«Италия: от Глинки до Чайковского»

» Вернуться к событиям
Начало:
25 ноября 18 15:00
Стоимость:
150-350 р.
Возрастная категория:
12+
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
ул. Победы, 42,
Абонемент № 18 «Музыка для души»

«Италия: от Глинки до Чайковского»

Ольга АНТОНОВА
сопрано
Юлия КОЧЕВА
сопрано  
Роман АББАСОВ
бас 
СТРУННЫЙ КВАРТЕТ
филармонии
Анна ШАТАЛОВА скрипка
Наталья СЕЛЯТКИНА
фортепиано
Марк СВЕЧНИКОВ флейта
Георгий ИВАНОВ гитара
КУПИТЬ ОНЛАЙН

1 отделение

  • Русская народная песня «Ах ты, ноченька»
    Исп. Р. Аббасов (a-capella)
  • М. Глинка, Е. Баратынский. «Не искушай меня без нужды»
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Н. Селяткина
  • М. Глинка — И. Козлов. «Венецианская ночь»
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова. Н. Селяткина
  • Народная неаполитанская песня Santa Lucia (инструментальная версия)
    Исп. Струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов
  • В. Беллини. «Каватина Нормы» из оперы «Норма»
    Исп. М. Свечников, Н. Селяткина
  • М. Глинка. Блестящий дивертисмент на тему из оперы В. Беллини «Сомнамбула»
    Исп. Струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов
  • М. Балакирев. «Экспромт»
    Исп. Н. Селяткина, А. Шаталова
  • М. Балакирев, М. Яцевич. «Взошел на небо месяц ясный»
    Исп. О. Антонова, Н. Селяткина
  • Ц. Кюи – В. Немирович-Данченко. «Коснулась я цветка»
    Исп. Ю. Кочева, Н. Селяткина
  • Ц. Кюи. Струнный квартет № 3, 2 ч. — скерцо
    Исп. струнный квартет
  • А. Бородин – А. Пушкин. «Для берегов Отчизны дальной»
    Исп. Р. Аббасов, Н. Селяткина
  • А. Бородин. «Половецкие пляски». Фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» — «Улетай на крыльях ветра»
    Исп. Струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов ,
    Ю. Кочева, О. Антонова.

2 отделение

  • М. Мусоргский. «Раёк»
    Исп. Р.Аббасов, Н. Селяткина
  • Н. Римский-Корсаков – М. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»
    Исп. Ю. Кочева, Н. Селяткина
  • Н. Римский-Корсаков. «Ария варяжского гостя» из оперы «Садко»
    Исп. Р. Аббасов, Н. Селяткина
  • П. Чайковский. «Дуэт Прилепы и Миловзора» из оперы «Пиковая Дама»
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова
  • П. Чайковский. «Воспоминание о Флоренции»
    Исп. Струнный квартет
  • Дж. Россини. «Гребные гонки в Венеции»
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Н. Селяткина
  • Дж. Россини. «Итальянская тарантелла»
    Исп. струнный квартет, Н. Селяткина, М. Свечников, Г. Иванов
  • Л. Денца. Funiculi’-Funicula’ («На качелях»)
    Исп. Ю. Кочева, О. Антонова, Р. Аббасов, Н. Селяткина

Возможны изменения и дополнения.

Италия: от Глинки до Чайковского

Что придумал Глинка и как получил алмазный перстень императора? Что запоминают композиторы в путешествии по Италии? Как климат, пейзажи, архитектура и уличные песни Италии повлияли на русскую музыку? Об этом будем говорить на концерте 25 ноября в Тольяттинской филармонии.

Влияние Италии и ее культуры на русскую музыку измерить сложно, но можно. Ведь в процессе влияния самое интересное – результат. У каждого он свой. Если обобщить, можно выделить три больших сферы, в которых влияние проявилось наиболее очевидно: новые сочинения, подражание (основа качественных изменений) и новаторство.

Новые сочинения. Михаил Глинка, например, три года проживший в Милане и объездивший всю Италию, по возвращении написал фантазию «Венецианская ночь». В этот вечер ее исполнят солисты камерного отдела филармонии Юлия Кочева (сопрано), Ольга Антонова (сопрано) и Наталья Селяткина (фортепиано).
Чайковский, посетивший Италию несколько раз, написал в Риме «Итальянское каприччио», а во Флоренции оперу «Пиковая дама». Уже в России Чайковский сочинил пьесу «Воспоминание о Флоренции». Но на этом список «итальянских» сочинений Чайковского не заканчивается!
25 ноября Юлия Кочева и Ольга Антонова исполнят «Дуэт Прилепы и Миловзора» из «Пиковой дамы». А «Воспоминание о Флоренции» исполнит Струнный квартет филармонии. А вы какой запомнили Италию?

Объекты подражания. Поскольку Италия – родина оперы, то и сам жанр, и итальянские музыканты и композиторы были всегда популярны в Европе. Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джоаккино Россини, Луиджи Денца – эти имена были в 19 веке на слуху  у просвещенной публики, в том числе и у русских композиторов, которые нередко подражали итальянским коллегам. Чтобы оценить, от какой итальянской музыки были в восторге слушатели 19 века, и какой стремились подражать молодые авторы, в концерте прозвучит «Каватина Нормы» из оперы «Норма» Беллини, «Итальянская тарантелла» и «Гребные гонки в Венеции» Россини и веселая песенка Funiculi’-Funicula’ («На качелях») Денца в исполнении солистов и Cтрунного квартета филармонии.

Правильный микс. Подражание – способ реализации потребности и основа будущих качественных изменений. Пример. Италия дала миру вокальный стиль и технику бельканто, а Михаил Глинка в опере «Жизнь за царя» сумел применить бельканто при исполнении мелодий, характерных для русской народной песенной традиции. Этого до Глинки никто не делал, все подражали западным образцам, сюжетам и страстям. Но ведь национальные традиции различаются. Не могут все исполнять танго, как аргентинцы, или петь, как грузинский хор. Русская публика приняла «Жизнь за царя» с восторгом, император подарил композитору алмазный перстень. Сочинение Глинки попало в нарастающий тренд интереса просвещенного российского высшего сословия к русской народной культуре – языку, песням, быту. «Жизнь за царя» стала образцом для младших русских композиторов – Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Кюи. Их обработки русских песен, пьесы и отрывки их опер исполнят солисты и Cтрунный квартет Тольяттинской филармонии.

На концерте можно узнать и услышать, как Италия повлияла на то, чтобы появились те самые «великие русские композиторы» и «мировые шедевры русской музыки».