Максим Емельяныев: чем лучше настроение у музыканта, тем лучше он играет

Какой след оставил Тольятти в карьере «яркого представителя молодого поколения российских дирижеров» Максима Емельянычева, как современники исполняли симфонии Моцарта и за чем стоит идти в концертные залы, узнал «День города».

14 мая в филармонии выступит дирижер Максим Емельянычев, которого тольяттинцы знают с его 14 лет по участию в сессиях Молодежного симфонического оркестра и фестивалях «Классика OPEN FEST». С тех пор «юный талантливый музыкант» вырос. Сейчас ему 28, столичная и мировая музыкальная пресса называет его ярким представителем молодого поколения российских дирижеров. Он лауреат многочисленных международных конкурсов, в том числе «Золотой Маски» и главной немецкой музыкальной премии ECHO Klassik. Ведущие звукозаписывающие лейблы Decca и Sony Music выпускают диски, в записи которых он принимает участие. Он дирижирует оркестрами в Испании, гастролирует по Европе с камерным оркестром барочной музыки Il Pomo d’Oro («Золотое яблоко»), где выступает в качестве клавесиниста и дирижера. За перечислением регалий и партнеров – не просто престиж, а трезвый расчет музыкальных менеджеров: на диски, концерты и работу Максима Емельянычева хороший спрос. В России он появляется не так часто, его выступления – событие. Родившийся в Дзержинске, учившийся в Нижнем Новгороде и Москве, Максим называет Тольятти родным городом.

 

Как сродниться с городом

Обычно дирижер приезжает за несколько дней до выступления, чтобы поработать с оркестром. С Максимом мы встретились в перерыве меду двумя репетициями.

– Максим, тольяттинская публика познакомилась с вами, «юным талантливым музыкантом», когда вам было 14 лет. Легко ли быть молодым дирижером и оправдывать ожидания педагогов и публики?

– Не думаю, что есть какой-то прямой ответ – легко или нелегко. Это часть профессии. Музыканты, которых знали с детства, развиваются, как и должны развиваться. Наша задача – быть лучше и лучше. Совершенству нет предела. В каждом возрасте свои плюсы. И свои задачи.

Всегда и особенно ответственно выступать в родном городе. Тольятти для меня стал родным. Я попытался посчитать, сколько раз я здесь был, и сбился со счету.

– Раза четыре или пять.

– Больше десяти, мне кажется. Очень ответственно выступать в Тольятти, потому что тебя здесь знают, и от тебя многое ждут. И ты должен быть честен не только перед собой и музыкой, но и радовать публику, которая приходит.

– Как вы впервые попали в Тольятти и Молодежный симфонический оркестр Поволжья?

– Лидия Валентиновна (Семенова, инициатор создания МСО Поволжья и директор Тольяттинской филармонии – прим. ред.) нашла меня через интернет и пригласила. То, что делает Лидия Валентиновна по организации молодежного оркестра – колоссальный труд, аналогов в России мало. Ценность МСО для молодых дирижеров в возможности стажировки с оркестром. Это настолько важно! Потому что если музыкант-инструменталист может репетировать в классе или дома, то у дирижера такой возможности нет. И конечно, в этом плане МСО – это большая школа дирижирования, через которую прошли многие молодые дирижеры: это и Азиз Шохакимов, и Валентин Урюпин, и Тимур Зангиев.

Я с удовольствием участвовал в работе МСО. Познакомился с большим количеством музыкантов, с которыми и по сей день общаюсь. В первую очередь, это Анатолий Абрамович Левин – художественный руководитель Молодежного симфонического оркестра Поволжья. Он рекомендовал меня к поступлению в Московскую консерваторию, представил моему будущему педагогу – дирижеру Геннадию Николаевичу Рождественскому. Левин познакомил меня с историческим исполнительством: записал все симфонии Моцарта, Гайдна на исторических инструментах и предложил мне впервые в МСО, в первую мою сессию, дирижировать симфонию Моцарта из-за клавесина, как, собственно, и было в те времена. Это было новое для меня. И с тех пор я выбрал историческое исполнительство своей специализацией.

«Мне приятно, что мы говорим с тольяттинскими музыкантами на одном языке»

– Если совершенству нет предела и ваша задача – развитие, то что нового увидят и услышат тольяттинцы?

– В этот приезд программа монографическая. Мы с симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии будем играть сочинения Моцарта: симфонию № 40 соль минор, которую, как мне сказали, давно тут не исполняли, – одно из немногих минорных произведений композитора; концерт № 25 для фортепиано с оркестром до мажор и увертюру к опере «Похищение из сераля» с необычной оркестровкой, включающей турецкие ударные и маленькую флейту. То есть у нас максимально разнообразный Моцарт.

