«Средь шумного бала»

ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО: ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ » Вернуться к событиям
Дата:
Вторник
1 декабря 20
Время:
19:00
Стоимость:
220 р.
Возрастная категория:
Место:
Тольяттинская филармония
Телефон:
222-600
Адрес:
Победы, 42, Тольятти
К 180-летию со дня рождения П. И. Чайковского

«СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Романсовая лирика П.И. Чайковского
Юлия КОЧЕВА сопрано
Ольга АНТОНОВА меццо-сопрано
Любовь ПОРТЫНИНА сопрано
Роман АББАСОВ бас
Никита БУРЯК баритон
Анна ШАТАЛОВА скрипка
Анна РЫБАКОВА виолончель
Иван ЗАБЕГИН фагот
Наталья СЕЛЯТКИНА фортепиано
КУПИТЬ ОНЛАЙН

Камерно-вокальное творчество Петра Ильича Чайковского можно по праву назвать настоящей вершиной русской вокальной лирики. Его романсы поражают выразительными образами и невероятной лиричностью. Композитор очень чутко чувствовал поэзию, обращая внимание на мелодичность и ритм стихов.

Что представляет собой романс? Это небольшое вокальное произведение, в основе которого лежит поэтический текст лирического содержания. Его родиной считается солнечная Испания, отсюда и название романс (романский язык). В России же этот жанр появился только во второй половине XVIII в, стремительно завоевав большую популярность. С тех пор многие композиторы сочиняли романсы, передавая в них подчас самые искренние и даже сокровенные чувства.

П. И. Чайковский уделял внимание жанру романса на протяжении всего творческого пути, затрагивая в них различные темы. В целом, камерно-вокальное наследие композитора называют его своеобразным лирическим дневником.

Чем руководствовался Чайковский, выбирая поэтический текст для своих романсов? Большая часть вокального творчества написана на стихи известных авторов: А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, Г. Гейне, Г. Гете и др. Чаще всего композитора привлекало творчество русских поэтов из-за музыкальности стихов и изящности их форм. Чайковский отмечал необычайную яркость и эмоциональность произведений А. Толстого и А. Апухтина. Фета композитор и вовсе называл поэтом-музыкантом. Иногда в стихотворении маэстро мог привлечь внимание лишь один яркий художественный образ или же отдельная строка.

Интересные факты

· Сам Петр Ильич также сочинял стихи, чему посвятил достаточно много времени. Вокальное трио «Природа и любовь» написаны им на собственные слова.

· Не случайно исследователи творческого наследия Чайковского отмечают сходство оперных и камерно-вокальных произведений. Часто можно отыскать в романсах черты будущих арий или даже героев опер. Помимо этого, вокальное творчество композитора очень близко к его симфоническим произведениям.

· Уже в самых первых романсах исследователи находят черты симфонизма. Это проявляется в интенсивной мелодии, развитом аккомпанементе, образности музыки и драматической силе.

· Свои собственные стихи Чайковский предпочитал подписывать псевдонимом N.N. В некоторые тексты Чайковский вносил свои изменения.

· Всего камерно-вокальное наследие Чайковского включает в себя 103 романса и песни, а также семь ансамблей.

В программе:

  • П. Чайковский – А. Апухтин. «Ночи безумные»
    Ольга Антонова (меццо-сопрано)
  • П. Чайковский – Н. Щербина. «Примирение»
    Ольга Антонова (меццо-сопрано)
  • П. Чайковский – Я. Полонский. «Песнь Цыганки»
    Ольга Антонова(меццо-сопрано)
  • П. Чайковский. Ноктюрн Фа мажор
    Иван Забегин (фагот), Наталья Селяткина (фортепиано)
  • П.Чайковский – А. Мей. «Отчего»
    Любовь Портынина (сопрано)
  • П. Чайковский – А. Апухтин. «Забыть так скоро»
    Любовь Портынина (сопрано)
  • П. Чайковский – В. Соллогуб. «Скажи, о чем в тени ветвей»
    Любовь Портынина (сопрано)
  • П. Чайковский. Русский танец из балета «Лебединое озеро»
    Анна Шаталова (скрипка), Наталья Селяткина (фортепиано)
  • П. Чайковский – А. Плещеев. «Легенда»
    Роман Аббасов (бас)
  • П. Чайковский – А. Толстой. Серенада Дон Жуана из оперы «Дон Жуан»
    Роман Аббасов (бас)
  • П. Чайковский – А. Хомяков. «Подвиг»
    Роман Аббасов (бас)
  • П. Чайковский. Сцена из балета «Лебединое озеро»
    Анна Шаталова (скрипка),
    Анна Рыбакова (виолончель),
    Наталья Селяткина (фортепиано)
  • П. Чайковский – А. Фет. «Я тебе ничего не скажу»
    Юлия Кочева (сопрано)
  • П. Чайковский – А. Плещеев. «Ни слова, о друг мой»
    Юлия Кочева (сопрано)
  • П. Чайковский – Н. Греков. «Погоди»
    Юлия Кочева (сопрано)
  • П. Чайковский. Мелодия, соч. 42, № 3
    Анна Шаталова (скрипка),
    Наталья Селяткина (фортепиано)
  • П. Чайковский – А. Толстой. «Средь шумного бала»
    Никита Буряк (баритон)
  • П. Чайковский – И. Гете. «Нет, только тот, кто знал»
    Никита Буряк (баритон)
  • П. Чайковский – А. Толстой. «То было раннею весною»
    Никита Буряк (баритон)

 Продолжительность — 1 час.