепы и Миловзора» из оперы «Пиковая Дама»
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Н. Селяткина
  • П. Чайковский. «Воспоминание о Флоренции»
    Исп. Струнный квартет, Е. Кабаева, А. Дорофеев
  • Дж. Россини. «Гребные гонки в Венеции»
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Н. Селяткина
  • Дж. Россини. «Итальянская тарантелла»
    Исп. струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов
  • Л. Денца. Funiculi’-Funicula’ («На качелях»)
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Р. Аббасов, Н. Селяткина

Италия: от Глинки до Чайковского

Что придумал Глинка и как получил алмазный перстень императора? Что запоминают композиторы в путешествии по Италии? Как климат, пейзажи, архитектура и уличные песни Италии повлияли на русскую музыку? Об этом будем говорить на концерте 25 ноября в Тольяттинской филармонии.

Влияние Италии и ее культуры на русскую музыку измерить сложно, но можно. Ведь в процессе влияния самое интересное – результат. У каждого он свой. Если обобщить, можно выделить три больших сферы, в которых влияние проявилось наиболее очевидно: новые сочинения, подражание (основа качественных изменений) и новаторство.

Новые сочинения. Михаил Глинка, например, три года проживший в Милане и объездивший всю Италию, по возвращении написал фантазию «Венецианская ночь». В этот вечер ее исполнят солисты камерного отдела филармонии Юлия Кочева (сопрано), Ольга Антонова (сопрано) и Наталья Селяткина (фортепиано).
Чайковский, посетивший Италию несколько раз, написал в Риме «Итальянское каприччио», а во Флоренции оперу «Пиковая дама». Уже в России Чайковский сочинил пьесу «Воспоминание о Флоренции». Но на этом список «итальянских» сочинений Чайковского не заканчивается!
25 ноября Юлия Кочева и Ольга Антонова исполнят «Дуэт Прилепы и Миловзора» из «Пиковой дамы». А «Воспоминание о Флоренции» исполнит Струнный квартет филармонии. А вы какой запомнили Италию?

Объекты подражания. Поскольку Италия – родина оперы, то и сам жанр, и итальянские музыканты и композиторы были всегда популярны в Европе. Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джоаккино Россини, Луиджи Денца – эти имена были в 19 веке на слуху  у просвещенной публики, в том числе и у русских композиторов, которые нередко подражали итальянским коллегам. Чтобы оценить, от какой итальянской музыки были в восторге слушатели 19 века, и какой стремились подражать молодые авторы, в концерте прозвучит «Каватина Нормы» из оперы «Норма» Беллини, «Итальянская тарантелла» и «Гребные гонки в Венеции» Россини и веселая песенка Funiculi’-Funicula’ («На качелях») Денца в исполнении солистов и Cтрунного квартета филармонии.

Правильный микс. Подражание – способ реализации потребности и основа будущих качественных изменений. Пример. Италия дала миру вокальный стиль и технику бельканто, а Михаил Глинка в опере «Жизнь за царя» сумел применить бельканто при исполнении мелодий, характерных для русской народной песенной традиции. Этого до Глинки никто не делал, все подражали западным образцам, сюжетам и страстям. Но ведь национальные традиции различаются. Не могут все исполнять танго, как аргентинцы, или петь, как грузинский хор. Русская публика приняла «Жизнь за царя» с восторгом, император подарил композитору алмазный перстень. Сочинение Глинки попало в нарастающий тренд интереса просвещенного российского высшего сословия к русской народной культуре – языку, песням, быту. «Жизнь за царя» стала образцом для младших русских композиторов – Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Кюи. Их обработки русских песен, пьесы и отрывки их опер исполнят солисты и Cтрунный квартет Тольяттинской филармонии.

На концерте можно узнать и услышать, как Италия повлияла на то, чтобы появились те самые «великие русские композиторы» и «мировые шедевры русской музыки».