«Потому что жизнь не ждёт»

Друзья!

Подошёл к концу 2017 год. Несмотря на простоту числа и календарную невисокосность, для Тольяттинской филармонии он был долгим и насыщенным. Просматривая календарь, я не могу даже понять, как мы умудрились вместить более 200 событий в год, где у большинства нормальных людей рабочими официально были 247 дней. А ведь репетиции и летние отпуска никто, вроде бы, не отменял) Чудеса! Но как иначе смогли бы мы охватить более 100 тысяч слушателей? А мы смогли!

Впрочем, сухие цифры отчётов можно почитать на других страничках. Я же хотел коротко подвести итоги нашей работы в 2017 году.

Миссия Тольяттинской филармонии звучит устрашающе: «помочь становлению гармонично развитой личности как части разумного человечества будущего, способствующей укреплению единства российского общества на основе творческого осмысления истории и ценностей мировой культуры в русле сохранения планеты для будущих поколений». То же, но кратко: «Музыка для будущего«. 

А теперь посмотрим, что мы сделали в 2017 году для воплощения 5 принципов, раскрывающих эту цель.

1. «Искусство для развития». Лучшие коллективы России и мира выступили в Тольятти. С вашей помощью мы смогли привезти в течение одного года оркестры Владимира Спивакова и Игоря Бутмана, провести несколько международных фестивалей и представить жителям города немалую часть палитры современного профессионального искусства — от танца и музыки до театра и литературы. 79 концертов прошло с привлечением приезжих исполнителей, 17 из них носят почётные звания, 19 — приехали в Россию из-за границы.  Партнёрами в организации концертов стали Казанская государственная филармония (с 2016 г.), Самарская государственная филармония, Альянс Франсез Тольятти, Посольство США в России, а также российские и международные концертные агентства и промоутеры (более 40). В общем и целом, на наших концертах можно было развивать самые разные способности — от слуха и голоса до владения иностранными языками и физической подготовки (чего стоит один только танец с Грегом Кофи Брауном!)

2. «Искусство, интересное обществу». Бинго! Мы не альтруисты, не можем ими быть. Нам тоже надо платить по счетам, оплачивать услуги местным и приезжающим в город музыкантам и развивать туризм через поддержку гостиниц и перевозчиков. Как некоммерческая организация, мы пускаем те деньги, которые вы нам приносите, на финансирование нашей основной деятельности. И то, что в филармонии за 7 последних лет появилось оборудования на 2 с лишним миллиона рублей (приобретенное за счёт сугубо внебюджетных средств) — показатель того, что общество готово платить за наши услуги. А значит, мы нелишние. Не знаем, кто ввёл в заблуждение главу администрации города, но две трети зала филармонии, как и оставшаяся треть, редко остаются свободными. Кассовые отчёты не врут. Стоит отдельно сказать, что мы вызвали интерес и у очень современных и скрупулёзно считающих свой «социальный» бюджет предприятий — ОАО «Тольяттиазот», ПАО «АВТОВАЗ», ПАО «Куйбышевазот». То, что на протяжении многих лет мы работаем с ними по схеме государственно-частного партнёрства — очередное подтверждение востребованности филармонии (и социальной ответственности больших промышленников).

3. «Искусство, доступное всем». Доступность — сложное понятие. То, что мы представляем (в разумных пределах) программы для любого возраста и вкуса — факт. Согласны, концертов Стаса Михайлова в филармонии не было. Зато было многое другое. По ценовой доступности мы тоже лидеры. Простое распределение цен показывает, что за билет в филармонию люди отдают сильно меньше среднедневного чека. Да и меньше пачки сигарет, будем откровенны до конца. А вот с третьей составляющей доступности —  доступности для маломобильных групп, людей с  ограниченными возможностями здоровья всё обстоит не очень радостно. Возлагаем надежды на областной бюджет и следующий год. Своими силами, к сожалению, мы с этим не справимся.

4. «Местное искусство высокой пробы». Ещё одно популярное обвинение, звучащее в наш адрес от коллег по цеху, заключается в том, что мы непатриотично много возим приглашенных артистов. Вновь зовём на помощь цифры: 74% концертов филармонии — это концерты с участием собственных коллективов. И это не случайность, а направляемая тенденция. Конечно, для того, чтобы успешно конкурировать с мировым культурным продуктом, приходится прикладывать много усилий и принимать порой непростые решения. Но в целом филармония движется в сторону «перезагрузки». Мы должны оставаться  суперквалифицированными, динамичными и мобильными. Или нас просто уберут: закон улиц.

5. «Искусство современного уровня». Сказанное выше касается не только уровня музыкантов, но и уровня всех вешалок, с которых начинается театр. Не могу сказать, что в достижении этого принципа 2017 год стал решающим. Хотя Ipad для звукорежиссуры мы приобрели на исходе года, вложения в инфраструктуру здания 1975 года постройки требуются, конечно, более серьезные.  Определённый оптимизм внушает год грядущий.

Кстати о планах. Их у нас много и дух захватывает от чисто русского их размаха. Но делиться ими под новогодние салаты я не буду сознательно. Выберем для этого другое время!

А пока позвольте мне от лица всего коллектива филармонии поздравить всех наших слушателей (нынешних и потенциальных) с наступающим Новым годом! Давайте пожелаем друг другу здоровья, счастья, мира и всего самого-самого доброго!

До встречи в филармонии!

Исполняющий обязанности директора филармонии 31 декабря 2017 г. Владислав Радьков