Я стараюсь обращаться с этой музыкой с точки зрения исторического исполнительства. Я много этим занимаюсь, мне интересна работа с оркестром именно в этом направлении. Надеюсь, что публика оценит. Мне очень приятно работать в этом репертуаре. Надеюсь, что оркестр тоже доволен. Уже после сегодняшней репетиции можно сказать, что концерт обещает быть интересным. Мне очень комфортно работается с этим коллективом, не всегда так бывает. Моцарт стилистически очень сложный композитор, его нужно играть почти филигранно и в то же время ярко. И мне очень приятно, что мы говорим с музыкантами на одном языке.

– Я заметила, что вы много и охотно общаетесь с музыкантами. Это всегда так?

– С некоторыми я знаком по Молодежному оркестру. Очень важно чтобы был контакт и взаимопонимание у дирижера с оркестром – музыканты чувствуют себя не так зажато, понимают, что дирижер вместе с ними, первый среди равных. Чем лучше настроение у музыканта, тем лучше он играет. Некоторая доля авторитарности необходима в такой профессии, но в целом, чем ближе музицирование к камерному ансамблю, особенно в этой музыке, тем лучше это для музыки.

– А как вы сами себе создаете настроение?

– Если музыканты располагают к общению, то это нетрудно. Музыка чаще всего объединяет людей. Естественно, ты должен быть очень большим профессионалом, чтобы вообще выходить к оркестру. К любому! Это элемент профессии. Нужно знать все о музыке, как ее исполнять, об инструментах, как лучше построить репетицию, как лучше общаться с музыкантами.

Куда идти за искусством

– Вы и сейчас продолжаете учиться?

– Всегда. Мир становится более открытым, появляется больше информации. По истории музыки появляется больше сведений о том, как исполняли ту или иную музыку, количественный и качественный состав оркестра, где исполнялось произведение, для чего было написано. Также важно знать новые веяния, связанные с изготовлением инструментов. Инструменты же тоже становятся все лучше и лучше. И исполнительство меняется. И дирижер, как первый ответственный за исполнение произведения должен быть в курсе происходящего. Плюс какие-то личные впечатления и переживания от выставок, книг, и т.д. тоже влияют на то, как будет звучать оркестр.

– Как называется последняя книга, которую вы прочитали?

– Из научных можно назвать трактат Леопольда Моцарта, сына композитора, «Школа игры на скрипке». Русский перевод. Очень интересно! Это важно для того, что я делаю. Так как я также играю Моцарта на исторических инструментах, я должен знать, на каких инструментах играл Моцарт, как они звучали.

– А где вы находите эти инструменты?

– В музеях, в частных коллекциях, записи также есть – кто-то записывает музыку на этих инструментах.

– Бывало, что вас удивляло звучание старинных инструментов?

– Конечно! Все инструменты разные, со своим неповторимым тембром, набором регистров. Сейчас у нас все инструменты, точнее, их звучание, достаточно похожи на друг на друга – «Стенвей», «Ямаха» и т.д. А тогда инструменты даже одного мастера сильно отличались друг от друга. Диапазон, строй, конструкция, механика: все могло быть разным. Сочинения классиков можно равноправно играть на клавесине, молоточковом фортепиано или клавикорде.

– Как же быть?

– Изучать эпоху в целом. Играть на том, что ближе к музыке и тебе в интерпретациях. Есть разные залы, разная публика, разные оркестры. Взять хотя бы симфонии Моцарта. Моцарт играл симфонию с составом струнных в девять пультов первых скрипок и девять вторых, духовики были удвоены. И он был счастлив от такого большого состава. Это немыслимый состав для сегодняшнего дня! Музыка очень вариативна, композиторы были рады разному результату. Все зависит от задачи. Если нужно больше пышности, можно исполнять большим составом, если нужно качество звучания, нужно брать меньший состав.

–А когда важно качество звучания? На улице звук будет другой.

–Да. Но объективно качество исполнения десятью пультами на улице будет другое, чем тремя пультами в хорошем зале. На улице мы сейчас играем по праздничным поводам. А в концертный зал люди приходят послушать искусство. Так же и тогда: для императора Франца-Иосифа, например, играли по праздничным поводам. А на специально организованные концерты-академии Моцарта или Бетховена публика приходила в залы. Это были избранные аристократы, они специально шли слушать высокое искусство.

Текст и фото: Наталья Мишанина

Источник: портал DayTLT.ru, 13 мая 2017