Первый Крещенский фестиваль: пространство экспериментов

В Тольяттинской филармонии завершился первый Крещенский фестиваль камерной музыки. С 15 по 30 января в камерном зале филармонии было представлено 6 концертных программ.

Тематика концертов: историческая реконструкция

Фестиваль привлек в филармонию новых слушателей. Тольяттинцев заинтересовали литературно-поэтический вечер Бориса Скотневского (давно у нас не звучала поэзия в исполнении автора) и концерт-лекция, посвященная древнерусскому вокальному искусству, ансамбля «Стихира».

Но главной задачей фестиваля было продемонстрировать слушателям ансамблевую музыку, из которой впоследствии выросла оркестровая. Этому было посвящено три концерта, в которых прозвучал репертуар, не исполняемый ранее в программах филармонии.

«Концертная деятельность начиналась с камерного музицирования. Тогда композитор часто сам и исполнял свое сочинение. Концертные исполнители появились позже, когда композиторское письмо стало сложнее, и авторы музыки зачастую не могли сами исполнять свои сочинения. Тогда помимо армии исполнителей появились и большие концертные залы, а камерная музыка отошла на второй план. Сегодня есть специально построенные концертные залы и на две, и на пять тысяч мест. Там тоже можно исполнять камерную музыку, но эффект будет другой. На концертах Крещенского фестиваля мы обратились к периоду формирования камерной музыки. В наших концертах звучали сочинения от эпохи классицизма (Карл Филипп Эммануил Бах, например) до раннего романтизма (Шуберт). Русская музыка была представлена сочинениями 18-19 века», – рассказала директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова.

Новые имена

Фестиваль открылся традиционной для Тольяттинской филармонии темой «Возвращение домой»: в концерте с таким названием выступили юные исполнители, которые уехали из Тольятти и продолжают обучение в Самаре, в Москве, во Флоренции. Все участники концерта получили сертификаты на выступление с симфоническим оркестром в рамках программы «Ступени мастерства» либо на исполнение сольной программы в камерном зале или в другой программе филармонии. Часть ребят выступит в программе «Ступени мастерства» в мае 2021 года, часть – уже в следующем концертном сезоне.

Презентация белого рояля

В концерте «Зимний вечер у рояля» состоялась презентация белого рояля. Это концертный рояль «Москва», который филармония восстанавливала собственными силами в течение десяти лет. Сейчас он доведен до желаемого состояния. Рояль звучал в трех концертных программах, а 28 января предстал перед публикой и как аккомпанирующий инструмент, и как сольный, и в ансамблях в четыре и в шесть рук. Стало понятно, что рояль может звучать, теперь главное – поддерживать его в стабильном рабочем состоянии.

Эксперименты

Поскольку исторически камерную музыку исполняли различные инструментальные составы, камерный зал позволяет экспериментировать в создании разнообразных малых ансамблевых форм. На фестивале были представлены струнный квинтет и квинтет саксофонов, трио клавесин-кларнет-фагот, дуэты флейта-фагот, скрипка-альт, джазовый ансамбль. Филармония будет и дальше поощрять развитие камерного музицирования среди музыкантов в Тольятти.

Планы

«С появлением в Тольяттинской филармонии Камерного зала в рамках Национального проекта «Культура» у нас есть все, чтобы развивать камерное музицирование, в том числе в фестивальном формате. А это, в свою очередь, позволит более полно выполнять задачи по реализации Всероссийской концепции развития концертной деятельности в области академической музыки», – сказала Лидия Семенова.

Напомним, проведение Первого Крещенского фестиваля приветствовали и поддержали заместитель министра культуры Самарской области Наталья Тонковидова – она передала организаторам фестиваля приветственный адрес от министра культуры Самарской области Бориса Илларионова, руководитель департамента культуры администрации г.о. Тольятти Марина Козлова, ректор Поволжского православного института, протоиерей Димитрий Лескин.